Сочинение на тему...

Федор Остапенко
Сочинение на тему «Что хотел сказать автор…»
Все помнят со школы сочинения на похожую тему. Нам всегда говорили, что мы должны думать, чтобы мы поняли автора чего-нибудь или кто-то его понял и нам все рассказал. А может это мы сами себя попытались понять…
Самые не понятные темы – это о том, «что хотел сказать автор некого литературного произведения». Так и охота было написать: «Читайте, там все написано».
Но самые непонятные вопросы о том, чего же хотел сказать художник в своей картине.
За сочинение, как описание картины Саврасова «Грачи прилетели», я получил «трояк». Хотя хотели поставить «двойку» - пожалели. А может, вспомнили, что «краткость – сестра таланта». Я написал, как сейчас помню: «Известный русский художник Саврасов нарисовал грачей, которые прилетели».  И все… И что он хотел сказать своей картиной, я по сей день не задумывался. А что – хорошая картина, добротная. Были бы деньги – купил или взял бы подарок без денег.
Так вот, очередное сочинение на эту тему.
*   *   *
И так, чего-то и кто-то намалевал, намазал, изобразил на чем-то плоском. И что мы видим на этой или этом... Ну, пусть - на этом изображении…
Возможно, автор хотел изобразить большую воду в виде моря, океана или еще чего бурлящего и штормящего. А возможно он дальтоник и это песчаные барханы, но не естественного цвета. Ну-у, техники там ни какой – уровень изостудии начального уровня. Айвазовский даже не посмотрел бы в сторону этого «произведения», приняв его за неудачную грунтовку. Хотя некоторые абстракционисты имеют еще ниже уровень технический, а продаются хорошо – даже лучше, чем работы старых мастеров.
Так получилось, что автору на 54-летие друзья подарили масляные краски. Оказалось – очень правильно сделали. Это исключительный метод психотерапии. Краски, как на пенсионера «по потере трудоспособности», дорогие.  А значит выбросить жалко. Пришлось вырисовывать. Как сказал профессионал, смотря на все это: «Сразу видно – нигде не учился». А где учились те, кто рисовал на стенах пещер?
Но автор, он даже без техники автор и чего-то он все-таки хотел выразить, сказать, отобразить. Ведь не у моря он живет, да и видел его так давно, что даже забыл, как оно выглядит. Правда, лет так с 15-ть прожил рядом с озером Балхаш, которое и штормило, и на море было похоже. То есть, он чего-то и когда-то видел чуть-чуть похожее.
Теперь он живет в лесостепной зоне, где нет ни морей, ни океанов и даже рек. Есть, правда, парочку прудов заросших тиной, но их кто-то и когда-то приватизировал и теперь то, что создано природой и людьми принадлежит не понятно кому. И даже посидеть там не безопасно, разве что полюбоваться с высоты птичьего полета. Но для этого, по крайней мере, нужно стать птицей. В общем-то, водных просторов нет. Да и с обычной водой проблемы: то уходит с колодцев, то с небес не льется. Вот вам еще и засуха. Картошки практически нет, бахчевые сохнут, даже не прихотливые бобовые и те еле выживают. Народ осторожно говорит о голоде, боясь даже этого слова. Все может быть, все может быть… В этой стране все больше говорят о заботе к людям. А чем больше говорят, тем меньше будет делаться – это, как бы, закономерность и не только для этой страны – для всех стран и властей.
Так что же все-таки хотел сказать автор в этой полуабстракции. Чего-то же он хотел сказать – он же автор.
Смотрим. Ага. Можно заметить две, как бы половинки в цветовой гамме: слева светлая, а справа чего-то надвигается темное. При некоторой доле воображения можно придумать, что волны светлые хотят противостоять темным, которых по массе то больше. А если раздуть для важности щеки, то можно говорить о желании показать вечное противостояние Света и Тьмы, Добра и Зла. Но как-то это не очень ярко и не очевидно – это же, всего лишь, желание. Хотя, если посмотреть на жизнь автора…
Он так любит повторять, что быт определяет бытие...
Село. Постепенно вымирает, дома пустеют. Раньше здесь все строили: планы строили на жизнь для себя и своего потомства, а еще эти дома для жизни здесь строили. Сейчас таких планов ни у кого нет. Активная и репродуктивная часть страны старается уехать отсюда за перспективой: кто на запад, а сейчас все чаще на восток – в Россию. Остались одни старики-пенсионеры, которые доживают, и еще больше другие, которых раньше как то было мало.  В пустующие дома заселяется «новый социальный слой» - те, кто не хотят ни чего делать, и кому перспектива не нужна. Это чаще всего люди с судимостью и не одной, наркоманы, алкоголики и те, что раньше назывались асоциальными элементами. Сейчас они уже часть социума. Они не работают, а просто живут. За счет чего? Разумеется, за счет того, что делали всегда и с чем сейчас просто перестали бороться – различные доступные формы криминала, в основном - воровство. Легальный «заработок» – дети, то есть пособие на детей. Они почти все многодетные. Если детей больше пяти, то можно и оформить, как «детский дом семейного типа». А это не только статус во многом «неприкасаемого», но стабильный доход в виде социальных выплат и запись в трудовой книжке – «воспитатель». Дети свои или детдомовские. Пособия на одного ребенка порой превышают, в этой местности, зарплату взрослого специалиста – так что жить можно. Социальные службы, которые выдают такие пособия, знают их номинал и поэтому выдают. Не секрет – им отстегивают часть. Поэтому воры, наркоманы и алкоголики «воспитывают» будущее поколение.
