Фридланд. День номер четыре

Татьяна Белонина
   С упоением читать книги Анхеля де Куатье стало для меня привычным и совершенно необходимым занятием. Так как я приехала во Фридланд одна, а остальные поздние переселенцы приехали семьями,  меня поселили в отдельной комнате. В таких условиях было мало возможностей для общения. Да и лучшим собеседником всегда является книга. Как удивительно через книгу открылось понятие «страдание». Но начну с самого начала.
   Утро началось в два часа ночи. Невозможность выспаться под полной луной в душной комнате заставляла выйти на улицу и подышать холодным, почти морозным воздухом мартовской Нижней Саксонии. Ночь была великолепна. Глубокое темно-синее небо было покрыто неоднородной черно-серой дымкой, словно вуалью, кружева которой отчетливо виднелись на молочном диске луны. В ее свете все находившиеся на земле предметы становились ярче, цвет каждого предмета становился глубже, а очертания - отчетливей. Я прошлась по темно-серой асфальтовой дорожке и присела на темно-коричневую скамью у темно-зеленого самшита. К нему хотелось притронуться, хотелось гладить шероховатые зеленые веточки - настолько притягательным был его цвет. После этой, почти магической, процедуры, сетовать об отсутствии сна было бы невежливо по отношению к этой красоте.
   Утро преподнесло сюрприз: работники столовой, улыбчивые приветливые немки, стали между собой обсуждать меня, а когда к ним присоединился пожилой мужчина, они уже вчетвером бросали в мою сторону насмешки. Чтобы отвлечься, я достала планшет и открыла электронную книгу. На очереди был "Учитель танцев. Третья скрижаль Завета" Анхеля де Куатье. В ней шла речь о страдании, скорее даже - о его отсутствии и об иллюзорности наших страхов. Кто свободен ли страхов - от свободен и от страданий.  Мне было также смешно и радостно оттого, что радостно им. Их работе сложно завидовать: они - граждане страны, политика которой сейчас направлена против их интересов. Под гнетом навязанной им толерантности, они улыбаются нам, чужестранцам, ищущим счастья в их родной стране. Изо дня в день, принимая нас проходящим потоком, они улыбаются, понимая, что эта масса народа занимает их рабочие места, способствует демпингу зарплат, социальным конфликтам, безработице и преступности, а, по большей части, просто живет на их налоги. Они просто улыбаются, они приветливы и вежливы, изо дня в день. Такое могут выдержать только немцы. На их месте русские женщины не просто засмеялись бы, а сорвались бы на ругань. Как любой гражданин своей страны, они страдают о ее судьбе, и это страдание вылилось сегодня в смех. Я была очень рада такому исходу: мое маленькое унижение стало уроком для меня и своеобразным освобождением -  для них. Я повернулась к ним и поблагодарила. За обедом они уже смотрели иначе и отпустили шутку: "Как такая худая может есть столько хлеба".
   Следующей проверкой знаний о страдании стал пост дочери в ВК: " go ahead & cry, little girl". И уж если 12-летний ребенок смог выдать эту фразу, то каковы же ее переживания: вдали от мамы, не имея возможности обнять, рассказать, поплакать. Я написала ей письмо, долго проплакав над ним, но будучи уверенной, что после прочтения ей станет легче. И мне тоже. Я с двух лет хотела быть рядом со своей мамой и только сейчас мне это удалось. А наша разлука - всего лишь бюрократическая формальность.
   В планах на Фридланд был важный пункт - посетить музей. Но вместо этого я решила отправиться прогуляться по городу. Силой провидения первое здание в городе оказалось именно музеем Лагеря Фридланд. Все размышления относительно боли, страданий и одиночества были стерты в прах и развеяны по ветру: передо мной предстала картина истинных ужасов, боли, разлук и смерти. История, начавшаяся Второй Мировой войной, продолжалась до сегодняшнего момента, и я, - ее маленький отголосок, стояла в самом его эпицентре. Время замерло: убитые, пленные,  узники, департированные, пропавшие без вести, вернувшиеся после войны и переселившиеся многими годами позже...  И я - российская немка, потомок переселенцев, департированных в 41-м и не доживших до своей реабилитации, стою в центре зала с серыми стенами, покрытыми множеством фотографий реальных лиц, видеодокументов о тщетных попытках воссоединения родных людей Востока и Запада, вырезками из газетных статей о поздних переселенцах, в ожидании скорейшего воссоединения со своей семьей, стою и плачу, осознавая что именно следует называть "страданием".
   Бессмысленная, глупая, жестокая братоубийственная война, на которой русские и прусские братья бьются между собой, глядя друг другу в голубые и серые глаза,  осознавая себя врагами. Сколько боли, страха, невыносимых с человеческой точки зрения страданий. Но основным выводом экспозиции был не ужас смерти, а ужас одиночества, потери близкого человека. В центре всего стоял живой человек как самая большая ценность, которую следовало спасти в этой войне.
  Музейная экспозиция потрясла до глубины души, но жирную точку поставила фраза, прозвучавшая из современных репродукторов: "Цена уплачена, а выучен ли урок?" Мне хотелось рыдать: великая цена уплачена нашими народами, но мы живы, а значит - все можно исправить и направить в верное русло.
   В моей голове, как на карусели, кружилось много вопросов.
   Удивительным образом ответ на многие пришел сам. На улице ко мне подсел чернокожий парень и заговорил со мной. В лагере я часто встречала переселенцев с африканского континента: от чего они бегут? почему именно сюда? Наконец-то я могла узнать это из первых уст. Я, ведь, тоже бегу от чего-то. Но контраст между разрешением на проживание по приглашению и побегом из своей страны очевиден. Моя принадлежность к нации дает право на гордыню, но именно от этих мыслей мне и хотелось избавиться. Он рассказал, что прибыл из страны под названием Кот-ди-Вуар, сбежав оттуда от войны и кризиса и, как и многие, желает попытать счастья в германском государстве. У каждого - свое страдание.
    И я задумалась: а что для нас, выходцев из бывшего СССР, а также жителей Германии, значит понятие "государство"? В голове всплывали другие понятия, которые давно стали синонимами ему: "величие", "империя", "размах". Точные и скрупулезные германцы добиваются своего шаг за шагом, сильные и непредсказуемые славяне - разом, после долгого процесса "запрягания лошадей". Но цель одна - величие. И то, что поддерживает его, называется - "дух". Именно этот дух и становится основой наших деяний в истории: и в великой дружбе, и в великом противостоянии наши страны сильны духом. Это и делает нас успешными, сильными и непостижимыми для иных умов.
   Впечатления прошедшего дня не давали уснуть и складывались в вопрос: как? Я взяла в руки книгу: "Записки сумасшедшего. Четвертая скрижаль Завета". Книги Куатье магическим образом влияли на мое миропонимание. Они словно задавали вектор, в котором я двигалась. Ответ читался с самой первой страницы, и ударял каждым словом, словно молотом: "Так от кого же вы бежите? Мы не даем себе шанса быть цельными. Мы раздвоены. Это потому, что мы не доверяем себе".