Леночка Токарчук и моё творчество

Надежда Хисметова
Леночка Токарчук и моё творчество

В конце сентября 2001 года в типографии ЗАО "Многопрофильный деловой центр", которая находилась на улице Железнодорожная, дом 14а, я встретилась впервые с Александром Васильевичем Качалиным и Лилит Николаевной Козловой.
Лилит Николаевна заговорила со мной первая, очень обескуражив меня своим заявлением, что её очень раздражает мой внешний вид бездуховностью в выражении лица и отталкивающей внешностью.
Такое заявление очень озадачило меня, и я не знала, что ей ответить... Увидев мою растерянность, она представилась сама: "Лилит Козлова". Я сразу узнала её: она выступала в 1982 году в актовом зале УПКБ АСУ с лекцией о Марине Цветаевой, которая очень заинтересовала меня, так как я сама изучала творчество поэтессы и к тому времени уже создала несколько поэтических посвящений Марине Цветаевой: "Марине Цветаевой", написанное в мае 1982 года под впечатлением от выступления Лилит Козловой; "М.Ц.", написанное в 1973 году; "Цветаевой", написанное в 1992 году; "М.Ц.", написанное 27 октября 2000 года. В связи со скорым юбилеем поэта у меня было записано ещё несколько черновиков стихотворений. Но я их ещё даже не перечитывала.
Лилит поинтересовалась причиной моего появления в типографии. Я ответила, что собираюсь издать книгу. Потом долго беседовала со мой о своём творчестве. Во время беседы я очень нервничала, так как опаздывала на работу на автозавод. Лилит мне не позволила в этот вечер встретиться с Качалиным и оформить заказ. Качалин взял у меня дискету с материалом и перенёс нашу встречу на другой день. А Лилит пригласила меня на встречу с поэтами в последнюю пятницу сентября. Я поблагодарила Лилит за приглашение и побежала на работу.
Я с невероятным интересом ждала заседание клуба поэтов в городской библиотеке №1, так как авторитет Лилит для меня в тот момент был очень высок. О творчестве ульяновских поэтов я знала только из газет "Ульяновская правда", "Град Симбирск", "Аглая", "Панорама УАЗ", где печаталась сама. Но ближе всего с их творчеством я познакомилась через альманах "Карамзинский сад", где были напечатаны два моих стихотворения в 1997 году. Конечно, мне очень хотелось их всех увидеть и познакомиться с ними лично.
В последнюю пятницу сентября 2001 года я пришла в читальный зал городской библиотеки №1. Атмосфера, царившая на встрече, была приятной. Очень понравилась и внешностью, и доброжелательностью ведущая этого заседания и руководитель Ульяновского областного клуба поэтов Елена Викторовна Кувшинникова. Встреча началась с выступления руководитель клуба поэтов Елена Викторовна. Она рассказала поэтам о последних поэтических публикациях в ведущих российских журналах, прочла стихи Светланы Кековой. Я тоже в то время была её большой почитательницей. Потом состоялась презентация книги или Марии Шакун, или Татьяны Мельник. Я сейчас уже точно не помню, у кого из них была презентация книги в сентябре, у кого в октябре, так как обе презентации состоялись подряд, и обе произвели на меня сильное впечатление.
В октябре Лилит пригласила меня на "Литературные четверги". Мне было очень сложно вырваться для их посещения из-за большого объёма работы на автозаводе в конце года, да и вечерами мне не хотелось оставлять папу одного в квартире.
А в ноябре 2001 года Лилит пригласила меня на литературную субботу в музыкально-поэтический салон "У Елены", где я и познакомилась с Леночкой Токарчук.
Я увидела в инвалидном кресле очень красивую, золотовласую, хрупкую девушку, очень похожую на свою маму Любовь Константиновну. У Леночки был красивый, нежный, певучий, журчащий, как ручеёк голосок, и смех, похожий на звук серебряных колокольчиков, звенящих при лёгком встряхивании или от свежего дуновения ветерка.
Я попала на празднование, по-моему, какого-то юбилея. Наверное, праздновали пятилетие существования салона "У Елены".
Леночка покорила меня не только красотой, обаянием и талантом (с её творчеством я была знакома через периодическую печать и альманах-сборник "Карамзинский сад"), но и особой тщательностью в подготовке к этой встрече. В конце заседания, как и на клубе поэтов, читались стихи "по кругу". Я очень люблю слушать стихи в исполнении профессиональных артистов, но для меня также привлекательно чтение стихов авторами этих строк. Особенно меня когда-то взволновало прочтение своих стихов гениальным поэтом Евгением Евтушенко. На его концерты мне удавалось попасть дважды.
Я старалась посещать все литературно-музыкальные субботы у Леночки, но на встречу Нового 2002 года, я не попала... из-за большой нагрузки на работе. Леночка всегда вдохновляла меня на творчество. Увидев её впервые, я сразу написала ей коротенькое посвящение и прочитала его, когда поэты стали читать стихи по кругу.

Елене

Пусть всё логично в жизни вашей,
Но сказку можно в жизнь впустить:
Ведь с ней приятно и отрадно
Без горя просто погрустить.
Иль стать великой королевой,
Иль феей, иль богиней древней.
Короче, всё в ней испытаешь,
Но нервных клеток не теряешь.
Чтобы загладить горе лаской
Чтоб жизнь немного изменить,
Все сочиняют чудо-сказки,
Иль просто в них умеют жить.

