Бабушкин сундук

Ольга Широких
    Сказка

             Жил-был  мальчик Кузя  Рыбкин. Приехал он на каникулы к бабушке  Наде. Он каждое лето приезжал в деревню. Бабушка  у  Кузи была добрая.  По утрам  кормила  его оладьями с джемом, сырниками со сметаной, а  сама на дверном косяке отмечала  – на сколько  сантиметров её Кузя подрос за лето. Баба Надя  всем соседкам рассказывала,  какой  её Кузя умный. Только озорной больно: то флюгер полезет на крышу делать, то увеличительным стеклом поджигает  сухую травинку.  Но это конечно оттого, что мальчик  очень живой и изобретательный.  А Кузя расплывался  в  улыбке  от похвалы  и каждая  веснушка на его лице тоже улыбалась. К слову сказать, веснушек  на лице Кузи было превеликое множество.
           Затеяла баба Надя уборку. Кузя был рядом.
           – Внучок,  принеси,  пожалуйста, тряпочку, пыль протереть.
           – А где она лежит?
           –  В  ящичке стола!
            Кузя  побежал  на  кухню, выдвинул ящичек. В нем лежали ножницы,  бабушкины очки с одной дужкой,  деревянная ложка, разные тряпочки и какая-то таблетка с резким запахом. Любопытно стало Кузе, что это за таблетка.
– Ба, а что это за таблетка  с невкусным запахом?
– Так это же  нафталин, – заулыбалась она. – Он хорошо от моли спасает!
– А кто такой моль?
– Не такой, а такая. Неужели  ты никогда моли не видел? Это такое насекомое,  похожее на очень маленького мотылька.  Живет в доме,  ест ковры, шубы, кофты, носки… Кузя не поверил:  –  Такая маленькая – и ест ковры?
              –  Постепенно, конечно…. Но  запаха нафталина моль  не любит.
              Получив ответ, Кузя сунул таблетку в карман  шорт, послонялся возле бабушки. Поручений больше не было.
              Чем бы заняться?  На улицу идти не хотелось, там лил дождик и от этого  было  тоскливо и сонно.  И Кузя решил пойти на чердак.
              Там спал рыжий кот Степан, свернувшись в кресле  калачиком.
              Мальчику нравилось бывать на чердаке. На окошке висели клетчатые занавески, в самом тёмном углу  стоял большой сундук…
              Сундук? А почему Кузя раньше его не замечал?
             Мальчик  тут же оказался возле сундука. Крышка не поддавалась, но Кузя не привык отступать. Немного поднатужился… и всё. Крышка открыта.   
             В  сундуке  ничегошеньки не было  видно. Мальчик  наклонился ниже. Вот сейчас  глаза привыкнут  и он рассмотрит  всё в мельчайших подробностях.  Постепенно стали проглядываться очертания  предметов, но нужно наклониться еще…. И вдруг Кузя провалился  в сундук.  К его ужасу,  дна в сундуке не оказалось.  Он  медленно стал падать вниз. Летел Кузя так долго, что даже перестал бояться падения,  в теле появилась легкость. Он улегся на воздухе и стал ждать приземления. Воздух казался сделанным  из прозрачного киселя.  Внезапно полет закончился и Кузя  очутился на серо-голубоватом мхе мягче перины. 
             Куда это он попал? Странная полянка! Вокруг  темно,  сумеречно, словно Солнце совсем не заглядывает в эти места. Кузя стал осматриваться по сторонам. Повсюду торчали  голые пересохшие  кусты, вместо травы стелилось  желтое сено, как бывает глубокой осенью. Корневища каменных берез устрашающими змеями оплетали  голую серую землю. Чага на березах была гигантских размеров, как ступеньки... Странно, а где листва? Если здесь сейчас осень, то с деревьев должны  облететь листья!  Но ни одного листочка!  Сквозь корневища берез из сырой земли пробивались поганки на тонких ножках. Не было ни одного камня.  А холодно-то как!
И только сейчас Кузя  заметил за кустами  две пары испуганных глаз:
 – Ой! А вы кто такие? – вздрогнул от неожиданности  Кузя. Два одинаковых мальчика вышли из укрытия. В руках у них были вязанки  с хворостом и охапки сухой травы.
– Мы…. тут… на растопку…. А ты… с неба…
Один из мальчиков  все же пришел в себя:  –  Мы – братья  Носковы. Он – Лёвка, а я – Пашка.  А ты кто такой и откуда свалился?
          –  Я – Кузя Рыбкин  из….–  Кузя  невольно задумался. Не мог же он рассказать историю про то, как провалился в сундук! Кто ему поверит? –  …к бабушке приехал и заблудился тут у вас. – Кузя  поёжился от холода.
