Если бы отменить

Владимир Можин
                Памяти  моего лучшего  друга
               
                Предисловие
       Когда  появляется  усталость, ее невозможно  ничем остановить. Она будет  преследовать  тебя  до  конца  твоих  сил. Даже не поможет глубокий         долгий  сон.  Чем  больше  спишь,  тем   больше  хочется продолжать спать.  Это  называется  привычкой.  Единственно,  что  может отвлечь тебя от усталости,  это   интересная  душевная  работа. Для программиста она  заключается  в  написании  программы.  Создание  новой  программы, которая  полностью  заменяет  работу  человека,  и  в  несколько тысяч раз ее  ускоряет,  вот  индульгенция  на  продолжение  жизни, которую уже тайком  пытался  пнуть  ногой  под  зад. Мне  часто  приходилось ловить себя на  мысли: для  чего  всё  вокруг  существует.  Когда  ты молодой  и тебе  кажется  вся  жизнь  еще  впереди,  эта  мысль тебя не посещает. Опять же  при  условии,  что тебя окружает  интересная  работа. Кстати оплата такой  работы не  утруждает  думать,  где  и  как заработать  дополнительно.  Работа,  если  она  заполняет  целиком  твое время  и  рабочее и для отдыха,  не  требует  много  денег.  Важен конечный  результат. И если он достигнут,  то   появляется  такая  сила в  тебе,  что  никакие   сравнения  с  богатствами  других  рядом  не  стоят. Я  думаю,  это  чувство эйфории  относится  ко  всем  увлеченным  творческим людям:  музыкантам, писателям,  художникам,  скульпторам, механикам, врачам, которые  спасают  на  операционных  столах.  Но  когда-то  заканчивается интересная работа, или  она  продолжается  без  вдохновения,  с  возрастом от  нее  начинают отвлекать  различные  повседневные  мелочи.  К  ним относится  здоровье.  Этот  механизм  отвлечения  самый  жестокий.  Он хватает  тебя за  голову,  за  сердце,  почки,  печень  и  даже  за простату, не говоря о действии главного  органа.  Вокруг  столько болячек  и  благодаря  Интернету ты начинаешь  их  примерять  на  себе. Самые  опасные  примерки  это рак и ВИЧ.  Анализ  ты  никогда  по последнему  не  сдашь.  Вот  почему у  многих в  причинах  смерти  стоит срок  болезни   ВИЧ  от  года  до  месяца, хотя он  убивает  иммунную систему в  течение 10-12 лет.  Просто   жить с клеймом  среди  людей  невозможно.  Когда  от  тебя  отвернутся  родные, близкие,  друзья, сотрудники,  ты  станешь  в  мире  изгоем  и  будешь ждать конца.
А он всегда  довольно  страшный.  Об  онкологии  и  говорить  не  стоит,  этот  зверь  всегда рядом  с  ним  ходит  и  ему  руки  лижет. Поэтому, когда  тебе 60, ты  чувствуешь, что пора становиться Стивеном Кингом и попытаться  напоследок  выразить  в  его  стиле  отношение  к  жизни. Стивен Кинг является  одним  из  самых  талантливых  рассказчиков. Почему я  привел  именно  его  в  пример?  Чем  больше  читаешь  Кинга, тем больше хочется  самому  что-то  сотворить.  Так  он  заставляет  осмысливать все  вокруг,  даже  в  фантастических, мистических  своих творениях.  У него во  всех произведениях  проносятся  судьбы  людей,  их  жизнь,  смерть, болезни,  радости  и  что  самое  главное,  они  его  генофонд  творчества, его лейб мотив,  без  которого не  возможно  было  бы  так  удерживать читателя.
               
