Больше объективности в суждениях

Николай Сачков
В кинотеатрах демонстрируется новый фильм. Как сложится его жизненный путь? Войдет он в классику кино, или после первых просмотров будет пылиться на полках архивов?
Оценки зрителей о художественных качествах фильмов чаще всего расходятся. И это вполне закономерно: зритель многолик – и по возрасту, и по образованию, по профессиям, по жизненному опыту, взглядам на жизнь. И каждый из нас дает оценку фильму, «звоня со своей колокольни». И то, что очень понравилось одному, может так же очень не нравится другому.
Свидетельством тому – конкурсы на лучшие фильмы, которые ежегодно проводит журнал «Советский экран».
Проанализируем, к примеру, данные последнего конкурса – за 1976-ой год. Самым лучшим фильмом года назван «Ирония судьбы, или с легким паром»; 82,1% кинозрителей назвали его отличным, а 0,5% - слабым, 0,2 – неудачным.
Худшими фильмами года признаны «Вкус халвы», «Танец орла», «В клещах черного рака». Тем не менее десятая часть зрителей назвали эти фильмы отличными.
Большинство кинозрителей при даче оценки фильмам вполне осознают, что их оценки, их суждение о фильме – не единственная и всеобъемлющая – могут быть и другие.
Но есть, к сожалению и такие кинозрители, которые считают, что единственно правильная оценка фильму – их: другого мнения быть не может, другого не дано. Рассуждают по принципу: «Я сказал – значит всё. Приговор окончательный, и обжалованию не подлежит»,
Для таких людей категоричность присуща не только в отношении оценки фильмов, но и всего, что есть в жизни. Они все знают, все могут – особенно языком. О таких людях очень хорошо написала в своей статье «После кино» Наталья Рязанцева.
…Некоторые товарищи сетуют, что перестали ходить в кино, т.к. все фильмы скучные, пресные, примитивные. Это, конечно, клевета на наш кинематограф.
Совсем недавно я посмотрел два замечательных отечественных фильма: «Белый Бим, черное ухо», и «Фронт без флангов».
Первый из них – это гимн добру, человечности, любви к животным, и вместе с тем – яркая отповедь злу, глупости, жестокости.
Второй фильм смотрел повторно, и не с меньшим удовольствием, чем в первый раз. Впечатлителен и незабываем Вячеслав Тихонов в роли майора Млынского. До сих пор в ушах звучит замечательная песня Вениамина Баснера на слова поэта Михаила Матусовского. Не могу забыть слова, посвященные подвигу советских людей в годы войны:
Вы шли, шли навстречу славы,
Свой долг выполнив сполна,
С тех пор мы забыть не вправе,
Ваш путь, ваши имена.
Строгая, величественная, в форме марша, она как нельзя лучше вписывается в суровые военные будни.
Такие фильмы могут не понравиться только совершенно пустым духовно людям.
Советский кинематограф создал очень много замечательных фильмов: «Коммунист», «Соль земли», «В бой идут одни старики», «Аты - баты, шли солдаты», «Они сражались за Родину», «Председатель», и многие, многие другие
.А сколько у нас замечательных киноактеров? Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Леонид Куравлев, Евгений Матвеев – всех не перечесть.
…Бесконечно могу смотреть фильмы «Большая жизнь» и «Трактористы» с участием наших замечательных мастеров кино Петра Алейникова, Бориса Андреева, Николая Крючкова.
По-моему, судить о фильмах, хороший он, или плохой можно и так: если при повторном просмотре он тебе нравится не меньше, чем при первоначальном,( а тем более – если больше), значит фильм замечательный.
Статью Натальи Рязанцевой «После кино» считаю деловой, объективной, написанной в хорошем стиле.
Не согласен с двумя её моментами.
Во-первых, она утверждает, что фильмы не преподают уроков зрителям, тем, кто их смотрит. А по-моему это основная роль, и основная сила киноискусства – воспитывать людей, а значит и давать им уроки.
Где-то я слыхал, или читал, что кино – это вечерняя школа. С такой оценкой роли кино вполне согласен, и даже считаю это выражение очень удачным. И действительно: за рабочий день устанешь – вечером уже не можешь ни читать, ни писать плодотворно. А кино посмотреть, тем более – если оно интересное, каждый из нас в состоянии и после рабочего дня: что-то узнаем новое, чем-то обогатимся духовно, что-то вместе с героями фильма переживем.
Ведь мы живем вместе с героями кино, радуемся их успехам, переживаем за их неудачи. Хотим подражать положительным героям, и еще больше ненавидим негодяев.
Резюмируя вышесказанное, хочется сказать: «Как хорошо, что люди изобрели этот замечательный вид искусства – кино. И пусть оно живет столько же, сколько будет жить человечество»