сикстинская мадонна

Елена Николаенко 2
            В моём далёком детстве в маленькой четырнадцатиметровой комнате коммунальной квартиры тесно было помещаться нашей семье из четырёх человек: папа,мама, я и маленький братик. Не было места делать уроки за собственным  столом, негде было уединиться.
            Круглый стол посреди комнаты был рабочим местом мамы и почти всегда был завален шитьем. Она шила  знакомым, соседкам нехитрые наряды. И шила она по ночам, чтобы не мешать нам спать, старалась делать это тихо и быстро, чтобы вдруг кто-то не донес на неё за незаконную подработку.
            Женщинам нравилось, как шила моя мама, и заказы были всегда. Я же ей и помогала - сметывала, гладила.А уроки делала днём,когда она была на работе, - отодвигала раскроенный шелк или штапель и решала задачки. Или вечером, сидя на скамейке и разложив учебники на большой табуретке возле детской кроватки братика.
             Там же папа учил меня играть в шахматы. Там же, в уголке, мы с ним разбирали этюды, осваивая гитару.

             Тогда не было в семьях икон, не приветствовалось это. Но у нас в углу висела маленькая, в размер журнального разворота, таинственная картина - Сикстинская мадонна. Я тогда не знала, кто автор этой картины, кто на ней изображен. Но в редком моём одиночестве я долго разглядывала эту картину, пребывая в каком-то другом мире. Она завораживала меня, притягивала, рождала какие-то мечты,грезы.
              Мама только сказала,что это произведение великого художника мира -Рафаэля Санти. И я всегда хотела узнать о ней побольше, узнать о художнике и том времени. Мама говорила, что это дева Мария, мать Иисуса, и держит она на руках своего сына.

              Не помню, куда делась эта картина. Куда все вообще девается? Но она была для меня окном в мир прекрасного. Потом я часто видела ее, и чаще отдельную ее часть - озорных ангелочков внизу картины. Тогда мне сразу вспоминалось  моё счастливое бедное детство, озаренное любовью и настоящестью.
              Хотелось когда-нибудь увидеть эту картину в настоящем виде. Но пока этого не случилось. И, наверное, уже не случится. Хотя надо только попасть в Дрезденскую галерею и посмотреть на это полотно размером 265 х 196 см.
              Датирована картина 1512-1514 годами.
Это наиболее известная картина Рафаэля, посвящённая теме мадонны с младенцем. В одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, причём, не только благодаря своей красоте, но и потому, что король Фредерик Август Ш Саксонский купил ее у церкви Сан-Сиксто за огромные деньги. Случилось это в 1754 году. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всем мире название картины 'Сикстинская Мадонна'. А прежде она называлась -'Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой'.
            Точные обстоятельства заказа церковью этой картины неизвестны, а первое упоминание о ней находим у Вазари - биографа великих художников, в его 'Жизни художников' в 1550 году. Здесь и выдвинуто предположение о заказе церковью этой работы после того, как она пострадала во время оккупации Северной Италии Францией. И после 1512 года изгнания французов из страны, церковь  была открыта после реконструкции и украшена этим замечательным полотном.
 
            Картина очень величественна. Особенно величественно выглядит фигура матери Иисуса. Она изображена художником в полный рост, почти в натуральную величину. Это  единственное такое изображение Рафаелем Девы Марии.
            Коленопреклоненная фигура Святого Сикста благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с младенцем. Это один из первых римских епископов, принявших мученическую смерть в 258 году.
             Справа на картине изящно преклонила колени Святая Варвара. Однако, ее взгляд обращен вниз на озорных ангелочков. Принято считать, что Святая Варвара приняла мученическую смерть в 300 году, однако, есть и предположение, что на самом деле такой святой не существовало. И она - фантазия художника.
             В нижней части полотна художник поместил маленьких ангелочков. И они вносят в картину ноту озорства и непринужденности. Взгляды их тоже обращены к Деве Марии. Считается, что деревянный объект, на который опираются ангелочки, - это гроб Юлия П, чья тиара стоит в нижнем углу слева.

            Рафаэль Санти считается самым талантливым художником и архитектором, когда либо жившим на Земле,великим художником эпохи Высокого Возрождения.Его гений получил признание не только у современников, но и в последующие века.

            Известны и находятся в лучших музеях мира и другие произведения художника:
          Обручение Девы Марии.      - Брера, Милан
          Галатея.                - Рим, фреска в вилле
                Фарнезина
          Афинская школа.            - Рим Ватикан-фреска
          Десять его гобеленов на
          Евангельские темы.         - Ватикан
          Аллегория юности.          - Ватикан
          Три грации.                - Ватикан
          Святой Георгий борется с
          драконом.                - Лувр
          Архангел Михаил,побеждающий
          дъявола.                - Лувр
          Видение Иезекиля.          - Палаццо Питти



                Полное собрание работ всемирно известных
                художников
                Художественная Галерея 2  Рафаэль