Странствия лесного человечка. Сказка. Глава 3

Юджин Солид Джин
На следующее утро Баба Яга (а как вы все догадались - это была она собственной персоной) проснулась непривычно поздно. Давно она так хорошо не спала, попробуй, усни, когда и лечь невозможно - то тут стреляет, то там ломит. А тут почти ничего и не болело! Прямо волшебный эликсир у этого парнишки, она такой и не умеет делать! Кстати, а где он там? Она почувствовала тепло от топящейся печки, а ноздри щекотал аромат травяного чая с земляникой и чего-то вкусного. Прямо как в детстве! Старушка осторожно приоткрыла один глаз и стала наблюдать за хлопотавшим по дому Ноэлем. Тот накрывал стол: свои светло-русые волосы он собрал в хвост, чтобы они ему не мешали, и она увидела, что у ее гостя слегка удлиненные и заостренные кверху уши. «Из наших, что ли?» - удивленно подумала она.- «Не может быть!» - Своих в этом мире она уже давненько не встречала  - откуда им тут взяться? Да и лицо его казалось ей смутно знакомым... Что-то крутилось в голове, но никак не хотело вспоминаться. В животе от всех этих запахов заурчало, она уже давно перестала стряпать себе что-то вкусненькое, неохота было возиться. Чудной паренек, этот Ноэль!.. Ноэль?* Рождество посередь лета к ней в дом пришло? Чудеса, да и только! Яга села, спустив ноги с печки, зевнула и сладко потянулась до хруста в костях. Как же хорошо, когда можно вот так потянуться - ведь и совсем не болит! Нежданный гость заметил, что она проснулась, повернулся к ней и улыбнулся.
- Доброе утро, бабушка! Как спалось, радикулит не тревожил?
Яга, по привычке вздумала было нахмуриться и что-то съязвить, да не вышло) Настроение было чудесным, утро ясным, здоровье прекрасным, аппетит - благодаря манящим запахам Ноэлевой стряпни - отличным. Поводов хмуриться просто не было!
- Да уж, спалось, спасибо твоему зелью! Из чего ты его делаешь, научишь? - Она довольно легко спрыгнула с печки и выпрямилась во весь рост. Чудеса! Горб, столько лет гнувший ее к земле, как будто испарился!
- Научу, бабушка, этот эликсир придумал еще мой отец. А мне рецепт достался. Все, что для него нужно, можно найти в лесу, надо только все правильно приготовить. Но это ещё не лекарство, вот, - он показал на горшочек, томящийся на печке, - а вот этим снадобьем с мы вас совсем вылечим, только сначала позавтракаем. Садитесь, я всё приготовил!
Яга присела к столу и налила себе большую кружку ароматного чаю. Рядом в маленьком горшочке оказался свежий мед. Мед? Как она давно его не ела! Трудно было бы ей забраться на дерево за медом, в улей, к диким лесным пчелам. Она зачерпнула полную ложку, отправила его в рот, запила чаем и сладко зажмурилась от удовольствия.
- А кем был твой отец? Чародеем? - спросила она.
- Не знаю, бабушка, когда они с матушкой умерли, я был еще мал. Но, от них остались записи, книги, по ним я и выучился многому.
- Ну имя-то у него было?
- Да, отца звали Габриель, а матушку…
- Лоэрна! - Воскликнула Яга, даже подскочив на лавке. - Вспомнила! Так вот, почему твое лицо мне показалось знакомым!
- Вы знали моих родителей?
- Да, доводилось с ними встречаться, когда они пару десятков лет назад проходили через мой лес дальше, где они, видимо, и поселилось. И я даже больше тебе скажу! Лоэрна приходилась мне родней! Двоюродной пра-пра... Ой, не помню сколько раз, внучкой! Своих-то деток у меня не случилось, а вот братья у меня были... Давно, в другой жизни и в другом мире... Выходит, умерли они оба? Странно... - задумалась старуха. - Лоэрна не могла умереть такой молодой! Что-то тут нечисто... Если только сама не захотела последовать за твоим отцом. Как же она тебя одного оставила? Видимо, знала, что ты не пропадешь.
