Книга 3. Глава 5. Колесница Бога между ратями

Леонид Сучков 3
Рассмотрим внимательно как организовано учение нашего Бога. Ясное дело Господь Брахман не поддается уничтожению. Но выше Его стоит Парабрахман. Свами Прабхупада пишет: «Понятие Брахмана относится к живому существу, а Парабрахман обозначает верховную божественную личность». Опишем две системы отсчета, из числа тех, которые может использовать живое существо. В первой системе отсчета живое существо подчинено автоматическому психоуправлению. Такое положение включает момент, что после смерти существо (автоматически) получает тело – однако человек может создать новое тело отсчета и уйти в мир Бога. При этом мы должны на бытие взглянуть глазами Бога: мы должны осознать тело отсчета Бога. Постижение такого тела ведет к мокше. Но это не та мокша, что у читта-йогов. Процедура «джняна-яджня» есть, прежде всего, постижение нового тела отсчета (НТО). В первой части (Книга 3) дается спецификация тела отсчета Господа в виде плана Его наставления».
Такая подготовительная процедура заставляет западного человека подготовить свой ум к работе. Отличие западного и восточного мышлений столь сильно, что мешает делу создания НТО.
Не одну сотню лет западный ум приучался к понятию прямой линии, восточный ум знал, что прямой линии в природе нет. Восточный мыслитель понимал, что наше восприятие задает малым участкам земли чисто евклидово проявление. Здесь и рождает концепция возможности прямой линии неограниченной протяженности. Но на самом-то деле участки земли малы: до горизонта. Точка и прямая создавали понятие пространства для западного человека. Другое дело восточный ум. Он не желал, чтобы, пространство строилось из абстракций – из точек. Господь говорит о стихиях и Он же говорит о Наблюдателе (гл.7, стих 4-5). Наш Господь все сделал так мудро, что земля, выполняя циклическую эволюцию на локальных участках. Совершает фактически равномерное прямолинейное движение.
Западная наука осознала принцип относительности: она говорит о равноправии всех систем отсчета, движущихся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. Восточная наука понимала. Что этот принцип является универсальным и что он работает для каждого наблюдателя. Господь в седьмой главе (стих 5) говорит о наблюдателе.
Господь понятие «тела отсчета» вводит постепенно. Он говорит (гл.2, стих 55): «Если человек находится в своей сущности, это значит, что он пребывает в своем теле отсчета». Слово «стхита» близко к понятию «стхити» – устойчивость, инерция. Бог, Господь Параматман расположен рядом с душой. Он является источником различных видов сознания души. Каждый «фиксированный вид сознания души» Бог называет телом отсчета. В Шримад Бхагаватам (П3, гл.20, стих 28) телу отсчета дано имя «атма танум». Каждый наблюдатель имеет свое личное тело отсчета (ТО).
Аллегория «Колесница Бога между ратями» очень верна. Дела шли так.
Господь Брахма создал светлых богов. «Он бросил перед ними «Сияющий облик дня» и боги завладели им». Так «светлый день» стал «телом небожителей» (ШБ, П3, гл.20, стих 22) (Перевод Б.Ч.Бхарати Свами).
Мы должны связать этот материал со знанием (стих 24, гл.8).
Однако дальше пошли тяжелые события «Из ягодиц Брахмы появились демоны – похотливые существа. Одержимые вожделением, они подступили к нему с намерением совокупиться» (ШБ, П3, гл.20, стих 23). (Перевод того же ученого).
Господь Брахма поспешил к Богу.
Господь Брахма взмолился: «О Господь, убереги Меня от порочных тварей, которых я по Твоей воле произвел на свет». (Стих 26).
Мы должны помнить, что наш Господь Бог – Вездесущий, и Он все знает про Своих богов. (Он также все знает про нас с Вами).
Господь посоветовал ему оставить «оскверненное тело» (текст 28).
Свами Прабхупада в своем толковании говорит (гл.20, стих 28, ШБ, П3):
«По мнению Шридхары Свами, когда говорится о том, что Брахма периодически меняет свое тело, это не означает, что он в самом деле оставляет его. По его словам, имеется в виду, что Брахма избавляется от определенного склада ума. Ум представляет собой тонкое тело существа. Иногда нами завладевает какая-то греховная мысль, и, когда мы отгоняем ее от себя, можно сказать, что мы сменили тело».

Человек, который хочет уйти к Богу должен иметь качественное тело отсчета (ТО).
Свами Прабхупада пишет:
«Отсюда следует, что отец и мать, зачиная ребенка, должны быть осторожными. Характер ребенка определяется состоянием ума родителей в момент его зачатия. Перед зачатием родители должны очистить и одухотворить свой возбужденный ум. Если в момент зачатия ум занят мыслями о лотосных стопах Господа, родится благочестивый ребенок,…»

Мы должны сопоставить два представления. С одной стороны Господь говорит (гл.8, стих 24):
«Свет, огонь, день, растущий месяц,
Полугодие зимнего солнца –
Вот когда, уходя, обретают
Люди Брахмана, Брахмана зная».

С другой стороны считается, что Господь Брахма создал главных полубогов, задав им сияющую форму дня (ШБ, П3, гл.20, стих 22).
Свами Прабхупада дает толкование:
«Демоны появились на свет из ночной тьмы, полубоги были созданы из света дня».
Свами дает такой перевод 24-го стиха (гл.8, поэма):
«Те, кто познал Брахмана, достигают Его,
Уходя из мира во время пребывания влияния бога огня,…»

