Павловск-1990 и день ВМФ глазами лейтенанта

Валерий Казанцев
Жизнь неумолимо движется вперед, и циклические процессы, в череде которых встречаются и цеховые, так сказать, празднества, навевают воспоминания бурной молодости. Вот и сейчас, в канун предстоящего дня ВМФ флотский поручик в запасе окунулся в уже далекий для современника 1990 год – самое преддверие краха советской империи. И не абы куда – типа в «паркетный» Ленинград или, на худой конец, во Владивосток, глазами которого страна зрит в мир, наполненный, хоть тогда еще и не санкциями, а всего лишь «холодной войной», развязанной западным империализмом, - но в Павловск, где 4-ая флотилия атомных подводных лодок наводила ужас на «супостата» уже многие годы.

Прекрасное время, в котором жили не самые заурядные люди планеты, стоит того, чтобы о нем осталась память. И это не пафосные слова человека, слегка причастного к происходящим тогда событиям, а дань времени, которое собственно и привело нашу цивилизацию к текущему моменту современности. Итак... Павловск в 1990 году… день ВМФ… подводники, которые не несут боевое дежурство (то есть, не находятся в море, а прозябают на базе – считай «загорают») и не стоят на суточной вахте…. И в эту категорию флотских людей попали автор данного текста (у него за плечами было дежурство по части на НГ, так что справедливость в отдельно взятом фрагменте жизни восторжествовала) и те счастливчики из его экипажа, что были намерены в означенный исторический момент защищать не мирное небо над головой соотечественников, а именно честь мундира (пить-то «шило» тоже нужно умеючи!).

Стоит также отметить и существующую тогда повсеместную традицию, которая называлась «открытыми дверями» (для нас это были два дня в году: день экипажа и упомянутый день ВМФ). А это значит, что атомная подводная лодка (боевой корабль первого ранга м. п.) превращается на время почти в музей, когда туда допускаются в порядке исключительности члены семей подводников, несущих на ней свою службу и выполняющих ратный долг по совместительству. Вот и «29» июля 1990 года на борт АПЛ, на которой имел честь служить и автор данного рассказа, прибыл целый «эскадрон» женщин. Это были в основном жены офицеров и мичманов, которые составляли, так сказать, тыл и крепость матерых на корабле и беззащитных в быту (исключительно семейная составляющая!) подводников. Означенные «временные» члены экипажа, как и положено всему женскому племени в мире, абсолютно игнорировали уставную одежду и профессиональный «режим тишина», от чего атмосфера праздника сразу же приняла свое тематическое состояние.

Для восстановления полноты картины происходящего важно знать, что данная АПЛ была самой современной во флотилии (всего три с небольшим года прошло с момента ее ввода в состав ВМФ), ее заводской номер был естественно «13» (это число преследует автора текста всю жизнь; он не склонен мистифицировать, но заглавная буква его имени «В» очень похожа на него), а командир экипажа уже два последних года подряд признавался соответствующей инстанцией  лучшим на Тихоокеанском флоте, со всеми вытекающими последствиями. К ним на борт приходили офицеры из других экипажей как на экскурсию, ведь, уже ставшая легендарной в узких кругах флотилии, АПЛ по-настоящему привлекала профессиональный интерес. Кстати, в дивизии эту боевую единицу называли не иначе как «велосипед», так как все боевые стрельбы флотского масштаба неизменно происходили с их участием. Короче говоря, время, проведенное в море, значительно превышало то, что можно было бы потратить на общечеловеческие ценности. А потому каждое мгновение на берегу имело огромную важность для всех членов экипажа, касаясь в первую очередь именно молодую поросль. Имеются в виду молодые лейтенанты (всего год на взрослой службе, а новый выпуск еще не пришел на флот; бурса-то не в счет).

При всем уважении и почитании женской красоты автора данного повествования потом еще долго удивляло, почему жены офицеров со стажем так и не научились делать выводы из своих предыдущих ошибок! Здесь хочется остановиться на самом первом этапе «открытых дверей» для лиц гражданской наружности и праздновании дня ВМФ для настоящих «морских волков» по совместительству. Все начинается со спуска в недра подводного крейсера. Естественно, по такому случаю все осуществляют эту незамысловатую процедуру через главное рубочное ограждение. Так как при стоянке АПЛ у пирса система вентиляции отсеков осуществляется по, так сказать, принудительно-естественному принципу (вентиляторы работают, но и все входные люки и переборочные двери между отсеками открыты (эдакий сквозняк устраивается в целях эффективности процедуры и минимизации технических издержек)), то и поток воздуха через  тубус (цилиндрическая полость между прочным и легким корпусами лодки, представляющая собой входной проем с вертикальной лестницей традиционного формата) очень даже сильный.

