Обрести свою жизнь значит обрести человечность

Жарасбек Коргамбаев
Обрести свою жизнь – значит обрести человечность

Человек как единственное вселенское существо, как носитель сознания, уже вполне созрел до разумных человеческих отношений, а, следовательно, и до истинного научного познания мира, мира, в котором он живет, составляя его содержания, смысл и цели. Но мешают ему стереотипы, выработанные капитализмом. Небезызвестный Станислав Белковский, которого называют провокатором не только в России, но и в немецкой печати, на заданный ему вопрос: как он к этому относится сам? Он ответил:
«Блестяще. Ведь главная задача провокатора — провоцировать. Если мне это удается, то я счастлив, потому что главная проблема сегодняшней политической жизни России в том, что никто не может никого ни на что спровоцировать. Нет ни новых идей, ни возможности их обсудить, мышление за штамповано, люди — заложники каких-то стереотипов, которые не имеют отношения к сегодняшней реальности. И только методом жесткой провокации можно взорвать это политико-интеллектуальное болото. Чем я и занимаюсь». В его рассуждениях просачиваются следующие мысли. Для кого-то распад социализма было катастрофой, а для кого-то — наоборот, восхождением к вершине жизни, о котором они мечтали в советском обществе. Тем не менее, они могут рассуждать о катастрофе, имея в виду не себя. Но когда они рассуждают о "процветании", то имеют в виду себя. Но поскольку жизнь зыбка и богатый может неожиданно разориться, а бедный разбогатеть, то в этом вырабатывается и прокладывает себе путь новая точка зрения. Ведь не все же могут сохранить власть и свое состояние, как В. Путин.
Да и счастье Путина — не постоянная величина.
Через призму современного хаоса нужно уметь, стало быть, читать этот мир и видеть ростки будущего. Как субъект познания человек действительно является центром мироздания, и этого он чувствует, воспринимая мироздание, открывающееся перед ним в процессе его жизнедеятельности. Как личность он уже сложился, и ему уже нужно сознание личности. Историческое и общественное развитие человека – сложный процесс, происходящий во взаимодействии материального и идеального, сознательного и бессознательного, объективного и субъективного. Исторически у него складывались понятия, представления и чувства, отражавшие мир, в котором он живет. И самым сложным являлось самопознание и самосознание. Ведь человек весь мир вобрал в себя. Он в себе, по сути, идеально синтезировал этот мир. Тем самым он создал духовный мир как его собственно человеческий, который и должен раскрываться и развиваться в процессе его развития как личности. И когда мы говорим о бесконечности жизни, то имеется в виду тот факт, что это развитие не может иметь конца и богатство мира отдельным человеком не может быть исчерпано. Поэтому объективное постоянно превращается в субъективное, материальное в идеальное, а не наоборот, как предполагал Гегель. И мир, который сегодня для миллионов и миллионов людей авершается материальным, в конце концов, обретает духовный смысл в человеческуом объединении людей.
 Гегель был апологетом буржуазного строя. И человек как единственный носитель сознания еще не знает себя и свой мир и живет еще вещами и внешним миром, создавая их сам для себя как условия его простого материального существования. И интересно ведь то, что во всей истории только 2-3 процента населения двигала миром, создавала институты, производило идеи и т. д. Теперь, наоборот, эти два-три процента населения так фанатично разрушают этот мир и сводят людей с ума, создавая мифы за мифами и иллюзий.
Вообще кажется, в мировом движении еще нет положительных тенденций, дающих просвет и выход в будущее. Но это только кажется людям, еще не осознавшим себя и видящими в этом мире только самого себя в потребительском отношении. А что значит созреть и прийти к человеческим отношениям? Разве это не переход от ненависти к любви, от отчуждения к единению и слиянию человеческих душ? Люди – не животные, они, в конце концов, принадлежат к роду человек. И они должны осознать себя как такового и преодолеть свою животную сущность. И тогда им откроется подлинный мир человека как новое пространство жизни. Ведь другой для меня – это целый мир, идеально скрытый в каждом. И этот мир может безгранично развиваться, все гдубже и глубже раскрывая смысл человеческой жизни в своем идеальном, субъективном выражении. И если люди стремятся друг к другу, значит, они чувствуют родство, объединяющее их. Значит, они чувствуют их близость. И все это должно осознаваться.
Каждый человек рождается только в свое время и со своим назначением в этом мире. Другое дело, что не каждый осознает это в силу социального устройства. Даже в наше время высокого интеллекта это удается только редким людям. Из них формируются люди, посвятившие себя обществу, люди, без которых любое общество погрязло бы в рутине. Их называют возмутителями спокойствия, провокаторами. Это поэты, писатели, философы и другие, привязанные своей пуповиной к человечеству, народу. И кому-то выпадает нелегкая доля подготовить такое глобальное сознание для этих передовых людей. И интересно, что эти же 2-3 процента населения дальше продолжают историю, до возникновения нового объединения.


