Закон Архимеда и секрет башни

Ондион
продолжение, предыдущая глава здесь: http://www.proza.ru/2014/09/16/57

 - Так что там было?
 - Где?
 - В шкафу.
 - Не знаю. - Айна опустила глаза. - Я убежала.
 - Ну как ты могла! Это был такой шанс узнать...
 - Ну так сходи сам. - Обиделась она.
 - Думаешь, я не пробовал? Дверь всегда была закрыта.
 - Ну, так может, теперь её открыли?
Берт сглотнул и кивнул.
 - Я попробую... завтра. - Он отвернулся и сделал один шаг от неё по двору.
Айна догнала его и положила руку ему на плечо.
 - Берт... может, не надо? Там что-то не так. Мне кажется, нам нельзя ходить туда...
 - Да какого чёрта! - Почти крикнул он. Потом вдруг смягчился и посмотрел ей в глаза. - Ты же знаешь, я теперь спать не смогу, пока не узнаю.
Айна взяла его за руку.
 - Давай посидим здесь ещё немного.
Берт кивнул в темноте.
Они сели у основания башни, прислонясь к ещё теплым после дневной жары камням. Ночь была звёздная, они молчали и думали об одном и том же, но каждый по-разному. Под ними засыпал город, и тёплые огни гасли один за другим. Айна глядела на запад, где угадывались силуэты гор, что спускались к невидимому морю.
Далёкая тень пересекла золотую нитку Небесного пояса, двинулась влево, закрывая звёзды. Берт почувствовал, как Айна вздрогнула. Он тоже увидел это движение по исчезающим звёздам. Он не успел бы досчитать и до десяти, как тень оказалась над ними. Она зависла на мгновение неподвижно и стала снижаться, увеличиваться.
 - Дирижабль?
 - Нет. - Напряжённо шепнул Берт. Теперь уже угадывались очертания, острые, стремительные. Оно было уже почти на высоте башни, огни города слегка подсвечивали снизу, и стали заметны чёрные детали на озарённом отсветом брюхе. Огромная чёрная стрела зависла на мгновение над ними и вдруг резко пошла вниз и в сторону, и опустилась за стеной в соседнем дворе.
Берт бросился к стене, присел, Айна встала ему на плечи, и он осторожно поднялся.
  - Ну, что там?
Стена заканчивалась как раз на уровне её глаз. За стеной угадывался ещё один двор, в котором она никогда не была. Внизу, за стеной, всё укрывала темнота, огни города озаряли только башню.
 - На стену влезть можешь? - Спросил снизу Берт.
 - Нет. - Уверенно ответила она. Берт хорошо знал, что это означает. Она не станет этого делать.
Айна соскользнула вниз, в надёжные руки Берта. Что-то говорило ей, что им пока нельзя знать эту тайну, но когда-нибудь она обязательно откроется, и от этого Айне было тепло, словно она уже владела ею. И от этого она улыбалась.
 - Пойдём спать, хватит на сегодня тайн. А то завтра занятия проспим.
И она ушла в темноту, оставив удивлённого такой переменой Берта посреди двора.

 - - -
После урока математики он ждал её в дверях и с таинственным видом увёл в один из мрачных коридоров.
 - У меня очень важная просьба, пожалуйста, пойми. Я знаю, что он важен для тебя...
 - Кто? - Айна удивилась его тону, ещё не поняв, что он хочет.
 - Твой браслет. Мне он очень нужен, для одного дела...
Айна сразу приняла неприступный вид.
 - Я всё понимаю... но мне кажется, ты смогла войти в башню...
Она стала ещё суровее.
 - Ну сама подумай, чем мы отличаемся. Перед тобой дверь открылась, а передо мной - нет. У тебя есть браслет, а у меня нет!
 - Вообще-то, кроме браслета у нас много других различий... И вообще, самое простое - может быть, ты просто пришёл к двери в неподходящее время, а мне повезло проскользнуть туда, когда она случайно была открыта.
 - Может быть, ты и права, но я должен проверить! Понимаешь, в этой башне просто пахнет солами. Этот белый шкаф... А браслет - это чудесная вещь, которая тоже больше всего на свете связяна с солами.
Айна задумалась. Она так привыкла, что браслет всегда незаметно сидит на руке, и теперь боялась с ним расстаться. Она не снимала его никогда, даже когда мылась, или ныряла. Но ведь это всего лишь вещь, она не должна привязываться к вещам. Ей захотелось доказать себе, что это не так...
 - Держи.
Она подцепила его пальцем, браслет регко растянулся. Она хотела сказать что-то ещё, предупредить, что он значил для неё, и что будет, если он вдруг его потеряет... но это было не надо, она знала. Берт всё понимал. Он только посмотел ей в глаза чуть дольше обычного, осторожно взял прозрачное кольцо и быстро ушёл по коридору.