          – А-аа, понятно! – Кивнули  братья в серой одежде. Они осмелели и заговорили,  продолжая друг за другом начатую фразу. – Сразу видно, что ты не здешний! Штаны у тебя странные, короткие! Мы в таких не ходим! Нам бабушка тёплые связала! У нас еще есть мама, папа  и дедушка!  А пойдем к нам, а? Мы угостим  тебя чаем, согреешься!  Посидишь у нас, пока  твоя бабушка тебя не отыщет! Нужно торопиться, погода портится. Скоро с неба посыпятся пылинки!
            Компания пошагала гуськом по тропинке. Кузя расспрашивал новых друзей: – А почему у вас осень? У моей бабушки  сейчас лето! А когда я к вам… решил сходить, у нас шел дождь. А  зимой у нас падает  снег. Снег состоит из снежинок, а не из пылинок!  Снежинки – это такие замороженные частички воды! Если поймать снежинку, она тает в руке!
          Братья схватились от смеха  за животики.
          – Это надо же такое придумать! – Хохотал Лёвка. – Выдумщик какой! Первый раз такое слышу! Не бывает зимы и лета! А бывает вечная осень! И ничего пылинки не тают! От них только чихаешь! –  Братья дружно хохотали  над Кузей, который ничегошеньки не знает!
         Тут Лёвка посмотрел в небо и затревожился: – Нужно поторапливаться! Скоро вечно голодная  Молли  вылетит из пещеры  и  начнет проверять  свои  владения! Она не любит чужаков! Кузя, тебе нельзя попадаться ей на глаза! – И ребята побежали в сторону избушки близнецов. 
             Молли? Какое странное имя, подумал Кузя. 
             А вот и аккуратный  домик!
             –  Бабушка, дедушка! Мама, папа! А у нас теперь есть друг,  Кузя!
             На порог  вышла вся семья. Первым заговорил дедушка в зеленом шерстяном свитере. Его очки съехали на самый кончик носа. 
             –  Он на мох упал? – уточнил он. Близнецы дружно закивали.
             Тогда дедушка просиял: – Наша семья – самая  счастливая в мире! Сбылось  пророчество!  Это тот самый  мальчик, о котором  написано в Главном Сказании нашей  Страны  Нафталии!
             Все удивленно зашептали: – Не может быть! Это он? 
             Дедушка многозначительно покашлял и сказал:
             – Я тут старше вас всех и застал те времена, когда Сказание нужно было заучивать наизусть. Слушайте! Страница 44: «…. и тогда, в день ненастный, перед пылепадом,  приземлится на мох мальчик. На лице его будет  россыпь из веснушек, на ногах брюки  слишком  короткие, не по погоде. Принесет он с собой снадобье волшебное и победит злую колдунью Молли, которая властвует в Нафталии десятки лет…. Этот мальчик спасет нас всех!»
             Кузя изумился:  – Кто спасет?  Я?!
             Дедушка подошел к нему, положил руку на плечо: – Да, ты, сынок.
             Тут Кузя окончательно перепугался и затряс рыжей  головой:
              – Нет-нет! Постойте, вы что-то путаете!  Я никаких колдуний побеждать не умею! Нет у меня волшебных снадобий! Мне всего девять лет!  Проводите меня, пожалуйста,  к бабушке Наде, а то она волноваться станет!
              Дедушка  совсем не удивился  отчаянной речи Кузи. Он лишь набрал воздуха в лёгкие и продолжал: «…не захочет он поначалу признаваться  в силе волшебной! Ведь отрок скромности великой от рождения.  Привык он мнить себя обычным  мальчиком, хоть и является спасением нас всех.  Об этом говорят  помыслы  его добрые и храброе сердце».  Близнецы захлопали в ладоши, а по лицам  домашних  Кузя понял, что ему сейчас никак нельзя уйти. Мама и бабушка с обожанием смотрели на него, близнецы раздувались от гордости за такого друга. Кузя должен выждать время… Может быть, недоразумение как-то само уладится…
               А между тем, за окном стремительно темнело. Кузя никогда  не умел принимать важных решений на пустой желудок, а с кухни так вкусно пахло яблочным пирогом с корицей….
Принимали  его  как дорогого гостя.  Не мог же он повести себя, как невоспитанный человек!  От этих мыслей Кузя стал размеренным и важным.         
Мама  близнецов, которая была красавица,  накрывала на стол. Бабушка наливала чай в чашки. На столе появился румяный  яблочный пирог. 
– Как же вкусно!– похвалил  Кузя, отведав пирога.
            –  Кушай на здоровье!  Послушай, Кузя,  а что у тебя за такие интересные штанишки? – Спросила мама.
            – Эти штаны  у нас называются шортами! Летом очень удобно носить!
