Советы молодым композиторам 8

Родионов Виталий Константинович
Александр Даргомыжский

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
А. Даргомыжский.

Надо различать мелодическую и речитативную правду. И творчество Александра Сергеевича Даргомыжского разделяется на два периода: мелодический и речитативный. К первому – относятся опера «Русалка», романсы «Юноша и дева», «Мне скушно и грусно», «Ночной Зефир струит эфир», песня «Старый капрал», ко второму – опера «Каменный гость», романсы «Титулярный советник», «Червяк». И другие. Обе формы правды и оба периода творчества Даргомыжского одинаково важны.


Шарль Гуно

«Искусство – это сердце, способное мыслить».
Ш. Гуно.

Рождение оперы или симфонии проходит через три этапа: 1. идея, 2. образное содержание, 3. музыкальная форма. Творческий процесс невозможен без участия интеллекта и эмоций. Вместе они образуют интеллектуально-эмоциональное или эмоционально-интеллектуальное состояние, которое и есть, по сути дела, «умное сердце». Ясно, что в идее преобладает интеллект над эмоциями, в образном содержании – эмоции над интеллектом, в музыкальной форме – интеллект над эмоциями. Интересно проследить, как «умное сердце» сопровождает оперное творчество Шарля Гуно от первой оперы «Сафо» до гениального «Фауста», до «Ромео и Джульетты». Безусловно, в «умном сердце» соотношение чувств и ума всякий раз меняется.


Станислав Монюшко

«Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них… вдохновение переливается во все мои сочинения».
С. Монюшко.

Опера «Галька» Станислава Монюшко отличается мелодичностью и проникновенной лирикой. Его произведения высоко ценят М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Серов. Есть общие точки соприкосновения между Монюшко и Глинкой: Глинка и Монюшко происходят из шляхетских родов; Глинка – основоположник русской национальной оперы, Монюшко – польской; Глинка создаёт 2 оперы, Монюшко – более 15; главное действующее лицо в первой опере Глинки «Жизнь за царя», - крестьянин Иван Сусанин, героиня первой оперы Монюшко «Галька» – крестьянская девушка Галина; Глинка сочиняет 21 романс, монюшко – 400; Глинка умирает в 52 года, Монюшко – в 53; Глинка и Монюшко находятся у истоков русской и польской профессиональной музыки.

 
Александр Серов

«Идеальное совершенство музыки только тогда достигается, когда правда выражения совпадает с чисто музыкальною, мелодическою красотою, когда высшая правда выражения вызывает высшую красоту музыки».
А Серов.

Серов, как автор опер, не поднимается до уровня музыки гениальных русских композиторов. Серов, как музыкальный критик и теоретик музыки – выдающаяся личность. Он предсказывает появление того, что Модест Петрович Мусоргский создаёт в «Хованщине» - «мелодию, творимую говором».

«Над истинно прекрасным в искусстве – время бессильно».
А. Серов.

Если бы «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила» Александра Серова, восторженно принятые современниками, отличались мелодической красотой, они не исчезли бы из репертуара оперных театров. Нет замечательных мелодий – нет и оперы!


Сезар Франк

«Сущность музыкального произведения в его идее, она – душа музыки, а форма — только телесная оболочка души».
С. Франк.

Не подлежит сомнению идейная направленность творчества Сезаря Франка. В первую очередь это относится к его духовным произведениям («Торжественная месса», оратории «Руфь», «Искупление»). Это касается также четырёх опер (в конце жизни Франк завершает оперу «Гизелла»). В области инструментальной музыки выделяется «Молитва» для органа, симфоническая поэма «Психея» для оркестра с хором.


Антон Брукнер

«Тот, кто хочет строить высокие башни, должен надолго задержаться на фундаменте».
А. Брукнер.

Судя по Девятой симфонии Антона Брукнера, его фундамент – Бог и мироздание, сотворённое Богом. Выходец из деревни, Брукнер долго и упорно учится, пишет музыку для органа, духовную музыку (в том числе, три Большие мессы), становится профессором Венской консерватории, пользуется милостью императора. Его религиозно-мистические воззрения на мир определяют характер грандиозных симфоний.


Антон Рубинштейн

«Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура».
А. Рубинштейн.

Союз музыки и слова приносит замечательные плоды. Однако Антон Григорьевич Рубинштейн говорит о самостоятельном значении музыки. Возможно, эту мысль воспринимает его ученик Пётр Чайковский, впоследствии создающий гениальные Четвёртую, Пятую и Шестую симфонии.

