Советы молодым композиторам 9

Родионов Виталий Константинович
Модест Мусоргский

«…Народ хочется сделать: Сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – и мерещится мне он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального. И какое страшное (воистину) богатство народной речи… Какая неистощимая (пока, опять-таки) руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа!»
М. Мусоргский.

Самобытные герои и массовые сцены вместе взятые составляют русский народ в операх Модеста Петровича Мусоргского. Народ в его операх многолик: безмолвный, покорный, бойкий, тревожный, бунтующий, творящий расправу, безжалостный, готовый разнести всё вокруг себя, молящийся, кающийся, милосердный к нищим и калекам. Народ Мусоргского – это неудержимая людская стихия!

«Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить её в опере».
М. Мусоргский.

В «Борисе Годунове» Мусоргский раскрывает идею законной власти, в «Хованщине» - междоусобной борьбы за власть. Для Мусоргского не цари, а народ – движущая сила истории. Ранее композиторы не разрабатывали проблему власти и народа с такой конкретностью и достоверностью, как это делает Мусоргский.

«Для меня важная статья – верное воспроизведение народной фантазии, в чём бы она не проявлялась».
М. Мусоргский.

Фантазия народа в операх Мусоргского причудлива: она обнаруживает себя в сказках и былинах («Баба Яга», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), в языческих суевериях (симфоническая картина «Ночь на лысой горе»), в религиозных верованиях (плач Юродивого в опере «Борис Годунов»), в народной по складу песне о горестной доле женщины (ария Марфы из оперы «Хованщина»), в осознании величия и красоты русской природы (вступление к «Хованщине» «Рассвет на Москва-реке») в грёзах о земном счастье (сон парубка из «Сорочинской ярмарки»).

«Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель… Какую речь не услышу, кто бы ни говорил (главное, что бы ни говорил), уж у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи».
М. Мусоргский.

В операх Мусоргского разные сословия общества говорят по-разному: царь Борис – государственным языком, его сатрапы – угодливым, летописец Пимен – величавым, монахи – богомольным, хозяйка корчмы – по-бабьи расторопным, Самозванец – гонорливым и капризным, Мария Мнишек – льстивым, Юродивый – плачущим. Буквально то же наблюдаем в «Хованщине». Мусоргский даёт исторический срез России 16-17 веков, запечатлевая её духовный облик для будущего!

«Какой обширный, богатый мир – искусство, если целью взят человек».
М. Мусоргский.

Никто из композиторов до Мусоргского не раскрывал психологию человека с такой яркостью, как автор «Бориса Годунова» и «Хованщины». Сколько героев в этих операх, столько же неповторимых характеров. Мусоргский – гениальный музыкальный портретист!

«Я хочу сказать, что если звуковое выражение человеческой мысли и чувства простым говором верно воспроизведено у меня в музыке и это воспроизведение музыкально-художественно, то дело в шляпе».
М. Мусоргский.

Воссоздание человеческой речи музыкальными средствами – это сырая земля, глина, из которой надо слепить кувшин. В «Женитьбе» Мусоргский замечательно воспроизводит звуками разговорную речь, но ещё не лепит кувшин. Это он делает в операх «Борисе Годунове» и «Хованщине». В них речитатив получает мелодическую окраску. Музыка превращается в искусство!

«К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовёт жизнь; дальше, ещё дальше в путь добрый, с большим рвением к новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения, и твёрдою ногою стать на земле обетованной - вот великая, увлекательная задача!»
М. Мусоргский.

Мусоргский зовёт к новым берегам в искусстве с таким энтузиазмом, с таким напором, какой редко встречается у композиторов. Это речь страстного реформатора, убеждённого в правоте своих идей! К какому бы музыкальному жанру не прикасался Мусоргский, - он творит новое искусство: народные драмы «Борис Годунов» и «Хованщину», фортепианный цикл «Картинки с выставки» с богатой красочной палитрой, романсы и песни, близкие по духу к народному творчеству, среди которых можно назвать «Светик Савишна», «Сиротка», «Колыбельная», «Семинарист», «Песня о блохе» и другие.

«Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека».
М. Мусоргский.

Ставя перед собой грандиозные задачи в оперном искусстве, Мусоргский буквально сгорает в творческом огне! Композитор умирает в 42 года. Впрочем, гению и этого достаточно! Александр Пушкин создаёт трагедию «Борис Годунов» в 26 лет, Модест Мусоргский – народную музыкальную драму «Борис Годунов» - в 30-летнем возрасте.

«Прошло время писаний на досуге; всего себя подай людям – вот что теперь надо в искусстве».
М. Мусоргский.

Мусоргский всецело отдаёт себя музыке. Некоторая автобиографичность присутствует в его самоотверженных героях: монахе Пимене, посвящающем жизнь летописному делу, вождю старообрядцев Дасифею, идущему на костёр за веру, Марфе, самозабвенно преданной любви. И Мусоргский – летописец истории в музыке, и Мусоргский безоговорочно верит в свою миссию преобразования оперы, и Мусоргский безоговорочно любит созданные им творения!