Странствия лесного человечка. Сказка. Глава 7

Юджин Солид Джин
Уже который день Лис поджидал в трактире, расположенном совсем невдалеке от тюремных ворот того чудного паренька. Он знал, что его должны были выпустить на днях, а так как в календарях и числах он мало понимал, то приходил сюда каждое утро и поджидал какое-то время, поглядывая в мутное окошко трактира и потягивая дешевое кислое пиво. Трактир был грязным и славился дурной едой и еще более дурной публикой. Но почти все, кто выходил из ворот тюрьмы, тут же направлялись в него промочить глотку после суровых тюремных испытаний. Но сам Лис чувствовал себя в нем довольно уютно. Он был там своим.
Сколько себя помнил Лис, он всегда был вором. Отца он своего не помнил, да и был ли он у него? А мать, измученная нищетой и пристрастием к хмельному зелью, сбыла его с рук долой в приют, когда он был еще мал, да и сгинула где-то. Лис и не думал ее искать, почти сразу же сбежав из приюта. Он прибился к стайке таких же бродяжек, промышлявших всем, чем только можно, не особо оглядываясь на закон. У них был свой закон - закон улицы. Лис пробавлялся исключительно воровством, причем не гнушаясь как совсем мелкими, как и крупными аферами. Он был ловок и хитер и очень редко попадал в руки закона. Да и в этот раз он попался на какой-то мелочи. Но теперь он был даже доволен, что угодил в тюрьму. У него был давняя задумка, безумный план, задачка почти невыполнимая и твердая, как крепкий орешек, который он давно мечтал раскусить. Но никак не мог придумать хитрость для осуществления своего плана. Но когда он увидел, как ловко этот парнишка может исчезать и неслышно перемещаться, в его голове всё срослось. Осталось только уговорить его вступить в дело, а уж обвести вокруг пальца этого доброго и наивного паренька казалось ему совсем простой задачей. В тюрьме он не рискнул пойти с ним на сближение: кто-нибудь, да и шепнул бы парню о его дурной репутации, и войти к нему в доверие стало бы затруднительно. Поэтому он выжидал более подходящего момента. Да и трудно было бы к нему там подобраться, он все время был занят - нянчился с тем дохлым стариком - да и вечно кого-то лечил. А потом его и вовсе забрали к начальнику, и появлялся в камере он нечасто, только чтобы еще кому из больных помочь и всегда под присмотром охраны. <<Парнишка конечно, не промах, с характером и явно - не дурак. Но простодушен и добр, людей и жизни не знает. С ним надо потоньше... похитрее. Надо его сначала зацепить чем-нибудь, втянуть в дело потихоньку, а уж коготок увязнет - там и всей птичке пропасть! Никуда не денется уже, будет работать на меня.>> Такие мысли крутились в голове у Лиса. Тут он услышал скрип калитки тюремных ворот и поднял голову: <<Может, сегодня? Да, не ошибся, вот он, голубок! Ну, лети сюда!>> У ворот появился его долгожданный приз - этот чудной парнишка. Нерешительно топтался, не зная куда идти. Лис поднялся, натянул на лицо самую приветливую улыбку и поспешил ему навстречу.
- Привет, братишка! А я тебя уже какой день поджидаю!
- Меня? - удивился Ноэль. Он не сразу узнал Лиса - в тюремной камере, в полумраке, он выглядел по-другому, более хмурым и потрепанным, а тут приоделся и сиял как медный таз.
- Конечно тебя! - бодро воскликнул Лис. - Я сразу заприметил, что ты не местный. Ведь сейчас тебе некуда идти, правда? А ты мне здорово помог, вылечив мне застарелую болячку! А Лис умеет быть благодарным, уж поверь! Пойдем, поживешь пока у меня, места хватит! Я тебе и город покажу и все расскажу! И надо будет - с работой помогу! Пойдем же, один ты в городе пропадешь, а со мной - ни за что! Лиса здесь многие знают!
Ноэль немного замялся. <<А ведь и правда, идти мне некуда, города и его законов я не знаю, так ведь можно и в новую беду попасть!.. И человек, видно, неплохой... Отблагодарить хочет, от души помощь предлагает.>>
- Хорошо! Я согласен, спасибо, что ты помогаешь мне, ээээ... - Ноэль замялся, силясь вспомнить имя этого доброго человека.