- Так значит, вы мне тоже, пра-пра… да не важно, сколько раз, прабабушка?! - Глаза Ноэля широко распахнулись - сама мысль, что у него, до этого бывшего без единой родной души во всем мире, появилась, хоть и двоюродная, хоть и пра-пра, но самая настоящая бабушка, страшно его обрадовала.
Ишь как обрадовался! - умилилась Яга про себя. Того и гляди, этот новоиспеченный родственничек обниматься полезет – вон, чуть не пляшет! Не люблю я этих нежностей! Жила себе одна спокойно и на тебе! Но, улыбку сдержать не смогла:
- Выходит, что и так)

В последующие несколько дней этот внучек развил бурную деятельность по благоустройству ее жилища. Погода стояла солнечная и сухая, и Ноэль практически выселил Ягу из избушки. Он соорудил во дворе из старого пня что-то наподобие удобного кресла с высокой спинкой и подлокотниками и даже скамеечку под ноги. Все это застелил душистыми мягкими травами, и Яга целыми днями отдыхала в теньке, прямо как царица на троне, и наблюдала, как Ноэль резво носится туда-сюда, да так шустро, что она едва успевала головой крутить! Прямо на глазах выросла удобная лестница со ступенями и даже перилами! Ноэль залатал старую крышу, поправил и утеплил дверь, да и в доме все переставил, да так удобно - печка больше не дымила и сияла свежей побелкой, все горшки и прочая посуда были вычищены до блеска. Да и находилось чему там дымиться и шкворчать на завтрак, обед и ужин. Все сияло чистотой и свежестью, даже старый угольно-черный кот Яги казался чище. И забор выглядел неприступно, и, как ей и хотелось – устрашающе. Для этого Ноэль добавил в ее коллекцию черепов новые, найденные им в лесу. Он даже старую развалившуюся баню возродил к жизни! Яга, к стыду своему, почитай лет сто не мылась. А тут - напарилась от души! И целебные чаи с разными травами! И припарки с волшебными зельями на больную спину! Он даже бородавку на носу, которая мешала ей пить чай,- вечно макалась в кружку - и ту извел! Чудеса да и только! «Да...» - с гордостью думала Яга, - «как есть- моя родня! В моей родне отродясь абы кого не водилось!»
И все это с песнями да за интересными разговорами. Разговаривали они много, но чаще, вечерами, когда наступало время отдыха и вечернего чаепития у огня. Ноэль и ей рассказал историю о своей встрече с Синей Птицей.
- Знаю, знаю такую! - Сказала Яга. - Вот ведь шалопутка! Все людей с панталыку сбивает! Поет хорошо… А люди верят... Не знаю, правда ли все ее рассказы про счастье или нет… Да только я бы ей не поверила. Я вообще, давно никому не верю. Жизнь среди людей меня этому научила. Люди… Они как злые дети, которые никогда не взрослеют, бывает, и сами не ведают что творят… А бывает, и ведают! Разные они… Бывают доверчивые ко всему, как к хорошему, так и плохому. А бывают такие - само зло в них сидит. Устала я от них... Да и натерпелась за ум свой да непохожесть. Не мне их судить, да только не место мне среди них.
- А что такое счастье, бабушка? - Спросил Ноэль.
- Счастье... - Яга задумалась так, что надолго замолчала, только слышен был треск огня в печи. - Счастье... - повторила она, - Когда-то и я была счастлива, или думала так? Счастье как вода - и в руках не удержать и не напиться... - Она снова замолчала.- Хочешь услышать мою историю?
- Конечно, бабушка!
- Тогда слушай! Было это в давние-давние времена...

******
Ноэль слушал бабушку затаив дыхание. В вечернем полумраке, при свете огня из очага и слегка чадящей лучины, лицо ее как будто бы разгладилось, да и голос зазвучал мягче. Исчезли скрипучие нотки, он стал как-то напевней, да и сама речь неуловимо изменилась. Исчезли какие-то словечки, но появились другие. Яга как будто перенеслась мыслями совсем в другой мир и на время своего рассказа стала совсем другой. Перед ним уже сидела не злая ведьма и даже не суровая хранительница леса. Это была старая, уставшая от жизни, разочаровавшаяся во многом мудрая женщина.
- Наверное, я неправильно начала свой рассказ, немного подумав, сказала Яга. - Ноэль, принеси-ка мне со двора соломинку, я должна тебе что-то показать.
