Глава 24. Александр Колчак и Анна Тимирева

Лилия Каширова
Был ли Колчак выдающимся полярником  и флотоводцом? Нет,не был. Из-за ошибок Колчака  экспедиция Толля, которую Колчак спасал стала для полярного исследователя  последней.

В битвах Русско-японской войны Колчаку также не удалось прославиться.
Когда события приняли опасный для русского флота оборот — флотоводец сразу же заболел. И вернулся на миноносец только после перевода основных боевых действий на сушу.

 А когда 18 октября 1904 года русская эскадра попыталась прорваться во Владивосток — Колчак и вовсе сдал командование миноносцем, которого так долго добивался.

Некоторое время спустя он добровольно сдался в плен японцам.

В октябре 1918 года он прибыл в Омск в вагоне английского генерала Нокса. Устроив при поддержке иностранных штыков государственный переворот, физически уничтожив членов всероссийского временного правительства , Колчак объявил себя Верховным правителем.

В 1919 году власть опереточного  Сибирского правительства, названного так Верховным правителем России, опиралась исключительно на войска западных союзников в лице пёстрой англо-французско-американско-японской коалиции. От них получал Колчак гуманитарную помощь, за которую щедро расплачивался российским золотом украденным у рабоче-крестьянского государства.

Англичанам было передано 2883 пуда золота, французам – 1225, японцам – 2672 пуда золота.

 Неизвестно, сколько пудов увезли к себе янки, но зато недавно стало известно, что золото переправлялось и в иностранные банки. Создавалась, так сказать, подушка безопасности.

 В этом еще одна сущность подлости власти, возглавляемой адмиралом. Уже потом, после бегства за пределы России, белоэмигранты, чтоб Советское правительство не наложило арест в банках, перевели деньги на счета частных лиц. В Лондоне около 3 миллионов фунтов стерлингов зачислено на имя К.К.Миллера.

 До сих пор появляются документы и свидетельские показания, что на просторах Сибири частями спрятаны «клады Колчака».

Их ищут в Кемеровской, Томской и Иркутской областях, на севере Казахстана и Тюменской области, на севере Красноярского края, в Забайкалье и на дне озера Байкал, в пещерах Сихотэ-Алиня, ищут и в зарубежных странах. Однако…

Белая рать разворовала, растащила, раздарила, попрятала, вывезла за рубеж миллиарды золотых рублей российской казны, в то время как в стране царили разруха, голод и нищета. Они бы утащили с собой и оставшуюся казну, но им не позволили партизаны Прибайкалья. В марте 1920 года в Москву вернулось 18 вагонов «золотого эшелона», в ящиках и мешках находилось золото и иные ценности на сумму 409 625 870 рублей 86 копеек.

***

Очень популярна тема о необыкновенной любви, которая существовала между В.И. Колчаком и поэтессой Анной Тимиревой.

Середина дня, 12 августа 1967 года Анна Васильевна Тимирева, возлюбленная адмирала Колчака вернулась из очередной ссылки,  Анна Васильевна сидела, не шелохнувшись, будучи мыслями в далеком страшном времени, когда обваливалось государство, истреблялись народы, злоба и ненависть стелились по выжженной земле. Она читала записку от своего возлюбленного А. Колчака, написанную перед его казнью в 1920 году, записка совсем недавно  дошла до нее:

«Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо, за твою ласку и заботы обо мне. …Не беспокойся обо мне. Я чувствую себя лучше, мои простуды проходят. Думаю, что перевод в другую камеру невозможен. Я только думаю о тебе и твоей участи, единственно, что меня тревожит. О себе не беспокоюсь — ибо все известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать. Пиши мне. Твои записки — единственная радость, какую я могу иметь…». «Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся обо мне и сохрани себя.
До свидания, целую твои руки».

Обычно кутающаяся  в вязанный платок, седая  сухощавая  женщина с пронзительными глазами,  — бывшая возлюбленная  Александра Васильевича Колчака писала:

«Полвека не могу принять, ничем нельзя помочь, и все уходишь ты опять в ту роковую ночь. А я осуждена идти, пока не минет срок, и перепутаны пути исхоженных дорог. Но если я еще жива наперекор судьбе, то только как любовь твоя и память о тебе».