Только один эпизод. Девочка из такой «семьи», 3 с половиной годика следит за соседом. Она знает, что сосед сейчас пойдет прикимарнуть после обеда, телевизор включит и дверь входную откроет, чтобы проветривалось помещение. И только сосед ляжет на свой любимый диван, девочка тихонько заходит в дом и к холодильнику. Пару раз ей везло больше – сосед забывал свой мобильный телефон и деньги в прихожей. Дома затем разборки меж супругами на тему «кто виноват», что пропало что-то. Одного разу сосед услышал стук дверцы холодильника и быстро вскочил. Девочка все, что достала с холодильника «сбросила», как говорят воры, и убежала. И теперь никому и ничего не докажешь. Фантастика – Сонька Золотая ручка заплакала бы от зависти. И это в 3.5 года. Что дальше…
Варили «ширку» ее родители-герои и дом сожгли. Приехала доблестная милиция и отдубасила хозяина за то… А за то, что не платил и «ширку» варил без их разрешения. Приехали из соцслужбы и сразу детей в приют. Вопрос дурацкий: «Что они раньше этого не знали?» Да знали, но, как оказалось, многодетные наркоманы давно им не платили. Куда-то все они съехали – в другой пустующий дом.  А этот дом стоит сгоревший и рядом с домом автора. Он то помнит, что здесь очень давно жила семья учителей. Дядя Володя – фронтовик, разведчик, грудь в орденах и медалях, знал в совершенстве два языка – немецкий и английский. Их дети получили хорошее образование - у них была перспектива…
Через небольшой импровизированный, из чего попало, забор – другой дом. Там давно уже нет хозяев. Ну и там был наркопритон. Был… Затем поселились странные люди, как бы «беженцы» из района боевых действий, но там, откуда они, не стреляли, а эти самые «боевые действия» происходили аж через две области, даже не границе областей. Говорят, что стать «беженцем» легко – справка эта почти ничего не стоит. Не знаю, не получал. Ни кто не желал работать, ни кто… Эти съехали куда-то, куда лучше – местные власти обязаны их обеспечивать жильем и не только.
И вот опять… В дом собирается въехать очередная такая «семья» с главой, который только что «откинулся», то есть, с заключения вернулся. Чем они будут заниматься в депрессивном районе, остается только догадываться, хотя, какие уж тут догадки – кроме воровства другой «работы» нет. Можно пойти «повоевать в АТО», там хорошо платят, да и «трофеев» можно набрать. Но эти ребята рисковать так просто не любят – они любят свою жизнь без идей и идеалов.  И они будут жить рядом.   Чего от них можно ожидать?  Да ничего хорошего. И ничего нельзя поделать – это реальность современного бытия. Да и вряд ли современного.
А тут жара, засуха, на солнце какие-то вспышки. Автор проснулся утром – пятна крови на подушке. Ночью из носу текла – давление, наверное. Справа заныло недавно сломанное ребро. Слева закололо то, что называется сердцем. А еще много разных мелких дел не сделанных. Только для чего? Для быта, выживания… А зачем – это вопрос из области бытия?
И возможно автору захотелось на пустынный берег большой воды. Лечь на теплый песок и под шум прибоя забыть о реальности. Но  и возле воды, как источнике жизни, также  идет борьба. Как же без нее, ведь – жизнь это борьба. Многие миллионы лет идет борьба за выживание, за жизнь. Даже тогда, когда этой самой жизни еще и не было. Возможно и так, как это не умело пытался изобразить автор. Да простят его профессиональные художники-маринисты. Говорят, что Айвазовский писал свою гениальную «Бурю в Северном море» сутки и даже больше, не отрываясь от мольберта. Автор это «нарисовал» за два часа – больше не было времени, да и «Белило титановое» закончилось, а без него никак. Теперь нужно клянчить у кого-то, чтобы привез это «белило», которое здесь не продается, да и не производится. Есть, правда, большой не израсходованный тюбик «Сажи черной», но, как видно, автор ее не сильно любит.
А ведь Казимир Малевич, профессиональный художник, не так просто изобразил свой «Черный квадрат». А ведь мог спокойно и высокопрофессионально изобразить и черную икру, и Черное море, и даже красивую жизнь в черных смокингах...
*   *   *
Так что же хотел сказать автор? Да, скорее всего, ничего. Он просто краски размазал на куске картона. А вот Саврасов нарисовал грачей, которые прилетели. Красиво нарисовал.