После занятий он не пришёл. Айна ждала его, как обычно, под огромным клёном у северной стены, где травянистый склон круто уходил вниз, а за поворотом начиналась тропинка в горы - начало большинства их приключений.
Она ждала, пока огромное солнце не опустилось в море, потом бросилась в северный корпус, где располагалась его спальня, но его там тоже не оказалось. В гостиной она наткнулась на его товарища, который сказал, что Берт на занятии не был и в спальню не приходил.
Айна бросилась в библиотеку, замерла на пороге, перед большим залом со множеством шкафов. Было тихо, она быстро и бесшумно пересекла зал. Вот и тёмная арка. Мгновение помедлив, она вернулась в центр зала, где на столе догорала одинокая свеча.
Он там. Без сомнения. И что-то произошло с ним. Может быть, браслет защищает только её? Тогда она должна быть там, где браслет, чтобы задействовать его силу для защиты. Что это за сила - она не знала, но предполагала, даже верила, что она есть. Та самая сила, которая до сих пор исполняла все её желания, но которую она не замечала. Это была ошибка, нельзя было отдалять браслет от себя.
Она бросилась в тёмный проём, вверх по ступеням в полной темноте, понимая, что ничто теперь не будет освещать ей дорогу.
Она наткнулась на дверь как раз тогда, когда вытянула вперёд руку, ожидая препятствие. Память сохранила все движения с первого раза, или это браслет помогал ей запомнить тогда?
Дверь не поддалась. Она была заперта.
Айна прислонила ухо к двери и прислушалась. Полной тишины не бывает, всегда слышен шорох насекомых, шум ветра, задевающего башни, потрескивание деревянных перекрытий замка. Но сейчас даже этого не было, как будто остановилось само время, и всё, что могло двигаться, замерло, как она сама.

Она не знала, как заснула, только смутно помнила, как пришла в свою спальню после бесчисленных тёмных коридоров замка, которые она прошла в поисках. Но уже тогда это было отчаяние, она была уверена, что не найдёт его. Снов она тоже не помнила, а когда вздрогнула и проснулась, то первая её мысль была "Берт". Вечером она уже не смогла бы найти учителей или кого-нибудь из старших, но сейчас было утро, и она могла просить помощи у кого угодно. Конечно, им попадёт, но что это значило теперь...
Она влезла в платье и бросилась из спальни. Она распахнула дверь, яркий свет ослепил её. Солнце светило прямо в глаза, огромное, заполняющее всё пространство. Айна остановилась, зажмурившись, потом оглянулась направо. Солнечные лучи под острым углом пересекали коридор, подсвечивая кружащуюся в воздухе пыль. Она проспала!
Айна бросилась по поридору, потом вниз по лестнице и в южный корпус. За закрытыми дверями с обеих сторон слышались голоса, стук мела по доске - там шли занятия. "Берт" - снова подумала она. За этой дверью должен быть Берт, если он вдруг вернулся. А в конце коридора - класс основ физики, куда она спешит. Ничего, если она уже всё равно опоздала... надо убедиться.
Она бесшумно приоткрыла дверь. Через щель был виден проход и спины учеников. Они что-то писали. В дальнем ряду справа... где обычно сидел Берт... Айна тихо приоткрыла дверь ещё чуть шире, стараясь сдержать дыхание после бега по коридору. Место Берта не было пустым, он сидел спиной, это несомненно был Берт!
Она с трудом сдержалась, чтобы не ворваться внутрь, броситься к нему с криком радости и гнева "где ты был, раздери тебя чёрт!"

