Экология личности

Александр Серенко
                На первый взгляд подобное сочетание слов, трудно применимо. И приходится включать фантазирование, дабы связать эти два понятия в одно целое. Похоже, это должно обозначать некую гармонию различных частей личности одного человека в его взаимодействии с внешним миром.  Попробую привести пример. Допустим, что целую  Личность можно представить как конгломерат мелких частей личности в одном человеке. Части личности очень индивидуальны, как походка, рисунок папиллярных линий на коже или почерк. Взять к примеру части личности, отвечающие за отношение с:
• Родителями
• Детям
• Старикам
• Иными родственниками
• Сверстниками
• Старшими
• Младшими
• Посторонними людьми
• Соседями
• Знакомыми
• Сослуживцами
• Иностранцами
• Людьми других национальностей  и можно еще долго делить более крупное на мелкое, что касается отношения личности к другим личностям
Но вернемся к Личности и рассмотрим когломе6рат с другой стороны, а именно отношение данной личности к животным:
• Хищникам
• Травоядным
• Опасным
• Пугливым
• Грызунам
• Домашним
• Диким и т.д.
Далее пойдет отношение к насекомым, растениям, природе, бытовым предметам,  музыке, книгам и прочая. Это деление может продолжаться до бесконечно малых величин. И в конечном итоге даст довольно объективное представление о сильных и слабых сторонах данного человека. С другой стороны это даст возможность понять суть и причины проблемной личности. К сожалению это остается только плодом моего фантазирования. Метод громоздок и субъективен, человек уже давно пытается понять сам себя и на каждую разгаданную тайну получает две новых. Как сказал великий Омар Хаям:
- Мы источник веселья и скорби рудник,
Мы вместилище скверны и чистый родник.
Человек как вселенная мир многолик,
Он ничтожен и все же безмерно велик.
Считать, что гармоничный человек должен состоять только из достоинств - ошибка. Смею заметить, что частенько люди, обладающие яркими исключительными достоинствами, обладают не менее яркими недостатками. Литература и история полна показательных примеров тому, как люди исключительно талантливые, поражающие способностями своих современников, могли быть невыносимы в быту, страдать психическими расстройствами, быть подвержены алкоголизму и иным зависимостям. Например, Федор Иванович Достоевский был игроманом, Владимир Семенович Высоцкий - алкоголикам, Винсент-Ван-Гог страдал шизофренией. Очень многие  знаменитости славились своими чудачествами в повседневной жизни.   Но вернемся к экологии личности. Получается, что если дробить личность на части, можно до такого до дойти и вытащить на свет Божий, такие свойства личности, что симпатичный с виду конгломерат потеряет свой  шарм и креативность.
           Попробуем зайти с другого бока. Оставим в покое свойства и попробуем исследовать убеждения, то есть, как эта личность функционирует с набором своих свойств именуемых частями личности. И в данном контексте уместно вспомнить о таких свойствах функционирующей личности, как Убеждения. Убеждения это набор социальных установок определяющих и  влияющих на поведение данной Личности. Точнее сказать это ограничивающие поведенческие рамки, которые принимает личность в той или иной ситуации, возведенные в ранг закона. К примеру, поведение часового определяет Устав караульной службы, поведение водителя в автомобиле – правила дорожного движения, поведение футболиста ограничивают правила футбола и т.д. Ну, это убеждения принимаются человеком в определенных условиях, прописаны на бумаге, приняты к обязательному исполнению и называются они Правила, Законы, Инструкции, Приказы и т.п., и имеющие юридическое подкрепление.
 В данном контексте речь пойдет о правилах, не прописанных на бумаге не обязательных к исполнению, но  соблюдаемых личностью (к слову сказать, не каждой)  неукоснительно. Практически все эти убеждения начинаются со слов – Мужчина должен…, Женщина должна…, Дети должны…, Все  люди должны…, а дальше идут приблизительно такие социальные установки – мужчины не плачут, женщина должна следить за собой, дети должны спать днем и т.д. Удивительно, что многие убеждения мы всосали с молоком матери или копируя поведение взрослых. И навскидку, можно убеждения рассортировать, как:
• Сцепленных с полом.
• С возрастом.
• Национальностью.
• Социальным статусом.
• Религией.
• Политической принадлежностью.
• Состоянием физического развития.
• Состоянием здоровья и многих других социальных и физиологических факторов.
          Конечно, в основной массе своей убеждения несут полезную социальную и биологическую функцию и охраняются человеческими чувствами такими как: стыдливость, целомудрие, чувство долга, материнский инстинкт, супружеская верность и др. И при отсутствии этих убеждений люди просто могут погрязнуть в пороках – обжорство, венерические болезни, развращенность, предательство и в конечном итоге деградация общества. Но некоторые убеждения могут ограничивать поведение человека, нарушая его экологию. Всем известны ограничивающие убеждения касающиеся: - свинины, вина, открытых купальников, сыроедение, вегетарианство и многие другие. Все дело в том, что, как правило, человек получающий запрет на какое-либо поведение, невольно распространяет его на многие другие виды деятельности – на питание, секс и многое другое. Его поведенческие  рамки существенно суживаются. Например, он может робеть перед начальством, не может объясниться в любви, пасует перед хамством, стесняется о чем-либо спросить прямо.
Эти убеждения доставляют множество проблем и мешают человеку в жизни. Когда человек ограничен в своем поведении, это приводит к фрустрации. Отсутствие выбора не есть хорошо. Находить ограничивающие убеждения весьма не просто, как впрочем, и бороться с ними. Тем не менее, если по каким-то обстоятельствам вам трудно сделать что-то, задайте себе простой вопрос – а что случится, если я это сделаю? Поверьте, в ответе на этот вопрос, может быть ключик, отпирающий замочек  запрета.