                1
              Воспоминания  -  это  единственное,  что  не  оставляет нас в   минуты  отчаяния  и  откровения  перед  самим  собой.  Если  мы  помним, значит,  мы  живем.  Я  никогда  не  забуду,  когда  мне  было  двадцать лет,   ко  мне  в  деревню  приехал  мой  лучший  друг  Володя.  В  эту  деревню, в  эту  глухомань,  я ездил  каждый  год   к  бабушке,  начиная  с  первого класса.  Мои  родители,  особенно  мама,  ведь  бабушка  была  ее  мамой, отправляли  меня  на  целые  летние каникулы  после  школы.  Деревня была  небольшая,  она   пролегала  по  над  речкой.  Избы  стояли  на расстоянии  друг  от  друга  в  50-100  метрах, как  хутора. Вокруг были колхозные поля  пшеницы,  свеклы,  клевера.  Бабушка  жила  на  окраине деревни. В  первом  доме  никто  не  жил.  За  бабушкой   стоял  дом,  где жила  виновница  всех  моих  бед  и   болезней, в  том  числе сахарного диабета, которым  болею  с 30  лет.  Это  как  в  сказке  злая колдунья - баба Варя,  только  если  это  не  сказка,  а  реальность.  Она  была  такая маленькая  круглая  упитанная  старушка  с  румяным  лицом  почти  без  морщин. И носила  платок,  завязанный  узлом  спереди  на  лбу.  Когда  я  с ней   здоровался,  она  всегда  отворачивалась  и что-то  шептала. Я  часто в  нашем огороде находил  подобие  маленьких  могил  с  крестами,  иконки,  торчащие  из  земли.  Моя мама  говорила  не  обращать  на  бабу Варю  внимание.  В  нашем  доме,  кроме  бабушки  жила  еще  тетя  Зина, ее дочка. На  то  лето  ей  было  около  40 лет.  Она  с  детства страдала  помутнением  рассудка. Почти  не  разговаривала  и  все  время качалась,  особенно  когда  сидела.  Бабушка  говорила,  что  в  5  лет  ее очень  напугали.  Зина  ночью   сильно  кричала,  а  потом  перестала  разговаривать.  К  бабушке  из  поселка  часто  приезжал  ее сын, мой дядя. Он  заготавливал  для  коровы  сено на зиму.  Траву  косил  в  ближайших  лесопосадках.  Когда  я  подрос,  то  стал  ему  помогать в  сенокосе.  Этим  летом  мы  помогали  ему  вдвоем  с  другом.  Жизнь в  деревне  проходит   в  отличии  от  города  довольно  однообразно. Утром  поешь  жареной картошки  на  сале  с  квасом.  Потом  пойдем  на речку  искупаться,  если  погода   хорошая.  По  дороге  обратно  заглянем в  заброшенные  деревенские дома. Бывшие хозяева  их  надежно  не закрывали. Они  стояли  почти  без  вещей.  Иногда  в  сундуке  можно  было  найти  старые  книги  или  даже  патефон  со  старыми  довоенными  пластинками. В  одной  избе  мы  нашли  старинную  толстую  библию  в  кожаном  переплете.  Но  брать ее мы не стали, побоялись.  Она  лежала  на  молитвеннике перед  иконами.  В  старых  домах  пахло  плесенью,  мышами, вековой пылью и мхом.  Вечером  загоняли  дворовую  скотину:  корову  и  овец.  И поужинав   похлебкой  из  чугунка,  разогретой  в  русской  печке,  шли на «улицу». Так  называли  деревенские молодежные  посиделки,  по-городскому - тусовки.  Перед  «улицей»  тяпнем  немного  водочки,  возьмем  гитару  и  давай, на  всю  деревню орать популярные  тогда  песни  из  «Веселых  ребят», «Поющих гитар». Домой приходили  поздно  ночью  с  гулек  и  спали  без  задних ног.  Однажды  пришли  с  Володей  чуть  раньше  около  12  ночи.  Дверь закрыли  на  металлический  засов.  Только  легли спать,  вдруг  слышим грохот. Как  будто  дверь  с  петель  сорвали.  Потом  каменные  шаги  стопудовые и  тяжелое  дыхание.  А  спали  мы  во  второй  комнате.  На  дверном проеме  висела  из  плотной  ткани  занавеска.  В первой  проходной  комнате спала  бабушка,  и  мы  слышали  ее  старческий  храп.   Между  печкой  и стеной  спала  тетя  Зина.  Этой  ночью  она,  конечно,  видела  ТОГО,  кто зашел в  комнату.  Шаги  остановились  перед  занавеской, и  начался какой-то  бессвязный  речевой гул.  Рты  у  нас  онемели  от  испуга. Мы находились   под  сильным  гипнозом,  не  могли  ничего  сказать,  не  закричать. Но ОНО  не  входило  к  нам  в  комнату и  мы  ЕГО  не  видели.  