«Огнем-днем-солнцем-луной» правят различные божества, которые направляют душу в момент отделения ее от тела». Так учит Свами Прабхупада (коммент. Поэма, гл.8, стих 24).
Мы сейчас должны вспомнить предмет Санкхьи. Есть духи и материя. Освобождение идет познанием отличия духа от материи. Дух достигает «бытия-для-себя». Однако теперь система сложнее: «Есть Бог». Материя, будучи энергией Бога (в тонкой форме) существует вечно. Материя иногда проявляет (временную) природу – «мироздание».
Материя – мать, Бог – отец. Понятие материи усложняется: она есть сумма гун и прадханы. Проявленное состояние получается из Прадханы активностью гун. Проявленное состояние материи есть пракрити. Прадхана не имеет времени. Она вне духов.
Господь Бог говорит (гл.14, стих 3):
«Вся материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, и в этом Брахмане Я зачинаю живые существа».
 Есть расхождение в трактовке древнего учения. С одной стороны говорится:
«Материальная природа производит космический разум, который называют Хиран-майей». Однако с другой стороны говорится (ШБ, П3, гл.26, стих 19): «Сила, которой Бог оплодотворяет вещество есть живые существа. Совокупность живых существ называется Хиран-майей». Второй путь ведет к «читта-йоге». Первый – к «буддхи-йоге».
Второе определение позволяет сделать еще одно определение: «Вещество, оплодотворенное живыми существами, называется Махат-таттвой». Так переводит Б.Ч.Бхарати Свами.
В словаре (ШБ, П3), перевод Свами Прабхупады, дается иная трактовка: «“Махат-Таттва” – изначальное, недифференциированное состояние совокупной материальной энергии, из которой формируется материальный мир».
Бог находится вовне и внутри существа (полубога, человека, животного и т.д.).
Господь являет Себя внутри существа в облике Сверхсознания, снаружи – в облике времени. Этот закон работает и в момент освобождения: он заставляет стихии выполнять свою работу. Работу освобождения человека!
Освобождение есть уход из Махат-Татвы. Как мы видим это сложный и последовательный процесс. Его можно описывать с различных точек зрения. Нас интересует точка зрения Бога. Важно увидеть предмет в целости.
Есть читта-йога, есть буддхи-йога. Господь вне их организует особую йогу. Она в поэме выступает как «Наставление Господа». В «Йога-сутрах» Патанджали она значится как «Аштанга-йога».
Аштанга-йога описана в сутрах II-28 – III.8. Смотрим на читта и буддхи-йогу.
Эти две йоги имеют одну цель: они решают задачу освобождения человека. Господь видит живое существо в виде аппарата восприятия, в виде прибора наблюдения, в виде системы отсчета. Отсчет необходим из-за того, что идет процесс кармы. Господь дает яркое описание этой структуры.
Мы вначале дадим стихотворное описание этого образования. Затем последует детальное исследование.
«А теперь, о могучерукий,
Ты узнай о пяти причинах;
Вот как сказано это в санкхье
Ради действий успеха, сын Притхи».

* * *
«Действий деятель, также основа,
Инструменты различные, Партха,
И движенья разные тела,
И судьба, что считается пятой».

* * *
Даны стихи 13-14 (гл.18), перевод В.С.Семенцова.
Исследование дано ниже.
 Рис. 1

АВ = тело отсчета,
ВС = исполнитель,
СД =  орудия и система координат,
ДА = алгоритм наблюдения и управления,
EL = Господь Параматма как управитель космических событий.


Господь говорит (стих 14, гл.18):
«Тело отсчета (адхиштханам), исполнитель (карта), орудия и координаты (каранам и притхак-видхам), алгоритм наблюдения и управления (чештах), Господь Параматма как носитель космических часов (дайвам).»
Есть два режима бытия: 1) режим кармы, 2) режим освобождения.
Назовем структуру, представленную янтрой, «автоматом существа». Обозначим ее буквами «АВСУ». Есть кармический АВСУ и есть освобожденческий АВСУ. Обозначим первый буквами АВСУ-К, второй АВСУ-О. В обоих автоматах система отсчета несет в себе три конституэнты: 1) предмет (тело, система), по отношению к которому изучается ситуация;
2) координаты, которые представляют возможность делать описание событий, 3) часы, связанные с телом, по отношению к которому делается измерение и отсчет. Важнейшей подсистемой является тело отсчета. Телом отсчета новой системы отсчета, созидаемой йогом и противостоящей карме, является «наставление» нашего Господа. В «Йога-сутрах» Патанджали эту же роль выполняет «Аштанга-йога». «Наставления» нашего Господа представляют собой органические тенденции, которые Господь Параматма переводит на уровень бессознательного. Это наклонности и шаблоны. Мы знаем: «Карма есть действие». Кармические следы (КС) – его результаты. КС хранятся в системе «Карма-ашайя»
(II-12, 13). Мы римской цифрой метим главы «Йога-сутр». Возникающие из «наставления», освобожденческие следы (ОС) занимают в системе «Карма-ашайя» свое законное место. «Наставление» Господа и «Аштанга-йога порождают ОС. И они возникают во внешнем и внутреннем поведении: они есть новые наши укоренившиеся реакции и привычные умопостроения. Мы уже знаем, что Господь Брахма при «синтезе» существ также использует автомат – «АВСУ-С». Буква «С» обозначает слово «синтез существ».


1. Читта йога

«Согласно Патанджали» – пишет Б.К.С. Айенгар – «Саттве, раджасу и тамасу соответствуют пракаша, крийя, стхити».
Пракаша есть сверкание ясности, крийя значится как действие и исследование, стхити являет собой твердую устойчивость, прочность, а также существоание. Пракаша, крийя, стхии живут в элементах и чувствах, в уме и разуме, а также в эго. Атман окутан пятью кошами (оболочками) и тремя телами.
Чувства – элементы – манас составляют грубое тело (FT – физическое тело).
Примечание. Мы говорим «чувства» понимая сенсор плюс мотор (десять чувств).
Астральное тело (АТ) состоит из тех же 16 компонентов, имеющих тонкую природу.
Причинное тело включает танматры, буддхи, аханкару. Мы обозначаем его буквами РТ. Питательная оболочка кормит FT посредством пяти грубых элементов. Витальная оболочка связывает FT и AT. Ментальная оболочка связывает AT и PT (при помощи тонких компонентов астрального тела). Оболочка разума работает для PT. Высшая оболочка живет для Атмана.
Гуны получают разделение в Атмане. Они из Него пьют энергию. Так учит читта-йога, так учит Б.К.С. Айенгар.
Природа (Пракрити) имеет Махат (космический разум). Вот здесь главный момент:
Махат переходит в индивидуальные сознания. Б.К.С.Айенгар пишет:
«Индивидуальным соответствием космического разума (Махат) является сознание, читта». Далее ученый сообщает, что к читте относятся «ум-манас» и чувства, «разум-буддхи» и эго. Гуны работают таким образом, что они формируют «различимое»: элементы и разум, чувства и манас. Танматры и аханкара неразличимы. Так учит Б.К.С.Айенгар. Б.Л. Смирнов дает важные знания: есть четыре состояния Пракрити.
1. Специализированное – сюда входят:
Элементы и чувства. Всего 16 компонент.
2. Неспециализированное. Танматры и эго. Всего шесть.
3. Обозначенное. Буддхи. (Внимание: Б.Л.Смирнов относит себя к «буддхи-йогам». Он пишет: «Буддхи есть космический и индивидуальный интеллект. Из него проистекают другие проявления. Интеллект является первым продуктом Пракрити»).
4. Лишенное признаков. Сама Пракрити. Б.К.С. Айенгар дает важное толкование стиха 20 (гл.II, система Патанджали). Учитель Айенгар делает следующий перевод этого стиха: «Созерцатель – это чистое сознание. Он свидетельствует природу, но не зависит от нее».
Далее учитель продолжает: «Созерцатель – это чистая эссенция сознания. Его нельзя описать словами. Душа зрит через посредника – разум (буддхи) и, отвлекаемая природой, теряет саму себя».
Примечание: учитель словом «душа обозначает «Пурушу». Для сравнения дадим толкование этого же стиха учителем М.Говинданом. Он пишет: «Наблюдатель лишь силой видения воспринимает мысли» (гл.II, стих 20 «Йога-сутры Патанджали).
Теперь слова Господа:
«Наблюдатель, который черпает удовольствие в своем “Я” (атма-ратух), обязанностей не имеет» (гл.3, стих 17).