- Лис! Зови меня Лисом! - Еще более широко и приветливо улыбнулся тот. - Я и не помню, какое имя мне дали при рождении, все меня так зовут)
Лис повел Ноэля по городу, показывая и рассказывая ему все и обо всем сразу. Лис так много говорил и показывал, что голова Ноэля, беспрестанно крутящаяся туда, куда в очередной раз показывал Лис, кругом пошла. А вокруг было на что посмотреть! Он ведь даже и не успел тогда толком рассмотреть город, мучимый голодом и жаждой. А сейчас все казалось ему таким красивым и интересным! Грязные летом мостовые припорошил утренний снежок; воздух, после тюремной затхлости, казался удивительно свежим. Да и веселая болтовня Лиса создавала прекрасное настроение. Постепенно одни кварталы, где стояли красивые дома, сменились на другие, более бедные, улочки стали уже и извилистей. Навстречу попадались уже не такие добрые лица, как в центре города, много было лиц хмурых и даже таких же зловещих, как в тюрьме. Но Ноэль мало придавал этому значения, радуясь свободе и своему новому доброму и веселому другу.

Дом Лиса очень понравился Ноэлю: надо сказать, что у Лиса была одна слабость - он очень любил красивые вещи. И чего только не было в его доме: всевозможные безделушки, собранные без всякой системы, были разбросаны и расставлены по всем углам. Если бы Ноэль читал когда-нибудь о пещере Али Бабы, то смог бы сравнить с ней единственную комнату дома Лиса. Правда, сундуков с сокровищами там не наблюдалось) Зато были книги! Настоящие книги, которые, по-видимому, Лис, сам читать не умеющий, выбирал за красивые богатые переплеты. Ноэль с удовольствием рассматривал все эти сокровища, листал книги, жадно вчитываясь в строки, чем вызвал восторг Лиса. Он мало кому доверял и никому на показывал своей добычи, а тут получил настоящее удовольствие - похвастать хоть перед кем-то. Как ни странно, Ноэль нравился ему все больше и больше, чего, вообще-то, не следовало бы позволять себе. Ведь ему предстояло использовать парнишку в опасном деле. Лучше не привязываться.
В последующие дни Лис опекал Ноэля, как наседка своего цыпленка. Он всюду его водил по городу, все показывал, обо всем рассказывал, все время назвал его "друг", "брат", так что Ноэлю действительно показалось, что у него появился настоящий друг...
Одно только удручало Ноэля. Он совсем не привык бездельничать, а его новый друг, похоже, только этим и занимался. Его угнетало, что он живет в чужом доме, ест чужую еду и ничего не делает, чтобы это заработать. Но Лис убеждал его, что сначала ему надо хорошенько освоиться среди городской жизни. Но, чтобы хоть чем-то его занять, дабы он не ушел из-под его опеки, он нашел ему среди местных несколько больных, которые якобы платили за лечение. Хотя деньги он платил Ноэлю из своего кармана. Ноэль же снова отдавал их Лису в плату за проживание и пропитание, и все были довольны. К Лису иногда приходили какие-то хмурые личности, и он о чем-то с ними шептался в углу, но так, что до Ноэля не доносилось ни слова, да он и не прислушивался к чужим разговорам. Иногда Лис уходил с ними куда-то, оставляя Ноэля одного, и тогда он наслаждался чтением. Книги были разные - интересные и не очень, но он с жадностью глотал все. Теперь он больше стал понимать бабушку, от чего она соглашалась варить людям разные зелья, даже если не хотела иметь с ними ничего общего. В этих книгах был целый мир, вступив в который один раз, отказаться от него было уже невозможно. А бабушка, добровольно оказавшаяся от мира и людей, заменила его себе книгами. Лис, застававший его за чтением, очень удивлялся, как это можно часами пялиться на черные значки на бумаге, но когда Ноэль стал пересказывать ему прочитанные истории, и сам заинтересовался. Он не относился к книгочейству так суеверно, как простые неграмотные люди. Лис вообще ничему не верил и мало чего боялся.