Но тут тяжёлая рука легла на её плечо. Айна быстро обернулась. Перед ней стоял учитель Основ Физики!
 - Что ты делаешь здесь?
Айна оглянулась на дверь в конце коридора. Вероятно он дал задание и вышел пройтись. Она смело взглянула ему в глаза.
 - Я хотела...
 - Меня не интересуют твои отговорки! Быстро в класс!
Его густые брови были вздыблены и не предвещали ничего хорошего, так что Айна бегом направилась к двери и вошла. Ученики заметно вздрогнули, услышав звук открываемой двери, и она поняла: учитель не в духе с самого утра. Она быстро села на своё место и посмотрела на доску. Там был грубо нарисован корабль, над которым в воздухе висели три бочки. И только теперь она осознала, что вчера, бегая до глубокой ночи по коридорам школы, даже не вспомнила об учёбе. А она должна была выучить какой-то закон. Что-то там было про плавающее тело и выталкивающую силу. У неё была отличная память, но для неё это было естественно, она с удивлением обнаруживала, что некоторые ученики не могли на следующий день повторить то, что учили перед этим накануне, хотя ей обычно было достаточно одного объяснения учителя. Но сейчас она никак не могла вспомнить формулу, которая была написана вот на этой самой доске всего два дня назад.
Она опустила голову на руки, и не почувствовала браслета на привычном месте... Может это потому, что с ней нет её талисмана? Чудесной машины солов, оберегающей её, исполняющей все её желания?

 - Ну что? Утонет корабль, если на него нагрузить три бочки?
Учитель вошёл бесшумно, что было неожиданно для такого широкого, и на первый взгляд неуклюжего человека.
Он был учителем старой закалки и говорили, что он страшен в гневе. Но Айне не довелось это видеть. Может быть, это было и её заслугой. Потому что, когда никто не мог ответить, он обычно спрашивал Айну, а когда она отвечала (а она отвечала правильно, ну, или хотя бы почти правильно) то успокаивался и продолжал урок. Но сейчас ей было страшно. Она знала, что если никто не сможет ответить...
 - Ну? Кто знает? Питер, как должны мы рассуждать, чтобы получить ответ. Я не прошу дать ответ сразу, просто скажи, что с чем нам надо сравнить, чтобы дать ответ. Я подсказываю!
Питер, маленький, забитый на вид ученик, с жалким видом стоял у доски, старательно разглядывая нарисованный корабль, и молчал.
 - Михель! Помоги ему, напиши, какая выталкивающая сила будет поднимать корабль.
Михель с жалким видом подошёл к доске, взял мел... написал С=... на этом его мысль зашла в тупик.
 - Я уже подсказал почти всё. Размеры корабля три на восемь, высота - два! Какой у него объём?
 - Эээ... - сказал Михель.
Густые брови учителя сошлись вместе.
 - Вон там, в углу в вазе стоит тонкая хворостина. Она не использовалась уже три года. Вальтер не одобряет... Но для некоторых тупых учеников нет другого способа заставить думать головой.
Учитель говорил тихо, но каждое его слово в абсолютной тишине ложилось  как тяжёлая бочка на палубу нарисованного корабля.
 - Я клянусь, что эта хворостина прогуляется по чьей-то заднице... Того, кто следующий не ответит на простейший вопрос!
Он оглядел замерших учеников. Айна почувствовала холод в животе. Взгляд остановился на ней.
 - Айна! Уж ты-то знаешь, поплывёт корабль или потонет? Не посмотрю, что ты девочка, корабль потонет из-за твоей ошибки!
Она встала. Не очень понимая, что делает, она чётко сказала:
 - Я не знаю.
Брови учителя поднялись. Потом снова сомкнулись.
 - Я поклялся.