2. Буддхи-йога

Хотя первый раздел этой главы имеет имя «колесница Бога между ратями», мы не сможем провести эту тему через весь материал пятой главы.
Господь Шри Кришна говорит (гл.7, стих 4): «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум, эго – восемь частей составляют Мои отдельные энергии».
И Господь продолжает (гл.7, стих 5):
«Помимо этих существует Моя высшая энергия. Она включает в себя живые существа».
Эти живые существа представляют высшую энергию Бога. Мы видим существа не живут независимо от Господа. Бытие существ тождественно бытию Господа. Мир проявляется духовной энергией. Абсолютная истина есть личность. Бог есть источник радости, Он является источником совершенного блаженства. Кроме того Господь – генератор знания.
Наш Господь учит нас (гл.7, стих 7):
«Ничто Меня не превосходит,
на Меня мир нанизан, словно жемчуг на нитку».
Мы осознаем: мы не делатели.
Господь учит (гл.5, стих 8):
«Не свершаю я действий – пусть йогин помышляет…»
Ложное отождествление «Я» с объектами происходит из-за того, что человек считает себя деятелем. Ясное дело. Бог стоит над гунами, поэтому Пуруша, уйдя от Пракрити, идет к Господу. Б.Л.Смирнов учит, что ключ от смысла теории Патанджали потерян. Поэтому толкователи этой работы могут входить или в группу читта-йогов или в группу буддхи-йогов. Господь ведет за Собой группу буддхи-йогов. Господь этот факт отражает практически: в седьмой главе поэмы среди компонент низшей природы Бога нет компонента «читта». Господь Кришна обладает знанием того, что произошло в прошлом. Он знает все, что идет в настоящем. И он же знает то, что случится в будущем.
Господь обладает уникальной системой отсчета.
Господь говорит (гл.7, стих 26):
«Всех существ Я ушедших знаю
И живущих всех знаю, Арджуна,
Знаю тех, что еще возникнут,
Но Меня здесь никто не знает».
(Перевод В.С.Семенцова).


Практика читта-йога

Когда разум становится таким же чистым как и душа, йогин достигает кайвальи. Мы помним: душа есть Пуруша. Здесь мир читта-йоги. Однако Б.Л.Смирнов считает: «Сознание возникает при озарении буддхи Пурушей». Б.К.С.Айенгар продолжает тему читта-йоги: «Разум и сознание стирают различие между собой и растворяются в свете души».
Этот раздел мы начали толкованием 56-й сутры (гл.III) системы Патанджали. Толкование делает учитель Айенгар. Мы согласны с ним: когда разум становится таким же чистым, как Пуруша, возникает кайвалья.
Кроме того, нам видится согласие двух учителей. Мы считаем, что текст Б.Л.Смирнова по сути близок тексту толкования Б.К.С.Айенгара. Б.Л.Смирнов 56-й афоризм переводит следующим образом: «Свобода (кайвалья) достигается тогда, когда процесс психического детерминизма (саттва), а также “Я”(пуруша) получают чистоту (шуддхи) в равной степени (самья), таков факт (ити)». В своем резюме Борис Леонидович пишет: Афоризм 56 описывает механизм и процесс кайвальи.
Для великих людей все просто. Однако для нас «простых людей» смысл не доходит. Мы не видим механизма! Что такое шуддха? Работаем. Есть термин Suddhisattva (чистота сущности). В составе термина сидит слово саттва. Развернем смысл этого слова.
Саттва дает равновесие и покой. Она ведет к балансу и устойчивости, к ясности и свету. При этом саттва есть также «бытие». К слову саттва добавляется слово «очищение» (suddhi). Мы должны уловить, что очищение возникает через различающее видение. Неприрывное различающее виденье есть самадхи. Практика ясна. Регулярные упражнения чистят тело-дыхание-ум. Это ведет к освобождению «я» от эгоизма.
Учитель Айенгар делает перевод (II, 41): «Когда тело и ум очищены, а чувства взяты под контроль, наступает также радостная осознанность, необходимая для осознания своего внутреннего “Я”».
Мы находим ясный перевод сутры III-56. Это наша практика. Перевод таков:
«Надо одинаково упорно очищать и бытие (sattva) и высшее «Я» (purusayoh), такая работа создаст кайвалью».
Сознание сбрасывает свое влечение и отвращение и оно сливается с «Я».
Осознание «Я» ведет к пониманию отличия Наблюдателя от Наблюдаемого. Абхинивеша есть жажда жизни. Это страх смерти. Почему возникает такой страх? Этот страх есть следствие отождествления нашего «Я» с нашим телом. Здесь нужна большая работа. Ведь «Я» бессмертно. Надо внушить себе, что мы не способны умереть. У нас было отвращение (двеша) к смерти. Это самая большая двеша. Мы начинаем большую чистку – убираем везде отвращение.
Мудрец Патанджали учит: «Отвращение есть то, что отталкивает из-за боли».
Учитель Айенгар дает интересный перевод сутры II-8. Он пишет: «Ощущение горя порождает ненависть».
Действительно духкха есть ощущение горя, двеша есть ненависть. Мы видим ненадежность наших толкований. Господь Шри Кришна создал все условия, чтобы Его поэма несла четкие смыслы. Однако в обоих случаях только помощь Господа Параматмы дает основу для продвижения. Если мы сопоставим две мысли учителя Айенгара то возникает открытие.
Мысль первая. «Влечение порождает желание». Мысль вторая «Ощущение горя порождает ненависть». Надо наше бытие надежно перевести в состояние Ананды. Надо войти в кошу Ананды и отойти от набора внешних факторов. Нам кажется, что боль идет от внешних факторов. Мы не зависим  от внешних условий. Речь об Атмане. Здесь работает принцип Асмиты: стремление к отождествлению. Мы ведем отождествление и с мыслями, и с ощущениями, и эмоциями.
Почему Асмита есть эго? Мы субъекта садим на объект – все мое! Оно идет, оно мое, оно я. Таков принцип Асмиты.
Если мы с нашим «Я» соединим принцип системы отсчета, то объект «уходит» на свое место. В системе отсчета должно быть наблюдаемое. Нам надо стать не только свидетелем, нам надо сделаться инструментом наблюдения.
М.Говиндан советует (II-6): «Будьте свидетелем и инструментом, и наблюдайте как все происходит. Когда все идет хорошо, благодарите Бога. Когда идет плохо, примите ответственность на себя».
Наведение и асмита, влечение и отвращение, а также жажда жизни – пять клеш (страданий) или сил, подобных страданию.
Теперь важный момент. Клеши есть причина карм. Карма есть ритуал, дающий приятность или тягость опыта. Карма есть сверхъестественный ритуал космического управления. Клеши побуждают исполнение ритуала. Хранилище всех карм называют «карма-ашайя». Здесь начинается очень туманный фрагмент знания. Кармические следы есть психические копии действий, сделанных влечением-отвращением. Обозначим термин «влечение-отвращение» буквами ВО.
Здесь для нас имеет место практика, с помощью которой пойдет познание сути сознания. Ясное дело, что есть оператор кармы. Читта-йога полагает наличие у каждого существа основы сознания (ОС), которое хранится в тонком теле. Тонкое тело индивидуального Атмана не гибнет. Можно о нем, в определенном смысле, говорить как о душе. Ведь душа скорее есть тонкое тело, чем Пуруша. Это тонкое тело слагается из 17 компонент:
1) Сенсоры (5), 2) моторы (5), 3) Прана (5), 4) буддхи (1), 5) манас (1). Карма-ашая имеет аналог в буддизме и традиции Бон. “Кунжи-намше (алая – виджняна) есть сознание – основа», где сидят «карма-следы». Учитель Патанджали в сутре II-12, дает знание карма-ашайи. Б.К.С.Айенгар использует красивую схему. Вместилище кармы (ашайях) подобно семени. Желание – алчность – вожделение подобно семени. Жизнь есть растение, страдание подобно цветам. Пока ум хранит систему ВО рождение будет продолжаться. Продолжительность жизни, характер опыта, специфика рождения даны в информационном массиве «карма-ашайях». Обстоятельства жизни идут по карме (программа!). М.Говиндан учит: «Чтобы освободиться от кармы, нужно осознать, что мы уже достигли того, что ищем».