Красивый образ влюбленной пары. Но как совместить этот образ с  горами трупов, оставленных колчаковцами в тех местах, по которым они проходили?

Адмирал Колчак несмотря ни на что был обыкновенный мужчина, который обращал внимание на женщин и часто увлекался ими.

Жена  Колчака Софья окончила Смольный институт, характер имела сильный и независимый. Знала 7 (!) языков.   Когда Колчак сошелся с Тимиревой, она не стала выяснять отношений ни с мужем, ни с любовницей  мужа.

Жизнь Адмирала была так богата случайными и не случайными связями. В одном из писем Софья Федоровна писала своему Адмиралу: «…За кем ты ухаживал в Ревеле на вечере?
Удивительный человек: не может жить без дам в отсутствие жены! Надеюсь, что  о существовании последней ты еще не забыл?»

А Петров в своей книге «Тайна адмирала Колчака» рассказывает, что в его жизни была еще одна женщина, еще одна любовь. В период своего нахождения в японском плену после событий Порт-Артура, он влюбился в дочь своего патрона самурая Коно-Вакану.

Это был 1905 год, со  времени их женитьбы с Софьей Омировой не прошло и года. Автор книги пишет о том, что после отъезда Колчака с острова у его дальневосточной любовницы должен был родиться ребенок.
 
Черкашин: «Колчак, весьма неравнодушный к женщинам и немало погрешивший легкими связями в Любаве Ревеле»

Анна Тимирева и Александр Колчак познакомились в 1915 году в Гельсингфорсе, куда перевели из Петрограда ее мужа, морского офицера Сергея Тимирева.

Первая встреча — в доме контр-адмирала Подгурского, общего знакомого Колчака и Тимиревой, — определила их дальнейшую судьбу: "Нас несло, как на гребне волны", — писала Тимирева впоследствии.

Она первой призналась ему в любви — с откровенностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. "Я сказала ему, что люблю его". И он, уже давно и, как ему казалось, безнадежно влюбленный, ответил: "Я не говорил вам, что люблю вас".

 — "Нет, это я говорю: я всегда хочу вас видеть, всегда о вас думаю, для меня такая радость видеть вас".

И он, смутившись до спазма в горле: "Я вас больше чем люблю".

Анна методично и настойчиво отвоевывала Колчака у его семьи.

 Тимирева была последняя любовница Колчака, в конце концов она стала его гражданской женой. Со своей женой Колчак так и не развелся.

Кем же была для адмирала его гражданская жена?  Чтобы понять это, надо знать характер Александра Васильевича.  Служить с Колчаком было нелегко, во гневе он наводил на подчиненных страх.  Обращаясь к старшим себя и произнося « почтительно докладываю Вашему превосходительству» он сопровождал доклад ударами кулака по столу.

Когда ему докладывали тяжелую и грозную правду, он то вспыхивал негодованием, то он сникал и жаловался на отсутствие честных людей, то грозил всех расстрелять.

Но вот письмо Тимиревой А.В. Колчаку от 18-19 августа 1916 года: «...Если бы Вы знали, какую прелесть для меня имеет то, что Вы пишете мне в море во время операций.  О бомбардировке Варны я узнала 15-го из газет и очень порадовалась, что Вам удалось досадить братушкам».

Это пишет женщина, только что родившая сына. Это пишет «адмиральша», «милитаристка», увлеченная подвигами и победами своего любовника.

Тимирева для Колчака была не просто любовница она замещала в нем его второе Я.
 
Их отношения носили лихорадочный неровный характер и поддерживались тщением и настойчивостью Анны Васильевны. Когда настойчивость адресата досаждала Адмиралу, он мог ответить прямодушно, грубо и даже цинично.

Нельзя сказать, что Колчак страдал душевным расстройством, но определенно
он имел неуравновешенную психику и страдал перепадами настроения. Часто впадал в депрессию.

Он абсолютно не имел качеств необходимых государственному деятелю. Но надо отметить, что он был способным полярным исследователем и многое сделал в этой области. Останься он им, то его судьба сложилась бы абсолютно иным образом.

А вот полюбила ли бы его Анна Тимирева в этом случае, которая его действительно любила, я сомневаюсь.