Свое Я - друг, враг или так?

Вячеслав Варлок Кузнецов
Свое Я - друг, враг или так?
Вся наша жизнь, от младенчества до глубокой старости, есть ничто иное, как формирование, становление и корректировка собственного Я. Начальный этап представляет собой исследование и изучение окружающего мира. Учитывается каждый его элемент, прививаются основные правила и законы окружающей действительности, в большинстве своем еще не имеющие объяснений, но по которым уже составлены принципы и условия взаимодействия, как между его составляющими, так и непосредственно с самой личностью. Они базируются на основных инстинктах: изучить - инстинкт выживания, избежать - инстинкт самосохранения.
С годами знакомство человека с миром продолжается - начинают усваиваться и присваиваться другие жизненные постулаты: социальное взаимодействие, чувственное и рационализированное познание мира через информацию, получаемую из среды проживания. Однако, совершенно во всех случаях, главным принципов систематизирования поведения остаются инстинкты, а дополнением - биологическое происхождение и особенности физиологии.
Новые знания поглощаются с огромной скоростью, но со временем индивид, ощущая собственную "переутомленность", испытывает чувство дискомфорта, причем различного характера. Руководствуясь инстинктом самосохранения мозг "принуждает" создавать фильтры отсева, которыми являются:
1) Ограничение поступающей из мира информации;
2) Ограничение деятельности, классифицируемой как неблагоприятная; ( как собственной, так и поступающей из вне)
3) Ограничение неблагоприятных социальных контактов;
4) Ограничение того типа поведения, которое имеет негативный социальный отклик;
Поскольку мозгу требуется стимуляции, то он, удовлетворяя собственные потребности инстинкта выживания, создает критерии для оптимальных условий:
1) Формирование интересов, мировоззрения;
2) Наделение собственной личности положительными чертами характера (в том числе удобными для социума);
3) Присваивание определенным типам деятельности значения "одобрительно";
4) Типификация текущего социума на благоприятных личностей и заведомое формирование критериев для будущего.
По мере расширения социального и информационного круга индивид утверждается в субъективно положительных аспектах своего поведения или его целей, деятельности, мировоззрении и интересах. Они в свою очередь приводят к пополнению базы знаний в обусловленных личностью отраслях, задают жизненные цели и создают предпосылки для их достижения. Однако существенную роль в их развитии играют именно противоречия. Возникая с каждым днем и во все большем числе они приводят индивида к протесту или принятию. Протест, как и принятие, имеет две основополагающие, что все так же базируются на инстинктах, а именно: Защита (выживание) своей позиции на основе субъективного опыта и объективных знаний или же избегание (самосохранение), где негативные факторы отрицаются, как инородные. Это может быть связано как с нежеланием разрушения собственных устоев, так и непринятие действительности, убеждая в противоположном личности мнении и оценке ее деятельности. Помимо этого не малое значение отдается физиологии, для которой подобные условия являются неблагоприятными. (отсутствие физ.нагрузки, депрессии, скука и др.)
Принятие же представляет собой обратный эффект, где защитой выступает смирением с ранее наблюдающими противоположностями, а избегание - отстранением, когда имеющиеся факторы признаны неизменными и негативными, а так же классифицированы, как неблагоприятные в дальнейшем.
Данные разногласия вызывают в личности внутреннюю борьбу, вынуждая под гнетом внешних обстоятельств личность адаптироваться. В зависимости от сформированного базиса выбирается оптимальный для подавления раздражителей вариант, обусловленный ее психологическими свойствами, но при этом основанный на базовых инстинктах и физиологических особенностях. Как при любой борьбе - индивид несет потери, субъективно проигрывая или выигрывая. Потери могут как улучшить, так и ухудшить его состояние, "проигрыш" же по мнению индивида
только усугубляет ситуацию, вплоть до нанесения психологической и/или физической травмы собственному здоровью. В случае "выигрыша", в угоду адаптации, индивид так же несет определенного рода потери тех черт или условий, которые ранее являлись оптимальными или привычными, а в критичных ситуациях - даже положительными, тем самый вырабатывая способы защиты противодействиям извне.
Не маловажным является период, когда личность начинает процесс восстановления - реклассификация ценностей. Привычные нейронные связи, сформированные годами, все еще подают сигналы того типа поведение, которое ранее считалось привычным, (вплоть автоматизма), цепляясь за них, как истинное для выживания. Однако сознание всеми силами ведет "уборку", изнуряя рассудок до полного истощения. Нервная система в эти моменты напряжена до предела, поэтому вероятность срыва к привычному крайне высока, а поскольку мозгу необходима срочная стимуляция - он ищет потерянным связям замену, отталкиваясь от зарождающихся новых (психологических и физиологических) или поддается давлению "старых", вследствии чего корит себя за недостаток сил в сопротивлении им.
Частое повторение подобных срывов приводит личность к постоянным колебаниями между деструктивным и созидательным поведением, существенно меняя личность в противоположную ей сторону, которая может наблюдаться длительное время или же проявляться в состоянии аффекта, где действия практически или с трудом оцениваются сознанием личности.
Минимизацией шанса возникновение, а так же вероятности проявления, в таких случаях являются:
1) Определение в спокойном состоянии самим индивидом истинности своих суждений, а так же собственного в том желания целесообразности приверженности к ним;
2) Логичное обоснование дальнейших целей и планов взаимодействия с окружающим миром;
3) Фильтрация или же пополнение окружения другими людьми, способными осуществить поддержку и проявить выдержанность. Плавная социализация;
4) Устранение внешних пагубных катализаторов, типированием которых займется сама личность;
5) Принятие свершившихся событий, как данное и их классификация в субъективный опыт;
6) Постепенное прививание здорового образа жизни - физических нагрузок, (в качестве разрядки - использование социально приемлемого контролируемого проявления гнева);
7) Отчет и обоснование самой личностью причин своей деятельности и эмоционального фона;
8) Запечатление положительных жизненных моментов, ограничение в проявлении негативных факторов.