Они много разговаривали обо всем. И услышав историю о встреченной Ноэлем Синей Птице, очень заинтересовался.
- Ах, вот если бы она попалась мне! - Лис даже зажмурил глаза, представив это, и его пальцы непроизвольно сжались в кулак. - Вот где она у меня была бы! Ни за что бы не выпустил, пока она не исполнила бы все мои желания и не привела бы меня к счастью!
Пальцы Ноэля машинально нащупали бабушкин амулет, надежно покоившийся под рубашкой.
- Я уже понял, и из слов Синей Птицы, и из слов других людей, что счастье для всех разное,. -проговорил он. - А что для тебя счастье, Лис?

Ноэль и Лис прогуливались в это время по большой городской торговой площади. Лис остановился, посмотрел на Ноэля и в свою очередь спросил:
- А ты сам как думаешь?
Ноэль замешкался с ответом, - Я по дороге в этот город говорил с некоторыми людьми и каждый думает по-разному: кто-то говорил, что счастье в том, что у тебя есть крыша над головой, любимая работа и семья, кто-то - что счастье в любви. Я и сам не знаю. Именно для того чтобы узнать это, я и покинул свои края.
Лис презрительно фыркнул:
- Любовь... Семья...Чушь! - Он зачерпнул в кармане горсть монет и сунул их Ноэлю под нос, - Вот в чем счастье и больше ни в чем! Было бы вот это, да побольше, а остальное можно купить! - но тут же понял, что слишком резко говорит и смягчил тон:
- Посмотри вокруг! На всех этих людей! Вон - старый шарманщик, он целыми днями стоит на этом углу, крутя ручку шарманки, в любую погоду. И думаешь, это ему нравится? Только ради тех монеток, что бросают ему в шляпу! Вечером, посчитав выручку, он пойдёт в трактир, купит себе ужин и вино. А вон тот булочник? Он просыпается задолго до восхода солнца, не для собственного удовольствия, а для того, чтобы замесить тесто и к тому времени, когда люди проснутся, испечь горячий хлеб и булочки. Люди заплатят деньги, и он сможет купить на них много нужного для своей семьи. А башмачник починяет чужие вонючие башмаки, тоже, не от радости. Каждый в этом городе просыпается с мыслями - где бы добыть денег на жизнь. Все, все эти люди с утра до вечера добывают деньги! Долго ли продержится семья и любовь без денег? Может, в твоем лесу и не нужны деньги, но там, где живут люди, без них не обойтись.
Лис вдруг хихикнул и перешел на дурашливый тон:
- Вот представил себе, что приспичило бы мне жениться... - Лис сплюнул через плечо и даже три раза сделал знак, защищающий от нечистой силы, - Уже на второй день бы началось! - И он жеманно запищал: «Милый, а вот сюда я хочу повесить новые шторки и присмотрела в лавке замечательный коврик! А на ужин я запеку твою любимую курочку!Ля-ля-ля! Чмок-чмок-чмок! ДАЙ ДЕНЕГ!!!»
- Потом ей потребуется новое платье, как у соседки, только еще лучше! И безделушки! Женщины их обожают, просто жить без них не могут! А потом появится парочка спиногрызов, которые будут лопать, как твои поросята, и одежка на них так и будет гореть! И попробуй им чего не дай! Скандалы и обиды будут сыпаться на тебя, как горох из дырявого мешка! И вот, бедный мужик, согнувшись в три погибели, волочет на себе этот воз, пока ноги не протянет! Вот оно твое семейное счастье да любовь! Неее... Это не по мне! Захочется мне любви да ласки, я лучше пойду и куплю их у тех, что готовы продать все это без лишних претензий и капризов. На мой взгляд, такие женщины даже честнее так называемых порядочных. Они продают только ночь, а другие - целую жизнь. Да и пахать, как лошак - тоже не по мне! Уж поверь, Лис родился не для этого, - и здесь Лис постучал костяшками согнутых пальцев по своему лбу, - найдется достаточно ума и хитрости, чтобы добыть денег, без особого труда, да и делиться с кем-либо, не имею ни малейшего желания!
- А чем ты зарабатываешь? - Спросил Ноэль. - Я никогда не видел тебя ни за какой работой, но деньги у тебя всегда есть.
