3. Смысл жизни

Сергей Михальчук
                «Смысл жизни в чём? -
                Я Его спросил.
                Он ответил мне:
                Я Господь всех сил!
                Миру Мир нести.
                Бог за то воздаст.
                Смысл найдёт лишь тот,
                Кто себя отдаст!»
                Странник.

Когда я подходил к воротам монастыря, то вдруг как-то неожиданно увидел его. Он сидел в небольшом скверике, протянувшимся, на несколько десятков метров, между монастырём и кинотеатром.
Стояла июньская жара. Температура поднялась за 30-ть градусов. На небе ни облачка. Тополиный пух настойчиво лез в нос и рот. Народ вокруг старался найти какую-либо тень. Или толпился у киосков с водой и мороженым.
Мой, можно сказать, старый, но всё ещё для меня странный, знакомец расположился на самом солнцепёке. Возле его ног сидела небольшая, лохматая дворняга. А рядом, на садовой скамейке, стояла пластиковая бутыль с простой водой. Он наливал воду в ладонь и давал пить собаке. А потом ласково трепал её за шею и гладил по голове.
В который уже раз я подивился обстоятельствам нашей встречи. Буквально несколько минут назад, спускаясь в подземный переход и проходя около рынка, я видел несколько людей, просящих милостыню. Они явно вели бродячий образ жизни. Смотреть на них было неприятно. И я подумал: - «Зачем они тут? Ещё можно понять - бродячие собаки. А они же люди. Какие-то странные. Может просто сумасшедшие? Ведь должен быть в жизни какой-то смысл, порядок, цель!»
Я подошёл к нему, поздоровался. Он посмотрел на меня и улыбнулся. Как-то слегка иронично, но очень по-доброму, так, что у меня не возникло и тени обидны, и спросил:
- «А в чём смысл вашей жизни?»
Я оторопело посмотрел на него. Потом, опомнившись и видя, что он ждёт ответа, сказал:
- «Ну, наверное, научиться любить Бога и ближнего».
Он кивнул и тут же спросил:
- «Хорошо! А что такое Любовь?»
Я опять задумался. Ответить мне было нелегко. То есть, конечно, я много читал и слышал о любви: - «Бог есть любовь», - «Возлюби Бога превыше себя и ближнего как самого себя», и ещё много других фраз. Но я вдруг понял, что для меня они не имеют практического значения. Я неумел любить! У меня не было осознанного опыта любви. И, поэтому, я тихо ответил:
- «Я не знаю, что такое любовь». 
Он молчал.
Взгляд его стал строгим и каким-то глубоким, а лицо печальным. Затем улыбка вернулась. Глаза потеплели. Ободряюще посмотрев на меня, он сказал:
- «Ну, ничего. Господь милостив и открывает Себя “ищущим”. Кто знает Любовь, тот знает Бога. Это бесценный дар! Любовь смотрит на другого как на саму себя. Она не делит - это я , а это не я . У Неё нет врагов. Она жертвует собой ради любого. Она долготерпит и всё прощает. Вот ведь вы прощаете себе многое. А другим нет. А Любовь наоборот. И, наконец, Любовь всегда ищет того, кого любит. Всегда стремится к нему. Для ума, Её не знающего, Она часто кажется странной и безумной. Ибо смысл Своего существования Она видит в том, чтобы отдать себя кому-то. Поэтому Она всегда осуждает только себя, а других Она всегда прощает.
Часто бывает, что то, что нам кажется правильным, на самом деле не имеет смысла. А тот, которого считаем мы безумным, странным, или даже такая вот тварь Божия, - он показал на собаку, - не только полон смысла существования, но ещё и делится им с другими.
Не так давно я встретил такую собаку. Небольшую собачку, примерно как эта, - он ласково погладил пса и продолжил: - Его звали Брэд. Брэд - значит Бродяга. Я сам так назвал его. Это был фокстерьер. Белый почти весь, с рыжими и серыми пятнами. Не знаю, долго ли он бродил. Судя по шерсти, грязной и свалявшейся, - долго. Он бродил по троллейбусам. И искал. Искал хозяина. Искали бы люди своего Творца, как искал он своего хозяина.
Не знаю, бродил ли он по другим троллейбусным маршрутам. Я встречал его только на одном, том, в котором ездил сам. На остановках он выползал из-под сидения, встречал входящих и тщательно их обнюхивал. А потом, не найдя, опять прятался под сидение, у чьих-нибудь ног. Иногда его отгоняли или пинали. Изредка, какой-нибудь сердобольный, обычно пенсионер, бомж или пьяненький, заговаривал с ним, гладил или доставал какие-то крохи съестного.
Но, не смотря на всё это, в троллейбусе, где был он, было как-то по-особому уютно и тепло. Несмотря на дождь, ветер или холод за стеклом. Все люди представлялись вдруг такими близкими друг другу, - связанными между собою! - Связанными чем-то таинственным. Каким-то общим взглядом на жизнь. Они глядели на него. На того, который искал. Искал того, кого очень любил. И поэтому жизнь его была полна смысла и скрытой силы, которая действовала и вне его, необъяснимо соединяя людей, бывших до того чужими друг другу…»
Завершив свой рассказ, он помолчал, ожидая, видимо, моей реакции.
Не дождавшись, - я был под сильным впечатлением и просто не мог, да и не хотел, ничего говорить, - он поднялся со скамейки и сказал:
- «Ну, пора! Вы на службу?
-  Да.
-  Так идите. Уже скоро начнётся. А мы пойдём. Надо покормить этого Бродягу», - он кивнул на пса и пошёл к остановке. Собака послушно, без слов и, как мне показалось, - с удовольствием,  побежала у его ноги.
Сделав несколько шагов, он обернулся:
- «Отдавайте себя другим! И тогда Любовь не пройдёт мимо вас. А с ней и жизнь ваша станет полна смысла. Да хранит вас Господь!»