Глава3 Добровольно принудительно

Кузьмин Дмитрий Григорьевич
Я не чувствовал своей ответственности в происходящем потому что это был не мой проект и я не был ведущим специалистом в области. Собственно поэтому себя героем я не видел и в герои себя не записывал.  Самолет улетал увозя счастливчиков в Россию, а я все еще не веря в свое невезение стоял прижавшись окну терминала от куда открывался вид на полосу. Рядом стоял  Сергей давнишний мой спаситель, а теперь палач. «Еще  улетите… не бойтесь… если конечно будет куда лететь» Последняя часть заставила меня обернуться. Я посмотрел на это уродливо-неприятное воплощение закона и власти: «Дайте угадаю Семен и его команда провалили операцию…» Сергей кивнул: «Пропали без вести. На связь не выходят..» Не хорошо было улыбаться, но я улыбнулся. «И кто теперь возглавит спасение мира…?» Сергей очень грустно  посмотрел на меня: «МЧС…». Я сполз на пол: «У них что программиста для роботов нет?» Сергей не меняя выражения лица кивнул: «Вы же разбегаетесь как  тараканы по всему шарику. Я за тобой еле успел, а то пришлось бы в Москве обратно на самолет сажать.  Есть еще парочка сейчас их везут сюда. Но нам дали задачу собрать как можно больше, там сотни роботов. Обратно ехали поездом из-за облачности  все аэропорты в близи станции были закрыты, а полеты запрещены. Я поспал, добравшись до научного центра я не узнал места. Всюду стояли палатки, люди в форме бегали в разных направлениях парковалась разнородная техника. Кипела своеобразная деятельность. Все таки русские это вам не китайцы. Меня провели все в тот же зал для конференций но теперь у микрофона стоял человек в форме, а зал был полон сотрудников. Озеро вокруг станции подсохло и поэтому будет две группы первая группа должна прибыть на объект и обеспечить проход к требуемым помещениям. В нее войдут соответствующие специалисты, саперы, электрики, строй бат и тд. Вторая группа выйдет с задержкой вслед за первой и в нее войдут специалисты по искусственному интеллекту, плазме и роботам. Если не получиться договориться с искусственным интеллектом  то придется перейти в режим полного ручного управления. К счастью тут почти не было китайцев, а говорили практически все по-русски. Своей переводчицы я не видел. Позже я проходил инструктаж в то время как на меня одевали спец костюм для работы в высоких температурах, неприятный высокий мужчина твердил про клапаны управление и тд. Буквально через пол часа я уже сидел в судне на воздушной подушке еще с двадцатью тремя специалистами. Двигатели взревели и машина понеслась, озеро отступило обнажив грязный грунт, проехать тут было невозможно, на самой кромке стоял застрявший гусеничный вездеход. А дальше было вообще что-то невообразимое. Лодок первой экспедиции не было видно, первая экспедиция еще плыла в сторону станции на больших надувных лодках. Через небольшой иллюминатор я видел как мимо пролетает марсианский пейзаж. То и дело попадались  различные конструкции и машины погребенные под тоннами грязи, еще реже одинокие дома или фермы. Все это мы огибали лихо закручивая виражи. Наконец по среди тумана и небольшого озера мы увидели помещения станции. Ультра современное здание чем-то похожее на детища Калатравы. Высокие бетонные резные конструкции широкие светлые галереи огромные и при том изящные пандусы. Архитектор всеми силами хотел продемонстрировать торжество науки. Только в одна часть здания сохраняла типовой вид, надземная часть непосредственно энергоустановки. Огромные трубы системы охлаждения поблескивая на солнце тянулись к станции с разных сторон света.   Строили ее изначально в долине окруженную горами в слабозаселенной зоне.  По правой стороне потянулись корпуса работников станции в архитектурном стиле под стать самой станции. А слева возвышался главный корпус станции. Мы двигались осторожно  первая группа уже была здесь и расчистила дорогу убрав с пути погнутую мачту электропередач и прочий мусор. Судя по линии вода дошла до окон второго этажа, а значит первая экспедиция сразу попала на второй этаж. Нам же приходилось пробираться к главному входу где стояли уже суда первой группы. Доступ был открыт, в стенах пробиты аккуратные отверстия, протянуты кабеля. Внутри здания работы шли полным ходом. Нас выгрузили и сразу повели внутрь. Идти было не удобно весь первый этаж был затоплен и тут было полно мусора. Сейчас проход кое как расчистили но идти приходилось очень осторожно битое стекло, бумага, обломки офисной мебели. Все время под ногами что-то хрустело. Когда ИИ, так тут все звали искусственный интеллект, открыл платину в долину хлынули разом тонны воды подобно цунами.  