Практика буддхи-йога

М.Говиндан делает открытие (комментарий к сутре II-6): «Будьте свидетелем и инструментом и наблюдайте, как все происходит».
Учитель Говиндан хочет сказать, что наше «Я» должно обрести свойства системы отсчета. Практика показала, что действительно Атман обладает качеством тела отсчета. Здесь нужна медитация и мы ее даем! Есть особый перевод стиха 55 (гл.2): «Если человек находится в своей сущности, это значит, что он пребывает в своем теле отсчета».
Это оптимальное тело отсчета и есть сущность человека. Она генерирует органические тенденции и они входят в наше бессознательное. Сущность человека, его Атман, создают наклонности и шаблоны. Они создают наше как внешнее, так и внутреннее поведение. Таким телом отсчета для нас является «Наставление» Господа.
Посмотрим как оно работает. Прежде всего напомним, что «Наставление» начинается стихом 15 (гл.9). Господь говорит:
«Совершением жертвы знанья
Почитают Меня иные
Как единого, многообразно
Обращенного к миру предметов»
(Перевод В.С.Семенцова).

Господь многообразно обращается к миру предметов, создавая существ – наблюдателей. Господь для каждого наблюдателя создает свое отдельное царство. Бытие наблюдателя есть факт такого обращения. О каком наборе образов говорит Бог? Он говорит о том, как Он видится существам.
Процессы текут одинаково в системах, которые идут равномерно и прямолинейно друг относительно друга (инерциальные системы).
Законы природы есть способ обращения Бога к наблюдателю. Принцип, согласно которому законы природы должны быть одинаковы для всех наблюдателей, идущих с постоянной скоростью, называется принципом относительности Галилея. И отдельным наблюдателям Бог может видеться как закон природы.
Господь говорит (гл.7, стих 8): «Я – в эфире звук,..» Здесь Бог является как представление пространства.
Материализм отрицает вневременную и внепространственную реальность. И.Ньютон рассматривал время и пространство как отдельные абсолютные вещи. Пространство повсюду одинаково и неподвижно. Теперь мы видим суть оппозиции (время/пространство). При этом ССЧ(S) есть материя. Или «мир предметов». Свами Прабхупада дает иное толкование этому стиху (гл.9. стих 15). Учитель говорит, что в Боге надо видеть разнообразие сущего и Его вселенскую форму (вишватах-мукхам).
Атман есть Абсолютная система отсчета. Мы делаем учет наблюдателей. У каждого из них своя пространственная подсистема. Единой субстанцией всего является Бог. Атрибутами Его выступают мышление и природа. Все, что существует, существует в Боге. Есть единая семья. Есть Отец и дети, которые пламенно любят своего отца.
Сущность и существование не идентичны. В Господе сущность и существование подобны друг другу. У локальных существ сущность не совпадает с их существованием. У каждого единичного существа сущность совпадает с сущностью Абсолюта. Однако существование их жалкое. Есть иерархия уровней сущности. Чем выше мы выходим по этой иерархии, тем лучше наше бытие. Вот закон Атмана. Мы делаем уход со своего уровня.
Наш уход со своего уровня, на котором наше существование жалкое, связан с нашим отношением с Господом. Да есть группа существ, которые любят Бога и составляют с ним семью. Но большинство людей даже не хотят думать о Господе. Существование таких людей жалкое. Их ждет болезнь – горе – смерть. Сущность существа связывает с телом отсчета.  И Бог дает нам модель тела отсчета, которое теперь создаст нам нужные наклонности и шаблоны.
Господь говорит (гл.8, стих 24):
«Свет, огонь, день, растущий месяц,
Полугодие зимнего солнца –
Вот когда, уходя, обретают
Люди Брахмана, Брахмана зная».
(Перевод В.С.Семенцова).