Снаружи шумел ветер. Она постепенно начала ощущать себя здесь и сейчас. Айна лежала на своей кровати лицом в подушку. Это было совсем не больно, он ударил всего три раза и, скорее для острастки, чем для наказания. Гораздо сильнее должно было быть ощущение позора, ведь её наказывали перед всем классом. Но не это мучило её сейчас больше всего. Точнее не только это.
Едва учитель отпустил её, она гордо, спокойным шагом, прошла к двери. Только когда дверь закрылась за ней, Айна бросилась по коридору в соседний класс.
Занятие только что закончилось, ученики собирали листы бумаги и расходились. Но Берта не было. Она спросила, но в ответ ей сказали, что его никто с утра не видел.
Нельзя лежать вот так, надо действовать. Айна вскочила и выбежала из комнаты. Коридоры вывели её на солнечный двор с неработающим фонтаном. Тяжёлая дверь пряталась в тени галереи, Айна налегала на правую створку всем телом, пока дверь не открылась достаточно, чтобы пролезть. Солнечный свет, пройдя через высокие витражи, ложился на ряды столов, на пыльную кафедру. Здесь всё было так же, как в первый день.
Она пробежала по центральному проходу, ковёр заглушил её шаги, выглянула в следующий коридор. Айна остановилась перед дверью с позеленевшей табличкой turris septentrionalis. Она могла прочитать, но не могла произнести это без запинки. Все знали, что это означает всего лишь "северная башня" но выглядела табличка настолько значительно, что никто не спрашивал, откуда она, кто и когда (и зачем!) повесил её.
Айна толкнула дверь, она легко открылась. Где-то в глубине башни звякнул колокольчик. Айна поднялась по крутой железной лестнице и оказалась в круглой комнате с окнами на все четыре стороны, почти такой же, как та... наверху библиотеки, только все стены от окна до окна здесь были заставлены книгами.
Вальтер, косматый и седой, сидел за столом и смотрел на неё, словно чего-то ждал. Айне показалось, что глаза его усмехаются.
 - Айна?
Он знал всех учеников по имени, это было странно, учитывая, что они нечасто видели его, Вальтер редко выходил из своей башни.
Айна не знала, что надо было сейчас сказать, и она сразу сказала главное.
 - Берт пропал!
Вальтер на мгновение задумался.
 - Да, мне говорили, он не был сегодня на занятиях, но я думал, он ушёл домой, к своему дяде. Мы уже послали одного из старших учеников в город, он ещё не вернулся.
Я понимаю, он твой друг... Не волнуйся, его найдут. У нас есть всё, чтобы его найти. Если нам станет что-то известно - ты первая из учеников узнаешь об этом.
Айна кивнула.
 - Что-то ещё?
Она покачала головой и опустила глаза.
 - Спасибо!
И уже в коридоре она поняла, о чём спрашивал ректор. Конечно же, о её наказании. Он не мог не знать. Может быть, Вальтер сначала подумал, что она пришла жаловаться на учителя? Конечно же, Айна была достаточно смелая и независимая, чтобы быть в силах это сделать... Но нет, она не из таких. Это странно, но она даже не чувствовала обиды или злости на учителя. Она видела, что Учитель физики не хотел её наказывать, но так получилось, он поклялся и должен был это сделать. Ведь учитель, нарушающий свои клятвы, ничего не стоит в глазах учеников.
Теперь надо подумать об учёбе. Книги лежали стопкой на столе. Она взяла Основы Физики и залезла с ногами на кровать.