Сметая все, волна практически врезалась в противоположную сторону здания и вышла наружу со стороны с которой заходили мы. Из помещения офиса мы вышли в центральную галерею, тут везде мигало аварийное освещение, по стенам висели различные плакаты с фотографиями сотрудников станции чертежей и прочего. Приятного синего цвета стены были обезображены грязью и мусором. Валялись аппараты с газировкой и чипсами. Один из аппаратов от удара раскрылся и его содержимое валялось по всему полу. Кто-то из сотрудников поднял с пола банку газировки и в наушниках  разом гаркнуло несколько голосов. Видимо от шока он бросил ее под ноги и она буквально взорвалась. Костюмы прекрасно нас защищали от жары, градусник на рукаве показывал 54 градуса. Видимо температура после выпаривания озера несколько спала. Пройдя по галерее надо было спуститься на минус первый этаж так как сердце станции находилось под землей. Тут был новый пролом в стене так как ИИ заблокировал все двери. И мы увидели членов первой экспедиции их тела лежали у двери. Они небыли готовы к столь высокой температуре. Были не все возможно кому то и повезло.   Но среди прочих я увидел ботинки Семена. На лица покойников были накинуты тряпки, поэтому опознать других я не смог. Через пролом, мы попали в зону безопасности. Раньше тут всегда круглосуточно стояла охрана, но теперь у прохода к лифтам стоял лишь сотрудник с дозиметром. Такие сотрудники стояли по всюду видимо для контроля общего фона. Получив его подтверждение  что уровень радиации неопасен мы начали спуск по пожарной лестнице.  Мы были столь похожи в этих костюмах, поблескивая и освещая путь фонариками наша группа растянулась и теперь вся лестница была заполнена блестящей процессий с огнями фонарей. Красивая картина если бы не причина.  Нам нужно было спуститься еще ниже, раньше был лифт, но сейчас он не работал. Впрочем как и свет. Спускались мы долго пролет за пролетом, одинаковые площадки, безликие серые двери.  Пока не дошли до нужного этажа тут мы разделились. Робототехники и программисты роботов на лево, системные администраторы и специалисты по ИИ на право.     Центры управления были разделены и находились в разных крыльях здания. Группа энергетиков спустилась ниже так как их центр управления был там. Тут уже шли быстрее так как было налажено освещение и даже кондиционирование. Пройдя служебные помещения наша группа наткнулась на  дозиметриста, который сообщил что уровень радиации слегка превышает норму. И вот наконец пункт управления. Огромный зал с кучей мониторов  отсюда можно было наблюдать за работой  каждого робота.  В нашей команде был человек который тут работал но был эвакуирован, тщетно он пытался получить доступ в систему ИИ заблокировал учетные записи. Я любовался театром, мы ничего не могли сделать пока не победят ИИ и смотрели как роботы проверяют системы вносят коррекцию, что то было завораживающие в этом действии. Сотни роботов жили своей жизнью подчиняясь сложным алгоритмам. Система молниеносно реагировала на любые изменения. Всполохи света из-за магнитных ловушек отбрасывали причудливые тени.  А разномастные роботы суетились вокруг. «Пещера горного короля» я сказал это в слух и осекся. Несколько человек посмотрели на меня но затем вернулись к своим прежним занятиям. Сложность программирования заключалась в высокой радиации, роботы могли получить команду или программу только при заезде в бокс подзарядки и ремонта где они подключались к специальным разъёмам.  Не мог я не заметить и другого температура была завышена, роботы были оплавлены. Да сам робот из стали, но крепежи гофры прокладки для крепежей, это все резина и пластик, а самое главное провода, без которых робот это просто груда металлом. Оглядевшись я увидел печальную картину нервного ожидания и безделья. Кто-то сидел барабаня пальцами по столу, другие ходили по залу. ИИ блокировал нас и все ждали победы над ним. Хорошо оборудованный пункт вызывал приятные ощущения. Хорошая техника эргономичная мебель. Очень понравились оранжевые кресла, прикольные клавиатуры со светодиодной подсветкой клавиш.  