Мы здесь выходим на системно-кибернетическую реальность. У кармы сверхъестественная причинность. Кибернетическая ее система поражает наше воображение. Обозначим кибернетическую систему кармы буквами «КСК». КСК имеет две части. Первая работает на этом свете, вторая служит Богу на том свете. Сейчас мы коснемся только первой КСК (КСК-1).
Мудрец Патанджали пишет (II-5):
«Принятие преходящего за вечное, нечистое за чистое, боли за удовольствие,  не – Я за Я является неведением». Если мы систему отчета «поставим» на Атман произойдут изменения в нашей жизни. Первое. Мы созерцаем инвариантное бытие. Атман есть вечный абсолют.
(Мы уже видим то, что видится с позиции нашего бессмертия. Все, что лежит на этом свете лежит, вне Атмана. Если теперь нам скажут: «Я устал!» Мы ответим: «Устало ваше тело».
Второе. Система координат стоит на Атмане и она неподвижна: она центр бытия. Поэтому не я иду в храм: храм идет ко мне. Здесь нужен опыт. Подобно тому как наблюдатель на этом свете получает инерциальную систему отсчета, на том свете наше «Я», перестав быть индивидуальным, получает статус вселенского «Я» и получает работу более высокого ранга. В своей работе «Я» меняет состояние, но не перемещается.
Перемещение есть изменение состояния глобальной системы. Третье. У нас уже нет желаний. Желания есть только на этом свете. Желания болезнены. Четвертое. Мы ощущаем чистое инвариатное «Я». Оно приняло на себя роль Буддхи. Вернее буддхи перешло в состав «Я».
Господь говорит (гл.2, стих 58):
«Яда сам харате чаям курмо анганива
Сарвашах индрияниндрияртхебхьяс тасья
Прагья пратиштхита».
Начнем с конца.
«Инвариатный в тенденциях (прагья), он объекты индрий (индрия – артхебхьях) не допускает до «Я», сохраняя инструментальную дистанцию (индияниндрия), подобно черепахе (курмах) убравшей (самхарате) свои конечности (ангани) насовсем (яда).»
Так Господь вводит новую тенденцию в нашу жизнь.

Запрягись в работу для Бога, обеспечив защиту от разрушения
Нами сделаны первые шаги по исследованию «наставления» Господа.
Сейчас сделаем практику в «Аштанга-йоге». В ней мы имеем:
Яма (ограничение) - Пратьяхара (контроль чувств)
Нияма (соблюдение) - Дхарана (концентрация)
Асана (поза) - Дхьяна (медитация)
Пранаяма (дыхание) - Самадхи (поглощение сознания)


Рис. 2

АВ = Яма,
ВС = Нияма,
СД = Асана,
ДА = пранаяма; 
E2K2 = пратья хара,
E1K1 = дхарана,
ЕМ = дхьяна,
MK =  самадхи.
«Наставление» Господа есть высочайшая цель Аштанга-йоги. Позже мы покажем как в ней формируются тело отсчета, система координат и система часов. В нашей первой книге давались материалы по Аштанга-йоге (гл.3). Яма изучалась в разделе «МП-3», Нияма – в разделе «Плод МП-3».

Теперь рассмотрим янтру первой компоненты «Аштанга-йоги».
Первая компонента Аштанга-йоги есть яма. Она познается как
Ахимса = ненасилие, непричинение вреда;
Сатья = правдивость, искренность;
Астейя = неприсвоение, неворовство;
Брахмачарья = целомудрие, сексуальная воздержанность;
Апариграха = не жадность, невладение.
Мы сейчас сопоставим две янтры.
Обе они несут также окружность (она не дана на рисунках).
Мы наблюдаем с помощью янтр развертывание великого принципа который позволяет вести познание. Ведь окружность есть символ духа.
Аштанга-йога есть последовательность форм, дающих знание истины.
Мы на плане одной янтры сделаем две работы: 1) представим части АШтанга-йоги; 2) предстаим части первой части этой системы.
Высшие части таковы:
АВ = Яма, ВС = Нияма, CD =  Пранаяма, ЕK(1) = Пратьяхара, ЕK(2) = Дхарана, ЕМ = Дхьяна. Описание ямы дано ниже.
Тело человека имеет 8 частей: 1) голова, 2) верхняя часть корпуса, 3) левая рука, 4) правая рука, 5) средняя часть корпуса, 6) нижняя часть корпуса, 7) левая нога, 8) правая нога. Яма есть левая нога. Нияма – правая, Асана представляет собой нижнюю часть тела, Пранаяма есть средняя часть корпуса, верхняя часть тела являет Пратьяхару, левая рука – Дхарана, правая – Дхьяна, голова есть Самадхи.


Рис.3

АВ = ахимса,
ВС = сатья,
СD = астейя
DA = брахмачарья,
EK = апариграха.
Аштанга-йога есть формула тела отсчета.
Такое тело созидает освободительные тенденции жизни человека и они вступают в бессознательное.



Кайвалья

Есть четыре стопы Атмана. Перечислим их.
1) Джаграта (бодрствование).
2) Свапна (сон со сновидениями).
3) Нидра (сон без сновидений).
4) Турия (духовное переживание бытия Атмана, как бытия Бога).
Кайвалья есть турия.
Мудрец Патанджали дает толкование понятия Кайвальи
(II-25).
Но прежде чем дать этот текст мы должны сделать пояснения.
В сутре II-23 учитель пишет:
«Единение (самйога) хозяина (свами) с объектом владения (SVA) приводит к узнаванию сущности (сварупа) обоих.
В нашей душе идет интегральный процесс. И мы его понимаем как бытие нашего «Я». Но это не «Я», это «Видимое».

У нас есть «переживание» и наше «Я» становится им. Причиной этого объединения является неведение. Так звучит сутра II-24.
Теперь сутра II-25:
«Если снято неведение, то сама йога (союз) отсутствует. Это и есть свобода от видимого или Кайвалья».
Однако мы выше сказали, что Кайвалья есть турия. Турия же есть духовное переживание бытия Атмана, как бытия Бога.
Мы переходим к самой центральной части нашей работы. Это работа с девятой главой поэмы нашего Господа. Мы должны понять слова определения состояния турии. Мы переживаем бытие своего Атмана как бытие Бога. Но Господь словно ждет нас в 9-й главе. Он говорит (гл.9, стих 9):
«Но не сковывают, Дхананджая,
Меня действия узами кармы;
Их свершая, Я к ним не привязан,
Словно зритель – всегда безучастен»
(Перевод В.С.Семенцова).