«Музыка – благороднейшее, сердечнейшее, задушевнейшее, прелестнейшее, тончайшее из всего, что человеческий дух изобрёл!»
А. Рубинштейн.

Эти слова точно характеризуют музыку самого Рубинштейна! Благородство эмоций слышим в романсе Демона «На воздушном океане» из оперы «Демон», сердечность и задушевность музыки – в романсе «Ночь», несказанную красоту в романсе «Желанье».

«Можно говорить много и красиво, не говоря при этом ничего замечательного; в музыке это будет необыкновенною и красивою инструментацией незначительных мыслей, в живописи – большая заколоченная рама к маленькой ничтожной картинке».
А. Рубинштейн.

Порой, чувствуя свой недостаток, мы видим его в других людях. Фортепианные концерты Рубинштейна, отличаясь бравурными фактурами и виртуозными пассажами, нередко мелки по содержанию.

«Национальность той страны, в которой сочинитель родился и воспитывался, всегда будет проглядывать в его сочинениях, живи он даже в чужой стране и пиши на чужом языке».
А Рубинштейн.

Чуткое ухо услышит в музыке Рубинштейна интонации разных музыкальных культур: еврейской, молдавской, украинской, русской, немецкой. Многостильностью, если не эклектичностью отличается опера «Демон» Рубинштейна.

«Чего только человек не сможет сделать, если он захочет! Он должен невозможное сделать возможным. Я выбираю это своим девизом!»
А. Рубинштейн.

Создатель профессиональной музыкальной школы в России, Антон Григорьевич Рубинштейн творит большие и малые благородные дела. Однако трудясь на ниве образования и просвещения, он, как Милий Балакирев, не всегда уделяет должное внимание собственному творчеству. Этим объясняются многочисленные просчёты в симфониях, операх и балетах Рубинштейна. Тем не менее, мы вправе задаться вопросом: почему нам не известна его опера «Христос» и Шестая симфония?


Иоганнес Брамс

«Сочинять не так уж трудно; зачёркивать лишние ноты – вот что труднее всего».
И. Брамс.

Особенно убедителен Иоганнес Брамс в малых формах. В работе над «Венгерскими танцами» он вырабатывает в себе способность лаконично мыслить. Он не допускает ни одной лишней ноты. Миниатюры композитора оказывают положительное воздействие на его камерно-инструментальную и симфоническую музыку.


Александр Бородин

«Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»
А. Бородин.

Учёный-химик, профессор Александр Порфирьевич Бородин знает цену времени. Судьбе было угодно, чтобы он ещё и создавал гениальную музыку, на которую обыкновенно у него не хватало времени. Если бы не Римский-Корсаков и Глазунов, мы бы не знали оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию композитора Бородина. Любое серьёзное дело требует полной самоотдачи!


Цезарь Кюи

«Музыка более всего способна к выражению и передаче душевных настроений».
Ц. Кюи.

Отдавая предпочтение вокальной музыке, Цезарь Кюи пишет более 250 романсов, отличающихся тонкой лирической выразительностью. Среди них такие, как «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя», «Эоловы арфы». Кюи сочиняет 14 опер на сюжеты романтических поэтов и писателей, среди которых Г. Гейне, В. Гюго, А. Дюма, А. Пушкин, Ги де Мопассан. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Цезарь Кюи – европейский романтик в русской музыке!


Камиль Сен-Санс

«Музыка – архитектура звуков; это пластическое искусство, которое формирует вместо глины вибрацию воздуха...».
К. Сен-Санс.

Сравните упругую лирику Интродукции и Рондо Каприччиозо Камиля Сен-Санса с мягкой, текучей лирикой скрипичного Концерта Мендельсона-Бартольди, и вы убедитесь, что это не субъективное мнение. Скорее не душевная, а духовная лирика воплощается в опере «Самсон и Далила». Сен-Санс – чистый и светлый лирик, но его лирика пластичная, отвергающая душевную расслабленность. Она соприкасается с духовностью, наверное, воспринятой композитором от органной музыки (как известно, Сен-Санс многие годы служит органистом в церкви Св. Магдалины).


Жорж Бизе

«Не существует никаких родов музыки, кроме двух – хорошей и дурной».
Ж. Бизе.

У Жоржа Бизе серьёзное отношение к собственной музыке. Он добивается безупречного совершенства в произведениях, особенно в операх. Такой в высшей степени требовательный к себе подход часто оборачивается нервными срывами. После провала «Кармен» расстроенный Бизе внезапно умирает. Гениальному композитору было всего лишь 36 лет!