Кто-то  ЕГО к нам  не  пускал.  Наверное,  наши  ангелы – хранители.  Если  бы  ОНО вошло, мы   навсегда  остались  душевными   калеками  как  тетя  Зина.  Потом шаги  удалились.  Но  мы  так  и  не  смогли  встать  и  посмотреть, кто приходил.  А  утром  увидели,  что  засов  был  вырван,  как  говорят, с  мясом  из  двери.  Внушение – страшная  вещь.  Под  гипнозом  можно увидеть  кого  угодно  вместо  реальности.  Я  когда  рассказал  этот  случай своей  младшей  сестре,  то  она  не  удивилась.  Когда  она  спала  с дядиной  дочкой  в  этой  комнате,  произошло  тоже  самое.  С  двери засов, каменные  шаги,  тяжелое  дыхание,  гипноз  и  страшный  испуг,  а главное  отказ  в движении  рук  и  ног.  И  этот  ВИЙ  не  зашел  в  комнату. Но то, что это была баба  Варя,  сто  процентов. Она  приняла  облик какой-то  страшилы.  Сестра  рассказывала,  как  видела  огромную черную  свинью,  которая  шла  мимо  их  деревенского  сарая поздно  вечером в  сторону  Вариного  дома.  И  самое  главное  эта  свинья  повернула голову и  посмотрела  на  нее,  хотя  обладала  огромной  толстой  шеей, которую  невозможно  повернуть.
             На  следующий  год  летом мы  приехали  с  Володей вдвоем. Я  закончил  институт. Как  раз  за  десять дней  до  своей  свадьбы. После  защиты моего  диплома  мама  попросила  меня  поехать  в  деревню помочь  дяде  заготовить  сено.  У  моей  невесты  предстояла  защита  диплома. И  чтобы  я  ей  не  мешал,  меня  отправили  опять  в  деревню.  Впереди меня  ждала  армия  на  полтора  года.  После  того  случая  мы  с  Володей не  рискнули  спать  дома и  перешли  спать  на  погреб (сарай  над погребом, в  котором  хранилось  скошенное  сено).    Опять  среди полуночи  мы услышали  шаги  и  тяжелое  дыхание.  Кто-то  очень  близко  подошел  к  двери сарая и  начал  шепотом  шептать.  Гипноз  снова  был  сильнейший.  Мы  стояли у  самой  двери  и  не  могли  пошевелиться.  Язык  прилип  к  нёбу.  Когда ОНА  ушла, мы  не  стали  открывать  дверь  и  уснули  как  убитые.  А утром,  когда  вышли  из  сарая  увидели   на  углу  мелко  порванные листочки  бумаги.  Я  крикнул  Володе:  -  Не тронь их!  Но  было  поздно. Он взял  бумажки  в  руки  и  начал  рассматривать.  Но  на  них  он  ничего не  увидел.  Я  только  толкнул  их  обутой  ногой.  Когда  мы  пришли после  завтрака,  бумажек  уже  не  было.  Испарились.  Потом  мы  с дядей поехали  на  тракторе  косить  траву  в  лес. Когда  она  высохла, мы  погрузили  ее  на  прицеп  и  привезли  к  бабушкину  дому.  В памяти  остался  еще   случай,  как  мы  пытались  завести  старый  дядин мотоцикл,  у  которого  был  дохлый  аккумулятор.  Мы  съезжали  на  нем  с высокой  кручи  на  берегу  реки  вниз.  Но  он  не  заводился,  а  вот какая-то сила  нас  на  это  толкала  и  хотела  нас уничтожить.
           За  два  дня  до моей свадьбы  уже  в  городе я  с Володей, со  своей  будущей  женой  и  ее  подругами  пошли  посмотреть в кинотеатр фильм  на  последний  сеанс.  После  вышли  посидеть  в  парк на  лавочке  покурить.  И  тут  подходит  компания,  где-то  из  10  пацанов нашего  возраста  и  говорит,  что  у  нас  слишком  много  девочек  и надо  поделиться.  Началась,  конечно,  драка.  На  меня  трое,  на Володю - остальные. Володя  был  на  голову  меня  выше  и  сильнее.  Он серьезно  качался  железом,  отслужил  в  армии. С ним  тяжело  было  справиться. А у  меня  как  назло,  видя,  что  никто  не  трогает  мою  невесту, злость отступила. Кажется,  я  ударил  пару  раз  кого- то  по  морде. От Володи  кинулись ко мне  еще  трое, и  я начал от них  петлять  между деревьями. А  друга  моего  свалили  и  били  ногами. Никогда  себе  я  не  прощу свою  трусость,  что  не  бросился  к  нему  в  драку.  Потом  они убежали. Володя  поднялся.  Лицо  у  него  было  все  в  крови.  Подруги  просили мою  невесту  отменить  свадьбу.
      