И наконец, третий раздел, который мне хотелось бы упомянуть, говоря об экологии личности. Многие слышали, что психологи выделяют два типа личности – экстраверты и интроверты. Экстраверты люди, чье поведение ориентировано на окружающих и интроверты, люди склонные к самокопанию и самоанализу, ориентирующие свое поведение «в себя». Мы можем слегка расширить эти рамки, представив экстравертов как лиц ориентированных на внешнюю референцию и соответственно интровертов, как лиц ориентированных на внутреннюю референцию. Почему расширить, потому, что в чистом виде эти типы встречаются редко и склонны к построению неких гибридов. Так человек с внешней референцией может иметь, встроенную внутреннюю и человек с внутренней референцией может иметь встроенную внешнюю. Как, например, я пишу эту статью, потому, что у меня творческий зуд и я надеюсь, что другие люди прочтут и оценят ее.
Когда мы встречаем одну из данных стратегий в чистом виде в одном человеке, это может говорить даже, не об акцентуации, а скорее всего патологии характера. Гибкость поведения обязательное условие гармоничной личности.
И еще одно условие на котором я бы хотел заострить внимание, как необходимое в формировании гармоничной личности. Речь пойдет о сценарном плане жизни Личности. Как бы то ни было, человек ориентирован на две стратегии в своем поведении:

1. Получение приятного.
2. Избегание неприятного

К примеру, одно и то же действие, может иметь различные причины:

1. Я мою посуду потому, что мне приятно, когда везде порядок и  чистота.
2. Я мою посуду потому, что грязная посуда может стать источником кишечных заболеваний и мне неприятен даже вид грязной посуды.

Или.
1. Я поступил в институт, что бы - получить интересную творческую работу и иметь возможность карьерного роста.
2. Я поступил в институт, что бы - не пахать от зори, до зори на конвеере и мной не командовали разные там...

Стратегия «получение приятного» более предпочтительна, хотя полностью не отрицает стратегию «избегание неприятного», в ситуациях   когда поиск позитива затруднен или невозможен.
Подведем итог. Для соблюдения экологии и гармоничного развития личности необходимо:
• Отсутствие конфликта между частями личности, даже если функция некоторых частей выходит за рамки общепринятых норм, соблюдая при этом моральные и юридические законы и правила.
• Гибкость поведения.
• Отсутствие или сведение к минимуму количество ограничивающих убеждений.
• Использование личностью в равной степени, как внешнюю, так и внутреннюю референции, в зависимости от ситуации.
• Использование позитивной стратегии поведения в различных жизненных ситуациях.
Конечно, это далеко не все условия для развития гармоничной личности, потому что гармония не имеет ограничения, как спорт, искусство и наука.