Старшина

Владимир Волконский
МОЁ КИНО. ФИЛЬМЫ МОЕГО ДЕТСТВА.

Эпиграф:  Хоть им нет двадцати пяти,
                Трудный путь им пришлось пройти,
                Это те, кто в штыки,
                Поднимался как один,
                Те, кто брал Берлин. (с)


Не знаю, есть такие фильмы... У каждого поколения, наверное, свои. Я не пытаюсь осуждать то пойло, которым сейчас кормят молодое поколение. Видимо, каждому поколению своё. Но я вырос на других фильмах. Настоящих. И они стали частью моего кода. Тем, что не дано понять иностранцам и причиной того, отчего они крутят пальцем у виска и с плохо скрываемой завистью говорят – «русский», тыча в меня пальцем. Вкладывая в это понятие то, что им не подвластно, чего они не могут понять и что они себе даже в страшном сне представить не могут и оттого смотрят на меня, на носителя этих качеств со смешанным чувством удивления и восторга.

Я вырос на этих фильмах, они сформировали мою систему координат, платформу, на которой и стоит мое здание, вещи, в которых я не готов подвинуться и пойти на компромисс. И эта система координат всего моего поколения. Наша система ценностей и шкала опознавания «свой-чужой».

Я не буду перечислять эти фильмы. Там список длинный. Назову только три из них. На военную тему. Это «Законный брак» с Игорем Костолевским и Натальей Белохвостиковой. Кстати, лучший фильм 1985 года по версии журнала «Советский экран». «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым. Вы все, наверняка, его видели. Знаменитый фильм 1971 года. От одной песни его только мурашки бегут по телу. И «Старшина» с Владимиром Гостюхиным в главной роли. Фильм 1979 года. Последний, наверное, видели не все. Я и сам в свое время его пропустил. И смотрел уже после армии, не помню, в каком году. О нем сегодня и пойдет речь.

Фильмы эти, хотя они, вроде, и о войне, но сама война там проходит токо фоном. Нет там войны, а есть люди и характеры. То, чего не хватает всем этим хваленным «Рядовым Райанам» и «9-ым ротам» со всеми их офигительными спецэффектами и реками бутафорской крови. Есть в этих фильмах то, что руками не потрогать - та не натурализованная, а настоящая правда, от  которой к горлу подступает комок и щемящее чувство гордости за свою страну и сопричастности с ее героями вдруг охватывает тебя.

И когда мне становится совсем невмоготу, я сажусь и просматриваю эти фильмы, хотя, вроде, знаю их уже наизусть. Вот и сегодня сел смотреть «Дуэлянт». Вроде нашумевший фильм. Из свежих. На модную нынче тему. Историческую. Лакированная такая история государства Российского. С претензией на Голливуд. Скорее на голливудщину. Такую российскую голливудщину. Но снова местный Голливуд подвел - гора опять родила мышь. Смог осилить лишь 15 минут. Не пошлО. Сумрачный 19-ый век. Не моё! Переключил на «Старшину». И опять нырнул в события далекой-близкой войны.

Говорят лучшая роль Гостюхина. Не знаю. Но то, что не проходная – точно! Сюжет разворачивается в каком-то захолустном городишке, где-то в Средней Азии, за 3 тыщи километров от линии фронта. Куда после тяжелого ранения направляют героя Гостюхина, танкиста, старшиной в летно-авиационную школу, где по ускоренной программе готовят летчиков-истребителей из пацанов, у которых за спиной у кого фронт, а у кого и оккупация или блокада. Они все рвутся на фронт и от всего сердца презирают своего сухопутного старшину, потому что он им – представителям самого современного и грозного рода оружия не ровня. Пресмыкающееся, которому временно по недоразумению поручено управлять и командовать высшим в пищевой цепочке видом. Тем более, что у некоторых из них за плечами имеется боевой опыт, отмеченный даже медалями, которыми они с гордостью щеголяют перед своими товарищами, призванными из тыла. Старшина же их в упор не воспринимает и гоняет, как сидоровых коз.

Пересказывать здесь весь фильм не буду. Остановлюсь лишь на двух эпизодах, от которых у меня перехватывает дыхание. События фильма разворачиваются на исходе войны. И все курсанты, а также и их командиры рвутся на фронт. Но не всем это дано – офицеры это понимают и завидуют своим подопечным. У тех еще есть шанс. Тем более, что у всех есть за кого мстить. У половины на фронте погибли родные и близкие. Некоторые получили похоронки прямо во время учебы.

Сильнейший по эмоциональной составляющей момент происходит в конце фильма. Когда курсанты проводят тренировочные полеты, вдруг приходит известие об окончании войны и начальник училища отдает команду: «Всем бортам на землю!». И борты один за другим садятся. И только один не подчинился приказу. Командир спрашивает: «Кто в воздухе?». Ему отвечают: «09 – курсант Чеботарь». Он перехватывает рацию и командует: «09, Чеботарь, это твой командир говорит – война закончена, садись. Это приказ!». И тут крупный план, Чеботарь, пацан, получивший похоронку на отца во время учебы, отвечает: «Я свою войну еще не закончил!! Я не сяду!». И комок к горлу…

Командир все-таки садит этот борт и мы видим плачущего, давящегося слезами старшину, крупный план. Железный человек, горевший в танке, повидавший такое, что не каждому дано, плачет, как ребенок. И мы вместе с ним. Победа. Конец войны…

А второй сильнейший момент происходит, когда наш герой, который весь фильм прощеголял в потертой гимнастерке с единственным знаком «Гвардия» на правой стороне груди, после объявления конца войны заходит к себе в каптерку, где он жил рядом с курсантами… И выходит оттуда в парадном кителе, на котором во всю грудь справа-налево – два ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени и три  ордена «Славы», 1-й, 2-й и 3-й степеней, а также две медали - «За отвагу» и «За боевые заслуги». Самые почетные награды для рядового и сержантского состава, потому что давались только за личное мужество и героизм.  Такое за красивые глаза не давали – поэтому и понятна обида ветеранов, получивших орден Отечественной войны 1-й степени на фронте, когда эти ордена стали выдавать всем ветеранам по случаю 60-летия Победы. Нивелировали ценность награды. Но это я отвлекся.

Уже и этих наград хватило бы для понимания, что наш старшина геройский малый. Такими орденами в начале войны Родина своих сынов не баловала. А он по фильму уже в летной школе больше года, плюс госпиталь после ранения, получается - воевал до 1943, самый тяжелый период войны. Не до наград тогда было. Но, если вспомнить, что три ордена «Славы» приравнивались к званию Героя Советского Союза и ценились даже дороже, потому что полных кавалеров ордена «Славы» было меньше, чем Героев Советского Союза, то тогда картина маслом будет полной. Было отчего дневальному, увидевшему своего презираемого старшину, потерять дар речи. А нам наполниться чувством гордости за него и за всех прошедших эту жестокую мясорубку…


Такой фильм. Всем советую, если не смотрели. Не пожалеете точно!