Мы долго готовились, мы освоили большой объем, но здесь Господь одним стихом сказал то, что мы знаем.
Мы должны вести процесс духовного переживания бытия Атмана. Он должен быть копией бытия Бога.
Господь подготовил для нас наставление.
Наставление Бога весьма обширно. Оно доходит до 11-й главы и охватывает ее полностью.
Здесь мы дадим только ту часть наставления Господа, которая связана с 9-й главой поэмы. Господь повелел нам свой Атман отождествить с системой отсчета. Система отсчета (СО) состоит из трех частей: Тела отсчета, 2) Системы координат и 3) часов. Тело отсчета есть процесс бытия Атмана. Мы должны изменить бытие Атмана так, чтобы оно стало подобным бытию Бога.
Само по себе внедрение системы отсчета канонизирует работу с видимым. Видимое сидит на входе. Обычно оно идет в условиях произвольного или непроизвольного внимания. Пилот ведет самолет (произвольное внимание). Мы наблюдаем за игрой в футбол (непроизвольное внимание). Однако незаметно для нас идет отсчет и фиксация каждого параметра событий. Работает сверхъестественная космическая система кармы.
Кайвалья есть процесс постепенного освобождения от кармы. Мы помним: тело делает карму. Господь Кришна говорит (гл.18, стих 59):
«Если ты, погрузившись в самость, помышляешь: “Не буду сражаться!” – тебя, Партха, природа заставит, ибо ложно твое решенье».
Влечение есть оператор кармы. Если нет влечения дело замирает. Влечение есть скрытая Любовь. Если нет любви, то нет энергетической подпитки. Нет источника энергопитания.
Тело отсчета есть энергетический генератор, который дает питание. Тело отсчета есть та Любовь, на которой сидит наше наблюдение и наше созерцание.
Источник питания – тело отсчета в высшей форме должен манифестировать нашу любовь к Богу и полубогам, которые представляют Его части.
Более низшие системы отсчета имеют тела отсчета уже не включающие имя Бога и полубогов.
Но они включают имена принципов выхода на любовное служение или Абсолюту или Его представителям. Учитель Д.Фроули дал аллегорию этого представления, дал красивую модель. Он говорит: «Метафорически выражаясь, ум – это фитиль, знание – это пламя, а любовь к Богу – это масло, питающее фитиль. Без поклонения божеству всякое знание, даже духовное, просто-напросто сжигает ум».
Вот почему наше тело отсчета (ТО) в нашей СО дается нам Богом. Дается нам Богом, как Его наставление.
 Система отсчета предполагает алгоритм, который исключит отождествление с Видимым.


Рис.4

Буддхи-йога = Любовь к Богу + Освобождение + Знание + Обязанности

К. Ланцош пишет:
«Последние годы, – по-видимому, под давлением грандиозности идей теории относительности – то же самое слово стало популярным даже в тех областях человеческих знаний, которые весьма далеки от физики. Так, например, экономисты, рассматривая общественные формации, используют понятие капитализм, или социализм. Или феодализм в качестве некоторых основных систем отсчета. В художественной литературе различные литературные стили относятся к классическому, или романтическому, или реалистическому периоду – это тоже установление различных систем отсчета… Фундаментальный факт, лежащий в основе всех этих поисков, состоит в том, что мы должны где-то встать на якорь».
Учитель продолжает: «Представьте себе, что астроном должен определить положение планеты. Нам нужны фиксированные точки во Вселенной. Где их взять? Независимо от того, что мы выбираем в качестве «фиксированных точек», нам не избежать введения величин, которые не имеют абсолютного значения».
В йоге практики столкнулись с таким обстоятельством, что одна и та же йогическая ситуация может быть описана с точки зрения бесчисленного множества систем отсчета. В йоге решительно возникла необходимость увязывать между собой это разнообразие измерений. Эти измерения делаются йогами-наблюдателями. Они связаны со своими координатными системами и со своими алгоритмами измерения. Каждая система отсчета имеет тело отсчета. Координатную систему и часы.
Внутри системы учителя Патанджали содержится система отсчета с заданными (1) телом отсчета, 2) координатной системой, и 3) часами.
Отметим, что данный факт надо нам понимать с общекультурной точки зрения.
Системой отсчета в доктрине является аштанга йога. Она нам не дает ничего нового в плане познания. Основой аштанга-йоги является идея о том, что непрерывное различающее восприятие есть средство нашего избавления от беды (стих 26, глава II). Учитель Патанджали дал нам стандартный метод фиксации и передачи информации.
Для того чтобы говорить о теле отсчета аштанга-йоги надо осознать, что поэма Господа также содержит систему отсчета и тело отсчета. Мы уже сказали, что телом отсчета в поэме Господь считает Свое наставление. Суть наставления есть самое великое знание в нашей жизни. Мы сейчас охватим ту часть наставления Господа, которая расположена в 9-й главе. Вопрос первый. Где Бог сказал, что Его наставление есть тело отсчета (ТО)? Ответ. Господь это сделал несколько раз в различных формах. Наиболее важный момент связан со стихом 5 (гл.11). В образе вишварупы Господь показывает Себя. В системе Патанджали есть идентичный момент. Учитель говорит, что «Ишвара – особое Я, не затронутое никакими страданиями, действиями, результатами действий или следами желаний» (стих 24, гл.1). Будучи в образе вишварупы, Господь говорит стих 32 (гл.11):
«Время – мира извечный губитель,
Весь этот люд Я решил уничтожить.
В битву ты вступишь иль битву покинешь
Воинам этим пощады не будет».
(Перевод В.С.Семенцова).