Ноэль быстро сбегал во двор и принес бабушке несколько соломинок. Яга порылась немного у печи, чем-то погремела и принесла к столу небольшую чашечку с какой-то жидкостью. Окунув в нее соломинку, она выдула целый каскад радужных мыльных пузырей. Они закружились вокруг; какие-то взлетали высоко, какие-то опускались на стол и пол, некоторые, сталкиваясь между собою, лопались, а некоторые - сливались краями или, объединяясь, стягивались в один пузырь. Ноэль завороженно смотрел на это радужное кружение.
- Нравится? - улыбнулась Яга.- Одно из моих любимых развлечений в детстве было. Но, это я тебя не развлекать собралась, а рассказать о других мирах. Что ты знаешь о мире?
- Ну, я помню, отец мне рассказывал, что многие люди думают, что мир плоский, как этот стол, и держится на трех китах, но это неправильно. Наша земля - шар, который вращается в пустоте, среди таких же шаров, и на каждом свой мир.
- Правильно, - одобрительно кивнула Яга, - существует множество миров, и все в них состоит из таких же шаров, некоторые такие маленькие, что не увидит ни один глаз. Но, внутри миров есть еще и другие миры. Миры, в которых существуют разные существа; некоторые очень похожи на людей, а некоторые совсем нет. И время, и сама жизнь в них текут по-разному, и законы, и правила - разные. Иногда эти миры никогда не соприкасаются друг с другом, иногда, сталкиваясь между собой, - взрываются. Бывает, что только соприкасаются краями, а бывает и так, что сливаясь, объединяются в один мир. Я расскажу о том мире, где я родилась.
Мой мир гораздо старше того, в котором мы с тобой сейчас находимся. И люди в нем, хоть и внешне очень похожи на здешних людей, но все-таки отличаются. Мы уже давно переболели теми детскими болезнями, которыми страдают здесь. Нам уже неведомы злость, зависть, жадность и глупость. Я вообще считаю, что многие пороки людей - от невежества и глупости. Страх и суеверия ума не добавляют, а только позволяют управлять собой более хитрым. А ведь все явления в мире вполне объяснимы, просто людям лень учиться чему-то, думать самим, гораздо проще поверить в чудеса. А то, что для этого мира чудеса, для нашего - в порядке вещей. Люди в нашем мире для вас - могущественные колдуны и маги, а у нас все это может каждый ребенок. Мы не знаем многого, из того, что составляет жизнь этого мира. Плохого не знаем. Наш мир, как и ваш, покрыт зелеными лесами и голубыми озерами, бескрайними морями и жаркими пустынями. Но у нас нет городов, мы любим свои леса, там и строим наши дома. Мы знаем многие науки и ремесла. Наши мужчины и женщины добры, умны и благородны, прекрасны и бессмертны. В большинстве своем - бессмертны, по крайней мере, пока существует наш мир. И мы не стареем и практически не болеем. У нас все люди равны между собой, но, для решения некоторых общих вопросов существуют мудрые правители. Я была дочерью такого правителя. Да-да, и не смотри на меня так! Когда-то я была юна и прекрасна, как свет утренней зари. И звали меня Ягониэль. Это местные люди сократили мое имя до Яги. Наш мир долго существовал отдельно от других миров, пока наши миры не пересеклись в пространстве и не соприкоснулись краями. Сначала мы очень обрадовались, что у нас появились соседи: хоть и не дотягивали они до нас по уровню развития, но мы могли их многому научить. Люди прозвали нас лесными эльфами, у нашего народа другое название, но, пусть будут эльфы. Мы стали свободно проникать в ваш мир, чтобы нести вам добро и знания, а люди стали проникать в наш. У нас даже случались смешанные браки. Но, мы заметили одну особенность: если наш мужчина женился на земной женщине, то она как бы принимала суть мужа и становилась если не бессмертной, то жила очень долго и перенимала многие способности мужа. Но, если наша женщина выходила замуж за простого человека, то и она перенимала его суть, и, хоть и имела долгий век, но становилась смертной и теряла часть своих способностей. Да и дети от таких браков имели непредсказуемую сущность и судьбу. Поэтому, наши мудрые правители со временем запретили нашим женщинам вступать в брак с людьми, дабы сохранить их бессмертие. Но не все подчинялись этому закону. Кто-то, влюбившись, всё-таки преступал этот закон, и, в наказание, их изгоняли из нашего мира в ваш.