И получается незамысловатый эффект урагана (воздух из корпуса подводной лодки выходит через вход в главном рубочном ограждении наружу), который для спускающегося на корабль человека чреват срыванием с него всех предметов одежды, плохо закрепленных на нем. Что же говорить о молоденьких девушках и зрелых женщинах (раньше к таким причислялись все кому «за тридцать»; достаточно вспомнить тематические вечеринки в клубах и прочих местах приобщения к культуре и отдыху), которые пришли в одно из самых брутальных мест в мире в платьицах и юбочках. По понятным причинам естественного толка гендерные (они же причинные) места были выставлены в самом нескромном виде для наблюдающих и готовых встретить их в ЦП (центральном посту) подводников (галантность не чужда повелителям глубин мирового океана). А подолы означенных изделий легпрома оказались исключительно за ушами своих правообладательниц, заменяя экзотические головные уборы, что ставило в тупик обе стороны действа: встречаемых и встречающих.

И вот что стало вдруг понятно автору данных мемуаров: почему это старослужащие матросики вдруг под любыми предлогами кружили вокруг центрального поста, устраивая себе самые незаурядные смотровые площадки для обозрения встречаемой публики. Оказывается, эти ценители женской красоты, оторванные на три года от ее лицезрения, исключая разве что грезы и сновидения, просто ловили влет понятные эротические картины, фиксируя, видимо, их в своей памяти для более щадящего режима ежесуточного перехода в гости к мифологическому Морфею. Ну, что сказать в этой связи?! Не столько они являются извращенцами, сколько женское сообщество – провокаторами. По крайней мере, никто не ослеп и не лишился чувств, а, значит, и с этими коллизиями экипаж успешно справился!

После экскурсии по отсекам (и что там интересного может быть для женской породы, привыкшей к домашнему уюту и комфорту?!), свободные от службы офицеры и мичманы со своими родными и близкими перешли на пирс и погрузились в автофургоны для перевозки людей. Так как береговая черта представляет собой в метах, близких к дислокации флотилии, сплошные фрагменты пляжей, то и ехать для отдыха на природе, как правило, долго не приходится. Буквально через пять минут езды от КПП и его шлагбаума, фиксирующего последний кордон флотилии, боевой экипаж субмарины облюбовал свое место праздничного досуга. Перекрикивая шум моря, чаек и прочей акустики естественного происхождения (кстати, автор по специализации являлся гидроакустиком) разношерстная толпа принялась обустраивать место условного застолья. Конечно же, обязанности были четко распределены: кто жарит шашлык, кто мечет тосты, а кому и быть виночерпиями.

Тогда молодому еще лейтенанту впервые открылась новая картина мира, в которой командир экипажа  АПЛ не только «песочит» и наставляет, но и по-отечески регулирует и поощряет. Причем до сих пор ему (автору) не приходилось встречать человека, более красноречиво (правда, не всегда литературно, а чаще с использованием гибридных словообразований, впитавших в себя почти русскую речь и морской юмор) описывающего долг защитника отечества, нюансы профессионального подхода, а также любовь к Родине и подводным просторам мирового океана. Этого человека экипаж боялся как огня и боготворил как царя-батюшку, что он заслужил, конечно же, на все 100%. Юрию Васильевичу Шатурину долгия лета!!!

Во время празднования дня ВМФ в 1990 году на песчаном пляже близ б. Павловского экипаж означенной АПЛ проявил себя не только сплоченным коллективом единомышленников, но и веселой компанией жизнерадостных молодых людей (мало кому было более тридцати). И это притом, что служба – не сахар, а быт и условия жизни – вовсе не столичные. Большинство экипажа были выпускниками ленинградских ВВМУ, но автор, командир и еще четыре офицера (из БЧ- 1, 3, 4) получили погоны и кортики в ТОВВМУ им. С. О. Макарова во Владивостоке. Не смотря на незримую привязанность офицеров между собой по месту своей учебы, у автора в приоритете внеслужебного общения был именно питерец (лейтенант из БЧ-3). Этот уникальный молодой человек достоин отдельного повествования, так как являл собой огромное количество человеческих особенностей, выделяющих его из любой компании. Но сегодня не его праздник. А кратко скажу лишь одно: когда упоминают брутального мужчину, у меня сразу же перед глазами встает образ Виталия Иванова (Иван по-нашему, с ударением на первый слог). Этот деятель был непревзойденным в свое время специалистом по слабому полу. Не раз наблюдал, как он умудрялся закадрить барышню в самой плотной конкурентной среде Тихаса (ресторан «Дельфин», где всегда «на корзину яиц было не более парочки курочек» – да поймет слышащий и видящий!).

В этот праздничный день я понял одну важную вещь про военную карьеру и долг Родине. Каких бы звезд в эполетах не заслужил подводник (прочие специализации офицеров мне не так близки и понятны, а респект, конечно же, всем военнослужащим страны!), но он всегда будет вспоминать именно лейтенантские годы, как самое яркое и интересное время своей жизни. Ведь именно тогда закладывается фундамент всей его военной карьеры, а, как всем хорошо известно, правило «Сначала ты работаешь на репутацию, а потом она отдает свою задолженность взаимообразно» вынуждает нас выкладываться полностью и соответственно без остатка (человек максимально проявляет свою сущность).
Да благословит Бог всех настоящих защитников Отечества!