Философия бессмертия

Зуев Андрей Яковлевич
       Время и вечность – два момента всеобщего противоречия двух движений, одно из них конечное, другое  - бесконечное. Время – категория, характеризующая сравнительную продолжительность конечного события. Следовательно, время имеет значение только лишь в качестве категории бытия. Вечность как бесконечность неправильно воспринимать в форме арифметической совокупности бесконечного числа не связанных между собою конечных событий. Такую бесконечность великий Гегель называл дурной бесконечностью. Движение конечное (к примеру, человеческая жизнь) есть момент движения бесконечного. С научных позиций, эволюцию органического мира на Земле и развитие человеческой цивилизации, правильно понимать как единый и бесконечный процесс, где каждая конкретная и конечная жизнь в едином движении Развития переходит в свою бесконечную форму.

       Тенденция прехождения человеческой жизни не вычёркивает её бесследно из движения исторического развития социальной материи. Следовательно, личность человека, в отличие  от конкретной материально-физической сущности, бессмертна.  Мы наблюдаем жизнь не в изолированном от бытия движении прехождения, а в одновременном бесконечном движении возникновения её в новом качестве, которое придаёт последующим поколениям людей всё большую устойчивость и жизнеспособность. Эволюция органического мира и развитие общества возможны в условиях диалектического взаимодействия движений конечного и бесконечного, то есть времени и вечности. Время и вечность – категории взаимосвязанные, значит, противоположные, конфликтующие между собой и тем самым, побуждающие социальный мир к непрерывному развитию.

       В становлении социальной материи они взаимно проникают одна в другую с исчезновением разности (различия) и возникновением нового качества жизни с её спокойной простотой.   Переход бытия в новое качество – инобытие (вечность и бесконечность) – осуществляется в двух формах бытия (материальной и нематериальной), которые составляют единое целое новой человеческой жизни. Первая, передаёт наследственность с помощью кода ДНК. Вторая, передаёт знания и мудрость поколений благодаря высокой культуре развитых языков. Эти формы относительно обособлены одна от другой и могут не сойтись гармонично в конфигурации новой личности, но в целом встречаются и остаются в бесконечном движении развития человечества.

       Совсем не факт, что мои мысли и идеи будут поняты и восприняты моими потомками, имеющими мою генетическую идентичность. Цензор третьего политического управления в 1903 году, разрешив к публикации «Капитал» К.Маркса в России, сопроводил  своё решение словами: «Сей труд мало кто прочтёт, а прочтя, мало кто поймёт». Однако же нашлись люди, которые прочли, поняли и совершили в 1917 году Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию. Мои же мысли и идеи направлены на формирование одухотворённого восприятия жизни у самых любимых и дорогих мне людей, то есть такого качества их жизни, которое наделяет жизнь и всё, что с ней связано, Высоким Смыслом целесообразного существования. В этом целеполагании содержится и моё личное бессмертие.

       Идея бессмертия души – стержневая идея религиозного мировоззрения. Она разрабатывалась человечеством тысячелетиями, отражая конкретные запросы и проблемы жизненной практики людей. Основываясь на современных научных знаниях, в том числе на диалектической логике Г.Гегеля, можно уверенно говорить о жизни после смерти, то есть о возможности бессмертия. Жизнь после смерти есть, но она другая, та же самая, но иная.  Человек смертен в индивидуальном  и бессмертен в коллективном движении жизни.   Человечество в целом бессмертно. Религиозно-мистическая парадигма бессмертия души отражает только один момент бессмертия, в то время как, высшая теория общественного развития отражает материальный и идеальный его моменты.

       Тем не менее, не смотря на объективное бессмертие «индивидуального» в «коллективном», биологическая смерть конкретного человека всегда является психотравмирующим событием для его друзей и родственников, а мысль о ней омрачает существование многим людям задолго до указанного события. В связи с этим обстоятельством, считаю возможной положительную оценку паллиативного значения психотерапевтического воздействия, заложенного в религиозной культуре. Люди должны уходить в «мир иной» без страданий физических и моральных.

        К большому сожалению, на мой взгляд, российское законодательство и, соответственно, медицина, уделяют недостаточное внимание «перезревшей» проблеме комфортного умирания. Множество людей в Российской Федерации ждёт своей биологической смерти как единственного способа избавления от физических или душевных мучений. В современном, хотелось бы думать, цивилизованном человеческом обществе, подобное отношение к умирающим людям недопустимо.
27.07.17 г. Пермь. А.Зуев, врач - психотерапевт, коммунист, социальный философ.