Курсант и ученик своим Атманом должен быть всегда на том свете. Поэтому ужасный для мирского человека текст для йога звучит радостно. Теперь уйдем в главу 9.
Господь говорит, что данное тело отсчета (ТО) годится только для тех, кто занят совершением «жертвы знания» (гл.9, стих 15).
Отметим, что термин «Вишва-рупа» обозначает вселенскую форму Господа. Термин «Вират-рупа» и «Вират Пуруша» означает концепцию, согласно которой вселенная есть тело Господа. Кроме того эти же слова могут означать вселенскую форму Бога. От атаки Видимого необходимо избавиться. Ради этого создается система отсчета.
Однако если человек «материален» то мысли мирские (стяжательство и другое) сами идут к нему.
Вот Господь и повелел читта-йогам использовать Яму. И читта-йоги и буддхи-йоги имеют развитое чувство ответственности перед обществом. Начав работать в йоге и исполняя Яму, человек создает направленность во взглядах и действиях. Он сохраняет ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), целибат (брахмачарья), неприсвоение (астея), несобирание (апариграха).
М.Говиндран отмечает, что Аштанга-йога является особой частью системы Патанджали. Сутры II.28-III.8, в которых она дана, были просто вписаны мудрецом в состав своего учения. Эта восьмиричная истема пришла из очень древнего мира. Слово «astanga» имеет перевод – восемь ветвей. Ее структура вписана в янтру. Дадим слову «Аштанга-йога» обозначение «Аш». Структура Аш существовала задолго до появления системы Патанджали.
Первым шагом структуры Аш служит манифестация ненасилия (ахимса). Такое поведение являет собой непричинение вреда. Однако Господь учит, что не человек, не существо свершает действия. Его действия проводит сверхъестественная причинность.
В древней культуре путь Ария состоял в следовании своей дхарме. Была особая программа жизни. Относительно этой осевой программы и измерялись реальные состояния текущей жизни. Человек имел морально-психическое тело отсчета. Обозначим его «ТО-1». Альтернативным и одновременно высшим, доступным для избранных, путем был путь «сверхрациональной интуиции», ведущий к познанию Брахмана. Мы опираемся на материал А.Парибока. Возникло второе тело отсчета (ТО-2):
Карма-марга бескорыстных деяний в рамках четкого исполнения долга. Долг исполнялся без привязки к результатам. Человек владел процессом внутреннего отречения. Господь в поэме развивает тему «второго» тела отсчета. В подсознание человека закладывается информация эталонного тела отсчета и человек живет работой без оглядки на себя как на деятеля. У него нет плодов своих трудов. Структура Аш напоминает ТО-1.


Буддхи-йога и ее динамический стереотип

Назначение природы – выполнить желания обусловленной души. Кармаашаях есть кармическое хранилище. Продолжительность жизни (айух), опыт (бхогах), рождение (джати) сидят в хранилище карм – так учат читта-йоги.
Для того, чтобы исполнить желание существа Богом создается организационная структура:
1) Пять управляющих божеств, 2) пять танматр (объекты чувств), 3) сенсоры – 5 штук, 4) моторы – 5 штук, 5) стихии – 5 объектов.
Три гуны включают тамас, который создает массу, и раджас, который создает гравитацию массы. Так возникает «андам-тело» (шарообразное тело: ШБ, ПЗ, гл.20, стих 14).
Латинское gravitas есть тяжесть, притяжение.
Второй Пуруша – Аватара вошел в «андам-тело». Наш Господь, принявший этот образ, создал в виде Своего представления змея Ананту. Господь возлег на удобное ложе от змея. Из пупка Господа возрос Лотос. В нем сидели души, заснувшие после прошлого уничтожения вселенной. Господь вошел в сердце Господа Брахмы, который был среди душ, и наделил его разумом.
Теперь мы видим, что есть телесная организация, которая способна выполнять желания. Господь Брахма начал изготовлять тела отсчета и координативные системы для различных видов наблюдателей. Наблюдатели же с собой уже имели буддхи, в котором сидело желание. Ведь в буддхи есть «кармаашая» – хранилище карм. Карма требует отсчета и фиксации событий.
Поэтому система отсчета включает часы. Таким путем идет запуск тонкого и грубого тела.
Свами Прабхупада пишет (ШБ, ПЗ, гл.20, стих 35):
«Наше состояние в мире сродни болезни. Тот, кто хочет изведать наслаждение, должен уйти из плена существования». Учитель говорит: «В духовном бытии наслаждение вечно!»
Кроме того мы знаем (нас научил Свами):
«Тот кто сделал отказ сексуальным удовольствиям обретает духовную жизнь, которая длится вечно».
Господь Брахма совершил суровые аскезы, стал йогом. Затем произвел на свет великих мудрецов. Каждому из мудрецов Господь Брахма отдал часть Своего тела отсчета. Господь Бог дал нам Свое тело отсчета и дал наставление по буддхи-йоге.

МП-5

Обратимся к Господу, и полубогом с молитвой:
«Дорогой Бог Кришна! Дорогой Бог Брахман! Дорогой Бог Рама! Дорогой Бог Капила! Дорогой Бог Ришабха! Дорогой Бог Будда! Дорогой Господь Иисус Христос! Дорогая Матушка Прадхана! Дорогой Господь Махат! Дорогой Господь Брахма! Дорогой Господь Шива! Дорогой Бог Индра! Дорогой Бог Варуна! Дорогой Бог Митра! Дорогой Бог Солнышка! Дорогой Бог Месяц Месяцевич! Дорогая Богиня Бхуми! Дорогой Бог Море Океанович! Дорогой Риши Нарада! А также дорогой Господь Ганеша! А также дорогой Святой Бхарата! Поруководите моей тренировкой! Сделайте так, чтобы я лучше понял темперацию Всевышнего и тела Вселенной».
Георг Ферштейн считает, что аштанга-йога была добавлена либо заимствована учителем Патанджали из неизвестного источника. Это замечание учителя Ферштейна помогло нам. Читатель обратил внимание, что мы неприрывно исследуем феномен наблюдателя. Господь Шри Кришна ввел понятие класса наблюдателей. Он пишет (гл.7, стих 16):
«Те, кто здесь Меня почитают, –
Люди дел благих – четверо видны:
Тот, кто страждет, кто жаждет пользы;
Тот, кто знание ищет, кто знает.
(Перевод В.С.Семенцова).