            – Летом? А что такое лето? Сколько я себя помню, всегда была осень, – сказала мама. Тут она посмотрела в окно и на ее лице появилась тревога. На улице  густо посыпалась крупная серая пыль. – Пылепад! – вскрикнула она и кинулась закрывать все ставни в домике. Папа  тоже плотно задергивал шторы.  Но пылинки всё равно проникли внутрь.  Все начали чихать  и желать друг другу быть здоровыми. Больше всех чихал Пашка.
             В домике сразу похолодало. Мама и папа накрыли  детей верблюжьим  пледом  и затопили печь тем хворостом, что принесли дети.
             – А расскажите мне про Молли, – попросил Кузя.  Бабушка  накинула на себя шерстяную шаль,  устроилась  в кресле-качалке.
– Давно это было... Раньше в Нафталии  было и лето, и весна, и зима….Земля была полна красок.  Мы были детьми. Солнце  появлялось на небосводе каждый день. Тогда  не было пылепадов  и уродливых поганок. Повсюду был папоротник, шиповник, росла черемша, жимолость,  рябина, шикша и ежевика. Реки были полны рыбы…
           – Пели птички,  – добавил Пашка  по рассказам бабушки.
           – …да, и птички пели. Пока не поселилась в нашу страну  Молли! Она была ненасытная! Целыми днями  только и делала, что ела Солнце по кусочку!  И Солнышко стало дырявое! Стало светить, словно сквозь дуршлаг! Стало у  нас темно и тоскливо! Тогда обглодала  она все листья с деревьев и кустов,  сточила  березовые верхушки и верхний слой земли так, что оголились корни у деревьев!  Добралась она и до камней! И наступила вечная осень, стало  нас посыпать пылью! Из-за неё Нафталия  гибнет! Никого не боится Молли. «Следующими, – похвалялась она, – я съем ваши дома. А потом и всех вас».
От этих слов близнецы  заплакали от страха. На улице стемнело. На смену слабому солнышку пришла огромная белая луна. Наступило время птиц. Они не летали на охоту днём из страха перед Молли.
В этот миг  в дверь сильно постучали. Дети прижались друг к другу.
 – А ну, открывайте! Это я, Молли!   
Страх на миг сковал домочадцев.
Папа не растерялся и  приказал детям спрятаться. Но куда спрячешься в крохотной комнатке? Колдунья не унималась,  стучала долго и сильно, потому что её шесть рук не уставали.  В какое-то мгновенье дверь в домике не выдержала и распахнулась.  Пулей влетела  невзрачная женщина  в бежевой  накидке, которая сзади напоминала  треугольные крылья. Ее черные  глазки  внимательно осматривали комнатку и всех, кто в ней находился.  Взрослые сразу же сомкнулись стеной и загородили детей.
              Такого страха Кузя  никогда еще не испытывал! Но все равно украдкой  рассматривал Молли.  Волосы у неё были редкие и бесцветные. Под носом кривился  ротик с частыми  зубами. А цвет лица напоминал прелые листья. Она была очень худая! Кузе даже не верилось, что она обладает таким отменным аппетитом!
              – Уходите! – Гневно сказал папа. –  Я не  позволю  трогать мою семью! – Но колдунья  не спешила уходить: в доме вкусно пахло пирогами, а Молли, ничего не ела, кроме двух вулканических камней, от которых у нее до сих пор горло першило!  Чем бы поживиться?  Внезапно она схватила  бабушкин клубок  красных ниток и проглотила вместе со спицами! 
               И тут её живот  издал такое протяжное: «Уу-ии-уу! Б-ррр-рр! Иу-уу…».  Кузе стало  настолько смешно, что он прыснул, зажимая рот руками.
               – Тихо ты! –  зашипели браться, но было уже поздно. Молли обладала  тонким слухом. Она  резко  глянула  в сторону  Кузи  и взвизгнула:
              – А кто это у нас такой смешливый? И румяный! Вот тобой-то  я и поужинаю!  – Недолго думая, она стала подбираться  к Кузе.  Семья окружила детей еще плотнее.  Но у Молли было существенное преимущество: шесть рук. Этими руками она расцепила кольцо из родственников  и  выхватила Кузю.  Мальчик споткнулся о дорожку и упал. Из кармана шорт выпала  таблетка нафталина и покатилась прямо к Молли. Прожорливая колдунья  схватила её:  – Что это? Конфетка? – И, не дожидаясь ответа,  проглотила её.
             Тут с Молли стало происходить невероятное. Она  стала уменьшаться. Накидка вздулась пузырями и стала осыпаться, словно  песок. Молли уменьшилась до размеров  смятого листка бумаги.  Из кривого ротика  вырвался  сиплый шёпот, словно из сдуваемого шарика: – …ш-шшш-што ты мне подс-ссс-сунул, жалкий мальчиш-шшш-шка?
