Мысль походя 23

Татьяна Александровна Андреева
Любовь и время, время и любовь

В прошлом веке (звучит-то, как, а?!) я училась в аспирантуре и писала диссертацию о сюжетном времени на материале рассказов Э. Хемингуэя. Я изучала философские, языковедческие и литературоведческие трактаты о времени, научные работы о восприятии времени человеком, делая свой маленький шажок в наблюдении этого сложнейшего явления вселенского масштаба, его природы, и в постижении его человеческим разумом. Я рассматривала феномен литературного времени, как определённый континуум, состоящий из прошлого, настоящего и будущего, и изучала языковые средства его выражения в привязке к сюжету рассказа и к его персонажам. Диссертация была благополучно написана, прекрасно защищена и, как это часто бывает, забыта, во всяком случае, мной.

И теперь я, как всякий человек, поверяю временем бытие: элементарным отсчётом дней, часов и минут, сезонов и лет.  И внутри этих временных отрезков, складывающихся в непрерывный поток, отсчитываю своё индивидуальное время, дарованное мне Богом.  И вот, недавно слышу, как один учёный говорит о том, что никакого континуума времени нет, а время существует, как единое целое, всегда и сразу.  И в этой невероятной для меня мысли что-то есть.   Ведь в человеке одновременно живёт его прошлое, память о том, что было с ним до сегодняшнего дня, его настоящее, его сейчас, и его будущее, в виде  желаний, планов и мечтаний. И эта мысль неожиданно подтвердилась в сегодняшнем телефонном разговоре с мужем, который всё лето проводит отдельно от меня в деревне, в отеческом доме, трудясь в саду и на огороде. 

Мы говорили о нашей общей подруге, которой он обещал дать несколько саженцев лесного ореха, лещины.  И я просила его выйти к ней с саженцами на трассу, когда она будет проезжать мимо в свою деревню, говоря, какая она замечательная женщина и как уважает, ценит его любовь к земле и преданность крестьянскому труду, и считает его настоящим мужчиной.  А он вдруг говорит мне:

- Вот бы тридцать два года назад услышать эти слова, - имея в виду, конечно, меня.   И я отвечаю:

- А зачем было говорить, ведь я за тебя тогда замуж вышла, увидев в тебе всё это. 

Он засмеялся:

- Да, я так, хотел тебя подразнить немного.

И, вдруг, время соединилось в нескольких словах, которыми мы обменялись, обозначив, что в моём муже и во мне живёт всё наше общее прошлое, оно слито нераздельно с настоящим, оно создало наше настоящее и сейчас вместе с ним созидает наше будущее.  Всё сразу, одновременно и навсегда.

26.07.2017