Я попытался связаться с группой администраторов и специалистов по ИИ, но они молчали.   Тогда я решил пройтись и посмотреть в чем у них дело, меня сопровождал китайский военный в таком же костюме как и я но с оружием. Уже на выходе к нам присоединились еще двое. Очень тяжело было общаться, из-за шлемов не видно лиц. Я шел по серому коридору   на полу была разметка, весь коридор был разделен надвое, и на одной полосе были стрелки вперед, а на другой назад.  Видимо чтобы в экстренной ситуации люди бегущие на встречу не столкнулись между собой. Почти все двери были закрыты, тут практически все было на электромагнитных замках. Неожиданно я услышал крики, шлем глушил все звуки, но я был уверен. Поразмыслив несмотря  на протесты снял шлем. Температура была приемлемой но дышать было очень тяжело. Как в сауне. Подав всем знак не шуметь, обратился в слух и снова услышал женский крик. Быстро найдя нужную дверь сначала попытался ее открыть а затем выбить, но у меня не вышло, а вот крупный парень рядом со мной вышиб дверь на ура, только небольшой кусок двери так и остался держаться на магнитном замке. В небольшом кабинете, где помещался письменный стол, стул и шкаф для бумаг, на полу сидела Ниу Ван чумазая, заплаканная девочка в спортивной одежде …вот кого я меньше всего ожидал увидеть. С потолка свисал вент короб видимо по нему она и попала в комнату. Неожиданно для себя я подбежал к ней: «Что вы тут делаете? Как вы сюда попали? Как вы себя чувствуете?» Вопросы просто сыпались из меня. Между тем к нам прибежал врач и я уступил ему место, Ниу дали воды, осмотрели. Врач сказал, что у нее вывих. Моя переводчица сначала успокоилась, а затем стала уже знакомым мне образом тараторить, к сожалению на китайском, поэтому я не знал что она говорит. Принесли защитный костюм пока его одевали на потерпевшую я подумал что раз выжила она то могут быть и другие и озвучил ее в эфир, нацепив шлем. Я честно говоря постоянно путался с эфирами, точнее группами общения, регулятор на рукаве был не цифровой, а аналоговый. Надо было выставить положение двух переключателей в виде шестерёнок с крупными зубцами, так было удобнее в перчатках. Первый переключатель выставлял канал второй группу. Каналов было три первый медики, второй военные, третий программисты и ученые.  Второй тумблер позволял выбрать подгруппу. Первая подгруппа это общий для всех канал, вторая связаться с руководителем подгруппы, а вот третья подгруппа работала  хитрее она передавала всем кто рядом селектируя передатчики по положению относительно друг друга при этом независимо от настроек канала. Но для этого собеседник также должен быть в третьей подгруппе. Как всегда напутав я сообщил свою мысль в общий канал медиков. Но мне сразу ответили что все остальные участники первой экспедиции мертвы и искать никого не надо. Я снова перестроил все как надо. Конечно каналы и группы были необходимы на станции сейчас находилось с полсотни людей и всем нужно было общаться. Основной язык был английский, но в военном канале доминировали русский и китайский. Вообще в стрессовой ситуации люди склонны говорить и выражать мысли на родном. Моего связного облаченного в костюм унесли на носилках. Я продолжил свое путешествие по коридору. Конец коридора уперся в усиленную железобетонную стену с развороченной стальной дверью. Толщина двери внушала уважение ни как не меньше моего кулака, но сейчас она была надрезана разорвана и вывернута наружу. За дверью открывалось просторное помещение со столами компьютерами, принтерами. В центре зала высилась колонна с мониторами, в ряд у стены лежали мешки, видимо все остальные члены первой экспедиции. А веером от этой комнаты расходились выходы к серверным. Характерный шум сразу их выдавал.  