Я  наказан  за  трусость          
На  всю  жизнь  до  конца,         
Что  в  тот  вечер  июньский      
Не  мыл  крови  с  лица.          

Ничего  нет  постыдного            
Бросить  друга  в  беде.          
Я  в  смертельно - безвыходном    
Не  стал  к  друга  спине         

Злость  тогда  отступила,         
Разум  жизни  взял  верх.         
Кровь  в  виски  не  давила       
И  ослаблен  был  нерв.            

Я  ищу  покаяния               
И  найти  не  могу.               
Стал  как  ангел – хранитель      
Он  за  трусость  мою.            

            На  свадьбе (он  был  у  меня  дружком)  Володя  был в черных очках.  Свадьба  прошла  как  мгновенье.  Сначала  пили  с  друзьями дома, потом  пошли  в  ресторан,  где  были  заказаны  столики. Но  уже никто не  хотел  есть,  только  пить.  Но  водка   уже лилась  через  край.  Потом все  повалили  в  общагу,  где  жила  моя  жена  и  ее  подруги.  Не  знаю, как  там  разместились.  Мне  пришлось  пустить друга  с  подружкой  в  комнату,  где  мы  уединились  с  женой.  В  общем,  чисто  молодежная  свадьба.  После  свадьбы  мы  всей  толпой  рванули  в  Крым  на  море.  Я  с  женой  остановился  у  своей  бабушки,  у  мамы  отца.
Кроме  нее  в  двухкомнатной  хрущевке  жили  моя тетя  и  ее  дочка.  Нам  пришлось  спать  на  застекленной  лоджии.  А  друзья  и  подруги  жены  сняли  одноэтажный  дом.  Время  мы  провели  великолепно.  Единственно огорчало  Володю   то,  что  внимание  мое  было  больше  отдано  жене.  А когда  мы   раньше  приезжали  к  бабушке,  она  еще  жила  в  своем  доме,  то ночевали  с  Володей  в  палатке  или  маленьком  сарае  возле  дома. Дружба  есть  дружба.  Вместе  на  море,  вместе  вечером  на  танцы  и   попить  пива. Теперь  наша  дружба  раскололась.   
               