26.12.2001   

Леночке и всем присутствующим поэтам не понравилось, что я пишу посвящения: они считают - поэты , пишущие посвящения, насилуют свою душу.
Если ты долго пишешь стихи, то невольно возникает желание выразить восхищение окружающим миром и существующими в нём Людьми в поэтической форме... В прошлом веке я написала не менее трёх тысяч стихотворений. При таком количестве стихотворений нельзя их посвящать только природе и тайнам космоса... На Новый Год я Елене, как и всем своим друзьям, написала поэтическое поздравление.
 
Елене

Как Елена Прекрасная
Красотою свети.
Пусть реальность ужасная -
Сказку в жизнь ты впусти.
В этом мире загадочным
Проще в сказке прожить.
Раз реальность не радует -
О ней лучше забыть...

27.12.2001

На празднование Нового Года к Леночке я не попала, но поспешила тут же попросить Александра Васильевича Качалина включить эти поздравления в свой готовящийся к изданию сборник "Одна любовь".      
Леночка и её мама Любовь Константиновна постоянно вдохновляли меня на новые произведения:
1) В книге "Одна любовь" опубликованы два стихотворения, посвящённых Леночке;
2) В книге "Здесь и сейчас или любовь, спасающая душу" стихов для неё и о ней уже больше. Иллюстрация к обложке книги подарена мне Леночкой;
3) К книге "Дарю вам радость и любовь, что движут солнце и светила" в качестве предисловия Леночка написала статью "Видеть хорошее в людях", её мама Любовь Константиновна статью "Фонтан мистики";
4) Во всех последующих моих книгах и издаваемых мною альманахах было много посвящений этому талантливому поэту;
5) В журнале "Спортшкола" я опубликовала статью о Леночке и поместила в неё одно из стихотворений поэта о спорте;
6) Я организовала выставку Леночкиных картин в галерее областной детско-юношеской библиотеки им. Аксакова. Открытие выставки состоялось 30 октября 2006 года. Выставка пользовалась огромной популярностью. Самарский художник Герман Борисович Шубников, демонтировавший Леночкину выставку, дал очень высокую оценку её работам.19 августа 2006 года была презентация её книги "Трава рождения" с посвящениями. Леночка подарила каждому человеку, которому было написано посвящение, свою книгу. В журнале "Аплодисменты" помещена статья об этих событиях.
В картинах и стихах Леночки меня потрясает и привлекает необычное сферическое восприятие окружающего мира. Леночка, как бы находится в центре шарообразной совершенной вселенной.
Ей не надо развиваться по спирали. Она от рождения находится в центре мироздания, наблюдает за его движением, изменениями в нём и динамикой его развития. Ей открыты космические дали, иные миры, тайны и таинства, волшебство сотворённого Творцом мира. Это слияние и взаимопроникновение космических образов отражены в её прекрасных ярких картинах гуашью и маслом, в тонких прозрачных акварелях, в вычурной, курчавой графике. Её можно смело поставить в один ряд с такими удивительными художниками-космополитами, как Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Леонид Чупятов, Борис Пистинский, Валентин Серов.
Она подражает им? Нет! Она творит параллельно с ними. А порою проникает в такие космические глубины из центра мироздания, где она сумела определить и отразить дивный мир с уникальной динамикой.
Сейчас эти уникальные художественные образы очень полно представлены для посетителей читального зала городской библиотеки № 4 города Ульяновска, где по распоряжению губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова размещается музей Елены Васильевны Токарчук;
7) Я постеснялась пригласить Лену сотрудничать в альманахах для начинающих: "Гончаровская беседка" и "Симбирские дали", - но уже в альманахе "Венец поэзии" была опубликована большая подборка Леночкиных поэтических произведений, украсивших этот замечательный альманах;
8) В салоне "У Елены" Леночка дала мне возможность провести презентацию трёх моих книг: "Старая забытая тетрадь", "Мой милый Пушкин" и "Дарю вам радость и любовь, что движут солнце и светила";
9) В моём романе "Девять месяцев в жизни российской пенсионерки" образ Лены выведен, как главный. На странице художественного произведения этой реальной героини уделено много места;
10) Леночке Токарчук я посвятила свою лучшую книгу "Главный подарок";
11) В читальном зале городской библиотеки № 4 регулярно проводятся встречи, посвящённые Елене Васильевне Токарчук. В феврале 2017 года Любовь Константиновна предложила и мне выступить с моими воспоминаниями о Лене. Я радостно согласилась, так как почти все выступающие до меня поэты и писатели на встречах говорили о себе, а не о Леночке. Мне так хотелось, чтобы в этом зале прозвучали слова восторга и восхищения этим прекрасным человеком!!!
Я тщательно готовилась к этой встрече. Вместе со мной выступали дети из областной школы искусств и знаменитый ульяновский бард Евгений Грант (Белянин). Вечер прошёл в удивительно тёплой обстановке. Он продлился более трёх часов, а затем нашёл своё продолжение у меня на квартире. Речи о Леночке были очень тёплые и восторженные, так как этот поэт оставил заметный след в литературной жизни города и области, очень часто помогал начинающим авторам в повышении профессионального мастерства, украшал многочисленные встречи своими выступлениями, вдохновлял многих композиторов на написание музыкальных произведений на свои стихи. Барды очень часто исполняли эти произведения во время своих выступлений. И на встрече 11 февраля 2017 года Евгений Григорьевич Белянин (Гранд) тоже спел несколько песен на Леночкины стихи. К сожалению, это выступление Евгения Григорьевича было последним. Он ушёл из жизни 12 февраля 2017 года. Но результат их совместного с Леночкой творчества - великолепные песни ещё долго будут волновать сердца слушателей России.

13.02.2017

Надежда Никищенкова.