- Я? - Лис на мгновение замешкался. Ему не хотелось говорить Ноэлю, что он вор. И не только потому, что он мог потерять его доверие и уйти из-под контроля. Было в этом пареньке что-то правильное, настоящее, то, что в других людях он не встречал. В его кругах просто не водилось таких людей! Ему было даже жаль подвергать его опасности... Но жадность и азарт были сильнее совести. Да и не было у него особой совести. Но почему-то в глазах этого паренька ему хотелось выглядеть благородным героем.
- В этом мире каждый зарабатывает в меру своих способностей. А мне бог дал способность зарабатывать не руками, а головой.- туманно ответил он, - Вот допустим, ты любишь книжки. Но тот, кто их пишет, не пойдет в лес, рубить деревья, не будет сам делать бумагу и чернила, да и гусей, для перьев выращивать. Для этого есть другие люди, которые рубят, изготавливают и выращивают и продадут все нужное писателю. Ему достаточно только купить все необходимое, а остальное у него в голове. Он сядет, напишет, потом отдаст свой труд писцам и переплетчикам. А кто-то купит готовую книгу и обеспечит писателю кусок хлеба с маслом. Так все устроено, что каждый делает то, что умеет, а на те деньги, что заработал своим умением, он может купить то, чего сделать не может. Все просто. Но в мире нет справедливости. Есть те, кто не делает совсем ничего, а живет лучше тех, кто потом и кровью бьется за кусок хлеба. Правители, знать, богатеи всякие… Вот они-то живут, как сыр в масле! Простые люди платят им налоги, чтобы они управляли ими, обеспечивали порядок, но... Чаще они больше заботятся о своем благополучии. А есть, так и вообще злодеи и кровопийцы! Настоящие воры! Эх... Да что говорить!.. - Лис тяжело и горестно вздохнул, махнув рукой. - Сам пострадал от такого! И никто не сможет мне помочь...
- Расскажи, что случилось? Может я смогу помочь? - воскликнул Ноэль. - Ему очень хотелось сделать что-то хорошее для человека, который в столь многом ему помог, столько всего объяснил, да и просто дал приют. Он не очень-то поверил, что блестящие монеты могут дать человеку счастье. Ему казалось, что Лис очень заблуждается и от этого так неприкаян и одинок.
Лис с деланным недоверием покосился на Ноэля.
- Ой, не знаю, сможешь ли? Да и опасно это! Нет... Ты мой друг, почти брат, и я не могу просить тебя так рисковать ради меня!
- Да в чем дело, Лис? Если в моих силах помочь тебе, я это сделаю! - горячо стал убеждать он Лиса.
- Хорошо, я расскажу тебе о своей беде. Может и правда, сможешь? Тем более, ты умеешь делать такие вещи, что не каждый умеет. А ну, как выйдет? Пойдем, мне надо тебе кое-что показать и рассказать, а там уже и решишь, стоит ли тебе так рисковать.
И они пошли куда-то, куда вел Ноэля Лис. Под ногами скрипел снежок, дорога вела куда-то вверх. Лис вдруг перестал болтать и шел немного впереди, и все больше молчал. Уже вечерело, шел негустой снег и, падая на мостовую, тут же попадал под ноги прохожим и таял. Ноэлю почему-то стало так грустно... Зима в городе совсем не была похожа на зиму в лесу. Ему вдруг подумалось: зачем его куда-то понесло? Счастье? Разве он не был счастлив в своем лесу? Он знал, для чего он просыпается и для чего он нужен в этом мире. Все было в нем хорошо и правильно, пока не появилась Синяя Птица и не пообещала большего. Может и права бабушка? Она всего лишь шалопутка, сбивающая с панталыка людей? Обман? Сказка? Но почему так хочется верить? Но… Если бы не она, то не встретил бы Ноэль ни Лодара, ни смешную маленькую Лори, ни бабушку...Так что… Все правильно! И совсем не верилось Ноэлю, что счастье - всего лишь в кучке монет, какой бы большой она ни была. Купить счастье?... Почему-то ему еще больше стало жалко Лиса... Надо ему помочь, решил он.


Продолжение следует
;
Джин)