                2
          Эта  трагедия  произошла,  когда  я  был  в  армии.  Перед   уходом  Володя  почему-то  сказал,  что  мы  больше  не  увидимся.  Взгляд  у  него  был  очень  печальный.  Он  даже  произнес  причину -  свою  смерть. 
          12  сентября.   Во всю ивановскую  гремит  музыка  в  кафе.  Гуляют  свадьбу  моего  школьного  друга.  Все  в  хорошем  подпитии.  Володя  тоже  много  принял  на  грудь.  Он  не  очень  был  доволен  своей  семейной  жизнью.  У него  родился  мальчик.  Но  радости  особенной  не  было.  Как  правило,  это  происходит  у  молодых,  если  нет  обоюдной  любви. Володя  не  любил  жену.  Она  ушла  раньше  кормить  ребенка  со  свадьбы,  и ему  вдруг  стало  немножко  легче.  Вспомнилась  холостяцкая  жизнь.  Гуляй  -  не хочу.  Он  танцевал  с  подружкой  невесты.  Даже  жениху,  нашему  общему  другу,  Володя  не  советовал  жениться.  Но  почти  у  всех  людей  этот  процесс  когда-нибудь,  но  состоится.  Вдруг  в  кафе входит   жена  Володи.  Ее  срочно  направила  мама  Володи,  чтобы  она  забрала  мужа  домой.  Володя  наотрез  отказался  идти  домой.  Он  послал  ее  подальше  и  ответил,  что  сам  вернется  домой,  когда  закончится  свадьба.  Но  жена  стала  его  умолять ради  сына  вернуться  домой.  Вот  здесь  я  скажу: -  Жаль,  не  было  меня.  Если  бы   я  был  на  свадьбе,   никогда   бы  Володя  не  ушел  с  ней  домой,  а  только  со  мной.  Но  меня  не  было,  и  он  резко  схватил  жену   за   руку  и  направился  к  выходу.  По  дороге  к  остановке  троллейбуса  они  шли  молча,  иногда  он  ей  говорил,  как  все  его  достали.  Подъехал  троллейбус,  Володя  впихнул  жену  в  салон,  а  сам  развернулся  и  пошел от  остановки.  Жена  закричала  водителю,  чтобы  он  остановил транспорт. Водитель подчинился.  Она  выбежала  и  догнала  мужа.  Схватила  его  за  пиджак и  потянула  к  остановке.  Володя  вырвался,  пиджак  остался  у  нее,  и  побежал  вниз  к  водохранилищу.  Прыгнул  в  воду  и  поплыл.  Плавал   он  очень  хорошо,  но  вода  была  осенняя, 15 градусов. Жена  шла  по  высокому  мосту,  а  внизу  плыл  ее  муж. И  вдруг  он  исчез  под  водой.  Она  закричала  и  побежала  вперед  к  берегу.  На  берегу  сидели  парень  с  девушкой. Она  начала  просить  парня  спасти  ее  мужа,  который  только  что  ушел  под  воду. Парень  разделся  и  бросился  в  воду.  Но  Володя  доплыл  где-то  до  середины  моста.  От  берега  это  около  50  метров.  Парень  нырял,  но  в  речной  мутной  ночной  воде никого  не  увидел.  Жена  орала  не  своим  голосом.  Она  поняла,  что  мужа  у  нее  больше  нет.  Нет  у  нее  Володи,  которого  она  любила  всем  сердцем.  Если  бы  Володя  так  много  не  выпил,  он  бы  доплыл  до  берега,  даже  холодная  вода  ему  бы  не  помешала.  Я  сам  был  свидетелем,  как  он  выпил  бутылку  водки,  влив  ее  в  горло,  даже  не  дергая  кадыком.  И  вместо  закуски  закурил  сигарету.
          Свадьба  была  в  полном   разгаре.  Когда  подошел  незнакомый  парень  и  спросил  жениха:
           -Был у  вас  на  свадьбе Володя с  женой? 
           -Да,  был. Только  ушли.
           - Он  утонул…
           - Ты что  шутишь,  заорал  жених. Но  увидев его  мокрые  волосы,  понял,  что  это  горькая,  страшная,  злая  правда.
            Свадьбу  свернули  сразу.  Горе  затмило  веселье  за  несколько  минут.  Почти  все  сразу  протрезвели.  Кто-то  начал  говорить,  что  Володя  поднырнул  и  вылез  на  другом  берегу.  Но  в  это  никто  почти  не  верил.