Почти во всех комнатах с ноутбуками сидя на полу или стульях рядом со шкафами полными безперебойников, серверов и коммутаторов, сидели специалисты. По их напряженному виду я понял что победа ой как далека. Меня одернули и я представился. Разуметься  меня тут же спросили что я тут делаю и я постарался объяснить ситуацию с роботами. Сообщив что моя информация принята к сведению, меня попросили вернуться. Послушно развернувшись  я обратил внимание на то что потолок в одной из серверных разобран. Вот значит от куда Ниу выбиралась. Вентиляция была слишком узкая для крупного мужчины коим я был, но достаточно большой чтобы в нее могла пролезть хрупкая китаянка, вот так она и спаслась. Так же осмотревшись, обратил внимание на систему газового пожара тушения. Скорее всего ИИ заблокировал двери отключил вентиляцию и запустил в комнаты углекислый газ. Все кто тут был просто задохнулись. Бедная Ниу ведь она была здесь. А он безжалостный убийца наш ИИ, но после запуска цунами в долину это не удивительно. Большинство считают что борьба с ИИ происходит как в фильме «Терминатор» или «Resident Evil» но это не так, вернее не совсем так. Да он обучаемый и способный решать нетиповые задачи но ИИ это программа она не говорит с вами у нее нет эмоций есть только задача. И он может управлять платиной или системой пожара тушения, но только потому что мы его этому научили и дали ему доступ. Да он сменил пароли заблокировал учетные записи, но он не всемогущие и вездесущие. Вопрос восстановления доступа и контроля это вопрос времени. Единственное почему мы не можем прямо сейчас выдернуть провод из розетки сервера на котором работает ИИ это не минуемая остановка всех систем. Поэтому сначала надо переподчинить все системы себе, а затем уже отключить ИИ. Этим сейчас и заняты все те ребята с ноутбуками. Они ломают систему и блокируют доступы ИИ, одновременно заводя свои.   Систем очень много и все надо делать очень аккуратно отсюда и время. Но могу сказать честно если у вас есть физический доступ к серверу, ваша защита очень абстрактна. Все системы хранят локальные пароли на дисках сервера.  Есть варианты ключей или систем доступа другого типа, но сервер работает в формате 24 на7, а значит всегда авторизован. Поэтому суть в том что имея непосредственный доступ к серверу вы всегда можете подменить или изменить файл локальных паролей. А получив права администратора вы владеете системой. Было пару толковых фильмов о хакерах, так вот зачастую пароли лежат под клавиатурой и так можно получить доступ к не большому количеству информации,  а попав в серверную компанию вы становитесь владельцем всех данных компании что находятся на их серверах.  Я ни какой не хакер, но даже я вооруженный флешкой со специальной программкой могу легко выкачать с сервера всю интересующую меня информацию. Вернувшись в пункт управления роботами я стал внимательно изучать все их действия. И заметил что один из роботов просто стоит, о чем сразу сообщил коллегам. Доступа по прежнему не было и при использовании сотни роботов выход одного из них из строя не так уж и критичен, так как система автоматически запускает робота дублера. Но это был сигнал и очень не хороший сигнал.  Мы не знали что вывело робота из строя высокая радиация или температура или все разом, но очевидно что другие роботы так же подвержены тем же факторам риска. Для удобства все зоны обслуживания были поделены на сектора и каждый робот был прикреплен к определенному сектору.   Внутри сектора было деление на зоны которые нумеровались по мере удаления от плазмы удерживаемой ловушками. Взяв в руки свежие отчеты по калибровке, к счастью они были доступны не смотря на действия ИИ и их печатали каждые пол часа. Изучи видео и найдя его номер, смог найти и номер зоны, то что я увидел дальше меня испугало намного больше общего износа. Дело в том что  роботы этой зоны судя поданным калибровки имели более значительные отклонения чем роботы  из аналогичных зон других секторов. А это в свою очередь говорило о сбое  общей работы всей системы на данном участке. Внимательно отсмотрев видео с участка я заметил что вид блока охлаждения несколько отличен от блоков охлаждения соседних обмоток магнитных заслонов. Объединив данные и наблюдения я доложил старшему по группе, тот вместе со мной все повторно проверил и пришел к неутешительному выводу плазму нужно тушить и как можно скорее. Когда информация стала известна всем ее попытались довести до ИИ, я не знаю как именно. Реакция ИИ была неожиданной, нерабочий робот был оттранспортирован в ремонтный бокс, а два других робота установили нечто на подобии второго контура охлаждения. Все таки ИИ при правильном подходе мог быть полезен. Неожиданно плазма стала ярче и температура стала расти. И роботы не выполнявшие операций отошли ближе к стенам. Видимо ИИ их берег. Доступа по прежнему не было и мы продолжали наблюдать.