За окном уже стемнело, и потолок светился тёплым светом. Айна не заметила, как увлеклась и прочитала уже много глав вперёд. Не просто прочитала, а поняла. Основы Физики всегда были понятны, она просто представляла себе все те эксперименты, о которых было написано, и мысленно получала те же результаты, которые получались в опытах. Если формулы надо было запоминать для завтрашнего урока, это было чуть сложнее, но и тогда они были понятны и логичны. Если от добавления чего-то результат  становился больше, то это пишется сверху дроби, если меньше - снизу. Остаётся только не забыть множители. А главное - все те вещи, которые она видит вокруг и знает с детства, обретали новый, логичный смысл, и теперь уже проверены числами. Тот же самый корабль, он погружается в воду, а вода поднимается, даже если это огромный океан, она всё равно поднимается ну хоть совсем немножко. А потом она пытается опуститься и снова занять то место, где сейчас находится корабль. И этой воды ровно столько, сколько вытеснил корабль, и она выталкивает корабль ровно с такой силой, сколько она весит. Как же это просто! Надо просто сравнить вес этой воды и вес корабля со всеми бочками.
Она оторвалась от книги. Берт... Она забыла это имя на то время, пока читала, но теперь... Так нельзя, она не может просто ждать.
Айна вскочила. Надо попробовать ещё раз, а может быть, вдруг она не увидела что-то важное.
Посреди большого зала, на небольшой площадке, свободной от книжных шкафов, по-прежнему горела свеча на столе.
Странно, если в спальнях светится потолок, почему не сделали такой потолок здесь? И удобнее, и нет опасности сжечь книги, случайно уронив свечу. Айна взяла подсвечник со стола и бесшумно пошла к тёмной арке.
Дверь из толстых досок на самом верху лестницы по-прежнему была закрыта. Она даже не шаталась, когда Айна изо всех сил толкала и трясла её. Но было кое-что ещё, что она раньше не заметила. В том месте, где, вероятно с той стороны, находился засов, на досках были сважие царапины и вмятины. Кто-то пытался просунуть что-то острое в дверную щель. А ещё ниже край доски был обожжён. Кто-то тоже хотел открыть дверь и спасти Берта? С чего она взяла, что Берт всё ещё _там_?
Она вернулась в спальню и долго не могла заснуть. Почему Вальтер ничего не сообщил ей? Должна ли она была честно сказать, куда ходил Берт? Да. Конечно же, она должна была сказать это ещё вчера! Если Берта не найдут... даже страшно думать об этом. Айна твёрдо решила снова пойти к Вальтеру сразу после занятий, он, конечно же, знает об этой башне всё. А там, пусть её наказывают.


На доске был по-прежнему нарисован всё тот же злосчастный корабль. Учитель специально не стал его стирать, надеясь, что после вчерашнего спектакля ученики запомнят эту картинку до конца своей жизни.
 - Ну что, поплывёт корабль или потонет? - Ехидно прошептал Ник, её сосед, толкнув под локоть. Ученики заметили, что теперь на ней нет волшебного браслета, и многие связали вчерашний её провал с его потерей. Таких всезнаек всегда недолюбливают, хотя Айна никогда не зазнавалась и была добра ко всем, и теперь они, не скрывая злую радость, намекали, что её всезнайству пришёл конец.
Колокол возвестил начало урока, и Учитель стал спрашивать всех. К его радости почти все ученики в этот раз перечитали и поняли материал, запуганные вчерашним спектаклем, а кто не понял, тот просто выучил простую формулу.
Дошла очередь и до Айны.
 - Как вычислить глубину осадки корабля. На какую глубину он погрузится в воду?
Айна ответила сразу:
 - Выталкивающую силу создаёт только объём подводной части. Когда корабль погружается в воду всё глубже, то этот объём увеличивается и выталкивающая сила растёт. До тех пор пока выталкивающая сила будет меньше веса корабля он будет погружаться, как только они сравняются - корабль остановится на какой-то глубине. Зная вес корабля, можно найти объём воды, создающий такую же силу. Зная объём и размеры корабля, можно найти глубину осадки.
"Вот так вам," - думала Айна, теперь они не будут думать, что она получала все знания волшебным способом. Но самое главное, она доказала это себе.