         – А кто вас просил глотать неизвестные таблетки? Тем более, нафталин! Любой ребенок знает, что этого делать нельзя!  – пожал плечами Кузя.         
           Через мгновенье  от колдуньи осталась лишь  горстка пыли. Остатки пыли повели себя странно: словно повинуясь действию невидимого магнита,  собрались в продолговатую линию. Линия зашевелилась, расправила  треугольные  крылышки, открыла глазки-бусинки  и взлетела.
            – Она превратилась в самую обыкновенную платяную моль! –  Воскликнула мама. 
            – Теперь она безопасна! Пускай улетает, – сказал дедушка. – Закройте за ней дверь! А ты, Кузя, оставайся у нас ночевать! А то поздно уже и мы тебя никуда не отпустим.
            –  Да! Да! –  подключились братья. Да и сам Кузя был рад остаться.
            Не сразу заснула дружная семья. Ещё долго все вспоминали,  как Молли проглотила  нафталин  и превратилась в моль.
             – Так вот откуда пошло название нашей страны – Нафталия!  – догадался  Пашка. Спасение заключалось  в названии Кузиной таблетки! А мы и не догадывались! Спасибо Кузя, что ты нам помог!
А Кузя  Рыбкин только улыбался. Он был счастлив, что  у него появились такие друзья.

Наконец-то  все угомонились, пожелали друг другу «спокойной ночи» и  уютный домик погрузился в сон.
…Наступило утро.  Кузя уже выспался, но никто пока не вставал. Мальчик подошел к окошку, раздёрнул шторы, толкнул ставни и… не поверил своим глазам! Светило раннее солнышко, пели птички, на ветках деревьев набухали мохнатые почки верб, которые  напоминали сейчас важных шмелей. Начинала зеленеть нежная травка, а на Кузю желтым глазом смотрел одуванчик! В Нафталию  пришла  долгожданная  весна!
              Пройдусь по дому, пока все спят, решил Кузя.  У входа в кухню он обнаружил сундук, точь-в-точь такой же,  как у  бабушки. Сердце отчаянно забилось. Это путь домой, не сомневался он! Только не может же он так исчезнуть, это невежливо! Кузя отыскал листочек бумаги и карандаш. «Спасибо вам за приют! Я еще вернусь к вам!  Кузя».  Мальчик оставил записку на столе, открыл крышку сундука  и  бесстрашно прыгнул...
              На некоторое время он потерялся, лёжа на кисельном воздухе. Затем его обняло ощущение покоя…. Как же удобно и тепло...  Время летит незаметно….   И вдруг  Кузя  почувствовал,  что  кто-то трясет его  за  бок:
 – «Вставай! Ну, вставай же!». – И Кузя узнал голос бабушки Нади!
 – Кузя! Внучок! Как же ты меня напугал! Я тебя обыскалась! Хорошо, что хоть в сундук догадалась заглянуть! А ты тут спишь!
Кузя сощурился от яркого света, протёр глаза и оперся о край сундука: – Бабушка, бабушка! Мне нужно столько тебе рассказать! – заволновался  мальчик.
Я побывал в волшебной стране  Нафталии!  Там была злая  Молли! Я нашел  друзей, они близнецы – Лёвка и Пашка! У них есть дедушка  и бабушка!  А какой крупный пылепад  там был, ты  себе не представляешь! – Кузя выбрался из сундука и подошел к бабушке. – Мы все обчихались просто! А яблочный пирог какой вкусный был….
            Бабушка  гладила Кузю по голове,  пока слушала. А затем сказала: – Ну и выдумщик ты у меня, Кузя!  Не этих ли близнецов ты повстречал? – Бабушка нагнулась и достала со дна  сундука два одинаковых  вязаных  носка, левый и правый. – А не этот ли дедушка был в твоей Нафталии? – В её руках очутился старый  зеленый  шерстяной свитер. А вот мягкая  шаль. Жаль, её  немного поела моль…. Пакетик корицы,  для запаха….
            Бабушкины глаза лучились любовью. А Кузя не верил:  неужели ему всё  приснилось? 
            И вдруг его осенило. Кузя сунул руку в карман. Так и есть! Таблетки  там не оказалось.  Рыбкин незаметно подмигнул сундуку и прошептал:  «Вот так-то! Теперь я к вам точно вернусь, друзья….»
        – Что ты там шепчешь, внучок?
       – Ничего, бабушка. Думаю, надо же такому присниться,  – весело сказал он  и стал спускаться с чердака вслед за бабушкой.

От автора:
            /Копирование текста запрещено/.