А теперь давайте поговорим о новом человеке, с которого и начинается вступление в будущее. Зачем криваить душой, без него мир не изменится и не станет человечным. А в погоне за богатством, как уже известно доподлинно, люди просто опустятся на уровень дикости и попросту исчезнуть, растворившись в деньгах. А эти представления нереальны. И их я не придерживаюсь. Я уверен, что человек, как цель исторического развития, станет новым. И собственническое сознание мира уйдет в небытие.


Прежде кратко охарактеризуем коммунистическое общество в марксистском его понимании, от чего многие отказались, предпочитая собственнический мир и иллюзорную свободу человека, ассоциирующейся с накоплением вещей и свободным потреблением. Не случайно пределом мечтаний человека остается мир изобилия и сказочного богатства, порождаемого именно сохранением бедности и стремительным распространением пауперизма населения во всем мире — ростом процессов деградации человека. В представлении классиков марксизма, капитализм создает материальный базис того общества, основным принципом которого является полное и свободное развитие каждого индивидуума. Развитие человека, как и развитие мира, развитие общества не может иметь какого-либо ограничения и предела, когда его развитие раскроется. Это такое же безграничное развитие, как и богатство того мира, в котором живет человек. В этом смысле человек не может не соответствовать своему обществу. В классово-антагонистическом обществе значение имеет богатство как таковое и его присвоение классами людей, а не человек. Это общество делает ставку на производстве вещей и их распределении. И умственное развитие людей распределялось соглас но его строю. И человек исторически становился в рамках вещных отношений и измерял себя ими. Но история отделяет человека от вещей, накапливая богатства на одной стороне, а на другой создавая нищету, и в мире уже сегодня, когда он несказанно богат, огромное большинство людей выживает, полностью сосредоточенное на потреблении. Спрашивается, во имя чего? Где здесь замысел истории?

По мнению Маркса, человек будущего выступает неразделенным и цельным, соединяет в себе умственную и физическую деятельность. Его он представлял универсальным, интегральным индивидом. Человек поистине соответствует универсальности мира, только усвоив его и сделав его своим. Ведь этот мир - не мир вещей, а мир этих людей. И они будут принадлежать им всецело. И люди навсегда перестанут гонятся за вещами. И тот же Маркс доказал, что деньги не отражение человека, а эквивалент товаров. Добавлю со своей стороны. История выводит человека из капиталистического рабства, сделав его рабом денег - бумаги.


 Разорванный и однобокий человек современной цивилизации, несущий в себе собственническое сознание, являясь продуктом капиталистического рабства, никогда не сможет понять, как можно отделить от человека вещи, которые он потребляет, лишь присваивая, и без них сделать его богатым и свободным. Но усвоить богатства мира и сделать их своим можно, только отделив человека от вещей, которые определяют его сознание и отношения с миром и самим собой. Просто с устранением отношений, построенных на товаре, деньгах значения приобретают личность и отношения, складывающиеся отсюда, и вещи приобретают смысл с точки зрения человека и впервые будут подчинены человеку и его развитию в сказанном смысле. Тем самым вещи в жизни каждого найдут то место, какое они имеют на самом деле. Жизнеобеспечение каждого человека станет делом общества, а не заботой отдельных людей. На современном этапе своего развития общество уже способно обеспечивать всестороннее развитие каждого человека при разумной организации общественной жизни, подчиненной интересам развития каждого. И об этом говорил еще Ф. Энгельс сто пятдесят лет тому назад.

В коммунистическом обществе, таким образом, развитие человека становится самоцелью, точно так же как капитализм превратил в самоцель производства прибавочной стоимости, увеличивая до предела прибавочный труд.И если современный капитализм всех превратил в безработных и тем большинства людей отделило от этого общества, то это означает, что оно покидает этих людей. И именно потому, что объективно этот уровень достигнут (создан материальный базис будущего общества), в мире разлагаются производительные силы, созданные капитализмом применительно к производству вещей. И это переворачивание уже происходит и переворачивает и наше сознание, но слепо. И здесь речь идет о становлении механизмов развития человека, на котором будет основано развитие нового общества. Согласно представлениям классиков марксизма, новое общество есть ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.