             Водолазы  нашли  Володю  только  на  следующий  день  13  сентября.  У  него  судорогой  были  сведены  руки  и  прокусаны  насквозь  губы.  Он  так  хотел  жить,  но  ничего  уже  сделать  не  мог.  Руки пришлось  поломать,  когда  положили  его  в  гроб.  Вот  те  бумажки,  которые  он  взял  в руки,  в  них  было  проклятье.  И  адресовано  оно  было  мне. Володя  стал  моим  ангелом  -  хранителем.  Я  его  всегда  чувствую  рядом.  Он  меня  иногда  выручает  из  тяжелых  ситуаций. У  нас  с  ним  были  одни  общие  интересы,  одна  музыка,  одни фильмы, одни  писатели,  занятия  спортом. Мы  были  как  единое  целое.  Такого  друга  как  он  у  меня  больше  никогда  не  было  и  не  будет.  Мне  кажется,  если  бы  он  был  жив,  моя  бы  жизнь  была  другая.  А  у  нашего  школьного  друга  семейная  жизнь  не  сложилась.  Они  развелись  буквально  через  пару  лет. Но  в этом  нет  вины  Володи.
            Я  работаю  программистом.  Хотя окончил строительный  институт.  В  проектном  институте,  куда  я  попал  после  окончания  института,  я  стал  проектировщиком  эстакад  на  газоперерабатывающих  заводах.  Это  такие  огромные  18  метровой  высоты пролетные конструкции из рам, балок и  ферм, на  которые опираются  траверсы. Рамы устанавливаются  на  железобетонные конструкции. Когда  в  конце  80  годов  появились  первые  286  компьютеры,  я  за  год  написал  программу,  которая  полностью  заменяет  работу  проектировщика.  Создавал  ее  после  основной  работы,  оставаясь  за  компьютером  после  работы  до  12  часов  ночи,  болея  уже  инсулинозависимым  диабетом. Сахар в  крови  помогал  работе  мозга.   Программист  не  уйдет  домой  пока  не  отработает  до  конца  модуль,  иначе  завтра  правильная  мысль  может исчезнуть. Суть  программы: достаточно  ввести  данные  о  количестве  труб, плотности  их  продукта  по  отношению  к  воде,  снеговую  и  ветровую нагрузки,  а  также  расстояния  между  колоннами,  и  вы  получите  весь  расчет  металлоконструкций  с  подборкой  сечений (техническую  спецификацию  стали),  подборкой железобетонных колонн с  закладными, объемы  выполненных  работ  для  составления  смет.  И  самое  главное:  все  чертежи  в  ACAD (планы,  разрезы,  ведомости  элементов,  сечения,  рамы,  фермы  и  узлы,  а также  планы и  разрезы,  размещенных  на  эстакаде проходных площадок и кабельных  галерей).  Сейчас на  современных  компьютерах (программа  переписана  на  систему  Windows)  этот  расчет  с  вводом  данных  занимает  15  минут. А  тогда,  где-то  три  часа.  Но  все  равно  получить  за  три  часа 20  листов  чертежей (без  учета  времени  на  вычерчивание чертежей на  графопостроителе) и  расчеты.  Это была фантастика.  На  такую работу в  ручном режиме  с  черчением  на  кульмане  отводился  месяц. Я  иногда  смотрю  на  свое  программное  детище  и  думаю,  что  не  реально  это  написать  одному.  Наверное,   мне  кто-то  диктовал  и  помогал. Я знаю.  Это  ты  Володя.  Если  бы  Бог  спросил  какой  день отменить в твоей  жизни,  я  бы  не  задумываясь  ответил:  12  сентября того страшного года.

Говорят,  что  время  лечит,
Зарастает  в  сердце  шрам.
Но  остался  болью  вечер,
Роковой  сентябрьский  вечер
Как  укор  всем  нам.

Той  воды  зловещий  омут
Скрыл  тебя  от  нас.
И  твои  уста  не  смогут,
Никогда  уже  не  смогут
Говорить  и  петь  для  нас.

В  мире  нет  аллей  печальней,
Чем  ряды  могил.
Так  зачем  ты  день  венчальный
Изменил  на  поминальный,
Лентами,  венками  нарядил.

Навсегда  оставит  мрамор 
Взгляд  твой  молодым.
Но  пронижет  острым  шрамом,
От  бессилья  острым  шрамом
С  взглядом  встретившись  живым.

Нет  в  природе  повторений
Судеб  жизненных  людских.
Человек  для  близких  гений,
В  исключительности  -  гений,
Если  нет  его  среди  живых.

Прости  меня  Володя.