Вот и я в свое время преступила и была изгнана. Но, об этом по порядку. И... Пожалуй, не могу я это так просто вспоминать! - Яга поднялась из своего кресла и прошла к одному из своих сундуков. Порывшись в его пыльных глубинах, она извлекла большую бутыль из тёмного стекла. Откупорив пробку, понюхала и довольно крякнула:
- Хороша настоечка, в самый раз, под этот рассказ! - она налила себе небольшую чарочку, - А тебе такое пока еще, наверное, рановато. Сколько тебе, говоришь лет?
- Семнадцать, бабушка, я уже совсем взрослый!
- Взрослый, - улыбнулась Яга, - в чем-то ты повзрослее многих будешь, а в чем-то еще совсем котенок))) Нет, рано тебе еще к этой дряни приучаться. Наши-то вина совсем не такие были, они давали радость и веселье, вдохновение для поэтов и музыкантов и отраду сердцу каждому. А то, что пьют здесь... только отупляет и превращает в раба этого зелья. Хотя... Возможно, без него совсем бы худо здесь было... Нет! Да что же это я одна буду? Говорят, нехорошо это в одиночку, да мне, честно, начхать! Но плесну тебе капелюшечку в чай, - Яга плеснула немного настойки в чай Ноэля, а сама с удовольствием, но совсем немного, приложилась к чарке, закусила жареным грибочком и продолжила рассказ:
- Я тоже родилась от смешанного брака еще до того, как приняли этот закон. Тогда мы укрепляли с вами связи, и мой отец женился на земной женщине, дочери земного правителя красавице Вербене. Насколько я знаю, моя мать не очень любила моего отца и вышла замуж по воле своего батюшки. Она очень тосковала по своему дому: кто знает, может там осталась ее настоящая любовь? Не ведомо мне это, ибо она умерла вскоре после моего рождения. Может от тоски? Ведь ее не смогли вылечить лучшие наши лекари. Отец вскоре женился на девушке уже из наших, и она родила ему еще двух сыновей, моих братьев. Не сказать, что мне уделяли мало внимания, но я росла очень своенравной и совсем не похожей на наших девушек. Наши-то все больше белокурые и холодные, а я была рыжеволосой, и во мне бушевала горячая кровь. С самых ранних лет я больше времени проводила не с подругами за вышиванием, а с мальчишками. И без ложной скромности, по уму и ловкости я превосходила многих из них. Мой отец мной очень гордился, любил и баловал меня. К тому времени он уже отошел от дел. У нас не положено править долго, и правление не передается по наследству, как у вас, а правители выбираются. Ведь нет ничего хуже для народа, когда один правитель долго руководит всеми делами. Тогда время застывает, и не случается ничего нового, а жизнь - это движение вперед и вверх. Да и есть риск от долгого правления испортиться и перестать блюсти интересы народа, а переключиться на собственные. Ну, да это тебе не надо, да и не интересно. - Яга отхлебнула еще глоточек их чарки и отправила в рот еще грибок.
- Когда я повзрослела и пришла пора искать себе пару, я не очень с этим спешила. У нас девушки сами выбирают себе мужа, и времени для этого у них бесконечно много. Да и с детьми так, как люди, мы не спешим. Дети у нас рождаются не так часто и только по осознанному желанию. Ко мне сватались многие женихи, да никто из наших не был мне по душе. Мне просто претило выбирать себе пару из тех, кого я во многом превосходила. Да и не нравились мне эти женихи - придет такой, весь белокурый, как одуванчик, ножку отставит, глазки закатит, тонкими пальцами струны перебирает... И блажит нежным голоском о вечной любви))) А меня смех разбирает! Не то мальчик, не то девочка!))) И долго я от себя всех отваживала, ох и глумилась над бедолагами, ох, и вредничала! Пока не пришла пора влюбиться и мне самой...

Продолжение следует;

Джин);

Примечание. *
Ноэль* От названия праздника Рождества на различных европейских языках. Часто воспринимается как буквальный перевод латинских имен Natalis и Natalia, также означающих "Рождество", "рождественский" (от лат. фразы Natalis Domini - "Рождество Господне").;