Мы хорошо знаем, что одно и то же физическое явление может наблюдаться различными наблюдателями. Каждый из этих наблюдателей живет в своем мире. Он производит свои измерения и отсчеты. Институт Даршаны в Индии переводит, изучаемый нами феномен, в сферу интеллектуального и духовного видения.
Мы опираемся на материалы Я. Василькова. Наша задача состоит в том, чтобы понять сущность увязки данных различных наблюдателей. Есть процесс добывания знания и есть процесс его канонизации, сохранения и передачи. Аштанга-йога и есть выдающейся принцип канонизации достижений отдельных йогов-наблюдателей. Аштанга-йога не ставит вопрос открытия – исследования – фиксации. Она ставит вопрос про удобство передачи и отдачи знания. Это знание добыто другими людьми. Однако самая важная задача, решаемая Аштанга-йогой, состоит в описании жизненного процесса наблюдателя. Речь идет о технологическом процессе наблюдения, в котором, в том или ином варианте, используется принцип системы отсчета. Наблюдатель всегда отсчитывает, имея часы и координатную систему.
Обратимся к физике явления. Вот физические обстоятельства. Есть наблюдатель, у него есть аппаратура наблюдения. Нами реализуется чисто функциональный подход, проблема структуры не ставится. На вход аппаратуры наблюдения (AN) поступает поток Видимого (PV). Этот поток (PV) наносит ущерб состоянию наблюдателя: оно переходит в опасное подмножество обусловленности видимым.
Для того, чтобы не допустить эту беду вводится специальная система отсчета (ССО). Она может носить оптимальный или неоптимальный характер по тем или иным критериям. ССО есть обучение наблюдателей переходу на специальное тело отсчета. Читатель видит, что здесь речь идет не о наблюдателях – исследователях, речь здесь идет о наблюдателях-пользователях. Аштанга-йога решает проблему массового внедрения ССО. Моментом теоретического исследования в сфере Аштанга-йоги является открытие принципа «тела отсчета».
Введение такого принципа позволяет с иной точки зрения оценить феномен Аштанга-йоги. Если мы прочтем 29-ю. сутру Патанджали (гл.2), то обнаружим, что с помощью своих «операторов» учитель формирует состояние «наблюдателя – пользователя». Это концепция дидактических возможностей категориальной эвристики системы-йоги. Мы опираемся на материалы И.С.Ладенко и Ю.И.Зуева.
Аштанга-йога есть каноническая форма передачи знания. Еще более мощный процесс внедрения интеллектуальных средств в этой сфере наблюдается в поэме нашего Господа.
Стимулирование массового йогического творчества в йоге есть главная цель. Значимая информация в процессе личной садханы, в процессе личной практики растет гораздо быстрее, чем ею овладевает личность. Аштанга-йога есть такая система, в которой этот процесс учитывается и проводится в оптимальную форму.
В условиях йогической садханы непонятая или плохо понятая информация есть расхищение человеческого ресурса. Аштанга-йога предусматривает формы автоматического регулирования качества информации. Однако главнейшее достижение Аштанга-йоги есть внедрение концепции тела отсчета. Подобно тому как хороший актер может отождествить себя на сцене с изображаемым героем, точно также йогин обязан развить свое подобие с Господом. И подобно тому, как актер, готовясь к новой роли изучает суть вопроса, такую же работу должен сделать йог. Информация относительно сути вопроса и есть «тело отсчета».


Плод МП-5

«Наставление» Господа есть громадное тело отсчета. Информация о сути вопроса есть тело отсчета. Господь готовит нас к непрестанной беседе с Ним. Такая работа есть жертвоприношение и путь единения с Господом.
Свое «Наставление» Бог начинает стихом (гл.9, стих 15):
«Совершением жертвы знанья почитает Меня иные…»
Господь планирует великое слияние человека с Ним. И здесь работают два пути: гносеологический и этический. Второй стих «наставления» Господа сразу ставит вопрос о непознаваемости Бога.
Господь говорит (гл.9, стих 16):
«Жертва – Я, Я – ее совершенье,
Возглас «свадха», священная куша,
Заклинание, чистое масло,
Я – огонь, Я – в него приношенье».
Мы в медитации осознаем, Что «жертва» не может находиться в миру.
Она есть выход за пределы трех гун. Однако у нас есть совершенно практические цели: мы готовим себя к смертному часу.
Умирая мы должны думать о Боге.
Эту процедуру надо подготовить.
Мы начинаем встречу с Богом с просительной молитвы. От нее мы идем к молитве мыслями. Мы должны оставить свои мирские мысли. Нужно думать о Господе. Далее идет обучение созерцанию Бога. Наступает этап важного обучения.
Человек учится «говорить» на языке более высокого уровня.
Господь говорит (гл.9, стих 17):
«Мира этого мать и отец Я,
Я – опора его прародитель,
Тех, кто знает Меня – очищенье,
Я – слог Ом, Я – рик, Саман, Яджус».
Этот стих очень важен:
Мы с него начинаем постигать Богоприсутствие.
Мы будем вести большое изучение «наставления» Господа.


Повторение слова АУМ есть джапа

Кармически, рождаясь, мы получаем как структуру, так и функцию системы отсчета (СО). Мы получаем систему координат. Мы получаем тело отсчета: оно сидит в причинном теле. Таким образом у нас есть четыре тела: 1) тело отсчета, 2) тело причинное, 3) тело астральное, 3) тело физическое.
Все они построены по проекту из тела отсчета. Само тело отсчета дается Господом Параматмой по нашей карме. Есть также «инструкции» по работе внутри каждого тела отсчета. Йогическая система отсчета направлена на то чтобы не брать (то, что обычно берется).
Истинная йога есть созерцание Личность Бога. То, что привлекает внимание умирающего человека, становится началом его следующей жизни. Поэтому йогическая система отсчета особая – оно отсекает и купирует ненужные входы.
Господь говорит (гл.8, стих 5-15):
Кто о Мне лишь одном помышляет
В сметный час, покидая тело
Тот в Мое бытие приходит;
В этом, партха. Не ведай сомненья.

* * *
Ведь о ком человек помышляет
В час кончины, с телом прощаясь,
Он к тому и приходит, Партха,
Побуждаемый силой мысли.

* * *
Потому – обо Мне постоянно
Помышляя, сражайся, сын Кунти!
Погрузи в Меня мысли и сердце!
Только так ты Меня достигнешь.

* * *
Укреплен упражнением в йоге,
Человек, лишь о Высшем Пуруше
Размышляя, к Нему приходит,
Ко всему, что не Он равнодушен.

* * *
Мудрый Кави, провидец, мира Владыка,
Солнцецветный сверх разума образ,
Тоньше тонкого Он, всех вещей Устроитель,
По ту сторону тьмы пребывает.

* * *
Кто лишь о Нем в смертный час помышляет,
Меж бровей прану сосредоточив,
Тот, обузданный силой йоги и бхакти,
Всходит к дивному, Партха, Пуруше.

* * *
То, что Веды знаток именует Акшарой,
Что аскет обретает бесстрастьем,
Это достигнет, храня чистоту, брахмачарин, –
О той цели скажу тебе кратко.

* * *
Заперев чувств и действий двери,
Заключив внутри сердца манас,
К голове направляя Прану,
Утвердившись в недвижности йоги,

* * *
Ом – твердя слог молитвы священной,
Обо Мне размышляя всечастно,
Кто уходит, бросая тело, –
Тот идет к высочайшей цели.

* * *
Обо Мне кто всегда размышляет,
Ни на что не взирая иное, -
Тот Меня без труда достигнет,
Постоянно обузданный йогин.

* * *
Обретя Меня – в Сансаре,
Этой утлой скорбей юдоли,
Не приходят больше Махатмы,
Совершенства предела достигнув.
(Стихи В.С.Семенцова).