После занятий она забежала в свою комнату занести книги, которые она в этот раз не забыла взять.
Какой-то предмет привлёк её внимание, что-то лежало на подушке. Айна обернулась - это был её браслет. Он совсем не светился, но лишь она коснулась его - он начал разгораться. Айна принесла его к глазам: в прозрачной глубине горели далёкие искры. Были ли это звёзды - она никогда не знала. Но теперь, среди звёзд светились огненные буквы "не теряй". Буквы разгорелись и начали гаснуть, и вскоре от них не осталось ничего.
Айна сидела на кровати, держа браслет в руке. Всё изменилось. Теперь есть последняя возможность, до того, как она расскажет всё Вальтеру.

Было время ужина, большинство учеников ушло в столовую. Айна заглянула в библиотеку и прислушалась - в зале, вроде бы, не было никого. Она быстро и бесшумно пробежала за шкафами, если кто-то и был там, то вряд ли он услышал, как Айна скользнула в арку.
Да, Берт был прав, это браслет открывает дверь в башню. В этот раз она легко открылась, едва Айна толкнула. В комнате всё было так, как она запомнила: узкие окна, белые стены, освещённые закатным солнцем... И шкаф. Берта, конечно же, не было. Ни в каком виде, хотя Айна была готова ко всему. Очевидно, он был здесь, открывал шкаф... А потом ушёл. И потерял браслет. Вот почему он не показывался! Ему просто было стыдно перед ней.

Айна не стала открывать шкаф. Раз она может свободно входить сюда, она успеет это сделать позже. Надо найти Берта, это сейчас важнее. Теперь, когда она знала причину, совершенно не обязательно было бежать к Вальтеру. Она решила сначала проверить все места, где он мог быть.
Айна решительно направилась к двери и бросилась вниз по лестнице. Она думала, что сначала проверит все дворы, где они любили гулять, потом - тропинку в горы, что начиналась у северной стены... и так задумалась, что налетела на кого-то в полумраке лестницы. Знакомые руки поддержали её.
 - Берт... - улыбнулась она.
 - Айна!.. я... я не... - он не мог найти слов. Айна подняла руку. Браслет горел ярко, как её радость. Наконец Берт осознал то, что видит. - Но как?
 - Теперь это неважно, - улыбнулась Айна, и радостно обняла его.

Берт почему-то молчал, хотя похоже, очень хотел рассказать что-то. Его вид был смущённым и расстроенным.
 - Ты был там. - Утвердительно сказала Айна.
 - Да. Я был прав, браслет открывает эту дверь... Понимаешь, я потерял его ТАМ. И потом не мог снова войти.
 - Значит, это ты пытался ломать дверь.
Берт опустил голову.
 - Да. Несколько раз. Но там, под слоем досок - железо! Но я сломал бы и его, ведь я не мог показаться тебе без браслета.
 - Бееерт. - Айна обняла его одной рукой. - Это всё было не нужно, я бы поняла. Ты напугал всю школу, Вальтер искал тебя. Даже страшно подумать, что это значит.
Айна подумала, что ректор мог привлечь к поискам даже солов, если бы это понадобилось.
- Ладно, подумай теперь, что ты ему скажешь. - И, глядя на растерянного Берта, она добавила, - Я, конечно, заступлюсь за тебя.

После наказания отношение учеников к ней несколько изменилось. Она никогда не хвасталась и не зазнавалась, но всё равно, те, кто учились хуже, завидовали её способности понимать и запоминать практически без усилий. Без сомнения, завистники были рады, что и ей, наконец, досталось. Они заметили пропажу браслета в тот день, это было очевидно: теперь, лишённая талисмана, она такая же, как они. Но она снова отвечала на следующий день отлично, словно не замечая пропажи.
Перед занятием Айна незаметно сняла браслет и спрятала в карман, чтобы они не заподозрили её в обмане. Пусть привыкнут и запомнят - не в браслете дело.
У Берта, конечно же, был серьёзный разговор с учителями, и с Вальтером отдельно, но его счастье, что моральные страдания разрешились, и история закончилась благополоучно. Впрочем, ещё не закончилась.

---

(продолжение: http://proza.ru/2021/05/22/814)