На белом пароходе за чёрной судьбой

Валентина Судакова
Зачем, люди злые, зачем вы такие,
Зачем объявили войну?
С женой молодой разлучили навеки,
Угнали в чужую  страну

   (народная песня Кировской области,
    её поют, когда мужчин провожают
    на войну)


Может, именно под эту песню провожала деревня на фронт этих молодых парней, которые нашли последнее пристанище в Городищенской земле. Прах их покоится в братской могиле в хуторе Западновка,
   Ходят люди мимо.Кто остановится да всплакнёт, помянув погибших во Вторую Мировую солдатиков, а кто и пробежит мимо , даже не замедлив шага у священного места.
   Кто они, чьи имена записаны на мраморных плитах? Какая злая судьба уложила их здесь вместе?
   Остановись, прохожий, смахни пыль с мраморной плиты, убери сорняк, а, может, посадишь здесь цветы или польёшь посаженные?Или просто постоишь в раздумье, поблагодаришь похороненных здесь  за мир, что они отстояли для тебя, твоих детей и внуков?
   Мало им теперь нужно, этим солдатам, защитившим своими жизнями твою землю.
   О двух, совсем ещё юных солдатах, чьи имена выбиты на мемориальных плитах памятника в Западновке, я узнала из письма брата одного из них. А третий, уплывший вместе с ними на белом пароходе за чёрной судьбой, похоронен не здесь.
   Куприян Ширкин, Демьян Смышляев, Павел Хохлов родились в разных деревнях Кировской области, но учились в одной школе. До войны успели закончить семь классов, а Куприян отучился ещё и на первом курсе ветеринарного техникума.
Родился Куприян в семье, где было девять детей. Любил животных, жалел их и лечил.Был очень смелым и физически развитым парнем. А его друг Демьян был отменным гармонистом, знал много песен. Был красивым и жизнерадостным. И любил работать. Отец у него рано умер,и все мужские заботы по дому лежали на нём.
   Провожали их в армию в августе сорок второго. Стояла жара, время обмолота и уборки ржи. Все работы в поле были приостановлены-стар и млад вышли, по обычаю, .провожать парней на фронт. Призывники с каждым попрощались отдельно. Сельчане давали им наказ:разгромить врага и живыми вернуться домой. Второй наказ эти трое не выполнили. Но кто это знал тогда? Тогда плакали и плясали, пели частушки и плакали навзрыд.
   Сыграл Демьян в последний раз на своей гармошке, застегнул на ней ремешки и отдал её матери. Храни. Вернусь-сыграю. Уронила на гармонь седую голову мать, припала к сыну... Больше они никогда не увиделись.
   А Анна Ивановна, мать Куприяна, поехала с ребятами на сборный пункт. Никогда не забыть ей белый пароход, который увозил её сына и других парней по реке Вятке. Как не хотелось ребятам расставаться с родными, как ругался на них сердитый военный начальник! Последний раз прогудел белый пароход. Капитан понимал, как драгоценна каждая минута, когда ещё видишь родные лица и родные берега. Пароход  поплыл вверх по течению, сделал крутой разворот и снова прошёл мимо пристани. Новобранцы сгрудились на палубе, махали руками и кричали прощальные слова.Кричали и плакали провожающие их родные, стоявшие на пристани.
   Большинство этих ребят не вернулись в родные места. Разбросаны их косточки по белому свету. А Куприян с Демьяном встретились в братской могиле. Они погибли одновременно при артобстреле,Куприян -от осколка в голову-мгновенно , а Демьян долго мучился: весь низ разворотило...
   Их друг Павел Хохлов  успел сообщить об этом их родителям, а вскоре и сам погиб на Калининском фронте.
   Что чувствовали эти безусые, ни разу ещё не брившиеся солдаты-мальчишки, когда бросались в атаку, какие слова кричали, как приняли первый бой? Какие мечты убиты вместе с ними? Никто теперь не расскажет об этом. Травой заросли окопы и высоты, которые устилались телами этих мальчишек. Может, в последнем их сознании возник белый пароход, но только привозивший их в родную деревню ,и прохладные волны родной реки, омывающие ноги спешивших им навстречу матерей.
   Но следующий миг был небытие. И вечная память...Немного им теперь надо:смахнуть пыль с плит, посадить и полить цветы на их могиле, постоять минуту в молчании. И на том спасибо. Значит, не зря погибли они, если через многие годы люди не забыли их поимённо:
                Куприяна Ширкина,
                Демьяна Смышляева,
                Павла Хохлова.
    
          Каждый навечно приписан к своему месту.