1. Распад Советского Союза и наша рок-группа

Диментор Килган
Хочу поведать без прикрас историю одной рок-группы. Нет, она не стала впоследствии знаменитой на всю страну, но на её примере можно получить отчётливое представление о том, как развивался рок-н-ролл в сибирском регионе, а в частности в столице Сибири – городе Новосибирске. Это будет «взгляд изнутри», поскольку я сам играл в этой группе и находился, таким образом, в гуще событий. В конце 80-х - начале 90-х прошлого столетия рок-движение всколыхнуло всю страну. Играть рок стало модно, престижно и, благодаря «перестройке», совсем безопасно. Да и та опасность, которая существовала в советское время, была, безусловно преувеличена более ранним поколением рокеров, которые «пострадали за правду», отсидели в «психушках» и тюрьмах. За любовь к року конечно!..  Обычная диссидентская болтовня для героизации собственного образа! Хотя, вероятно были исключения, лишь подтверждающие правило. А, как правило, такие «гонимые» просто не имели возможности публично выступать на сценических площадках со своими «незалитованными» (сиречь - контрафактными) песнями. Вот и вся кровавая тирания «гэбэшных» застенков! Так что воспоминания старых рокеров – вещь весьма субъективная. Этот камень, безусловно, и в мой огород, но я постараюсь сдерживать свои низменные порывы и не врать напропалую, приукрашивая собственное прошлое. 

Однако прежде чем пуститься в путешествие по временам своей рок-н-ролльной юности, я имею желание рассказать читателю об одной закономерности, которая на первый взгляд выглядит простым совпадением. А именно, наша группа впервые выступила на рок-фестивале 25 декабря 1990 года, а ровно через год – день в день, был спущен государственный флаг и Советский Союз прекратил своё существование. Тогда мы двадцатилетние молодые мужчины даже не заметили этого весьма символичного ДЛЯ НАС события. Интересно - почему? И почему понимание того, что меня лишили Родины, пришло только годы спустя? Я прекрасно помню то время, буквально всем было на всё наплевать, а когда начался «парад суверенитетов» и откололась сначала Литва, а потом и вся Прибалтика, в народе только похохатывали. Дескать, поживите без нас, посмотрим, как это у вас получится! Так ведь и проспали страну. А теперь президент говорит по «ящику» - мы строим демократию. А я лично не хочу участвовать в этом строительстве, ибо не вижу перед глазами ни одного положительного примера такой социальной формы существования.

Принято считать, что США – самая высшая форма демократии. Значит это и есть та модель, которую мы построим со временем, так что ли? Помню, как в 90-х была эйфория, что скоро у нас в России «всё будет как в Америке». Хорошо хоть этого не произошло на самом деле, а то ведь сейчас и свалить-то некуда было. Разве только в Антарктиду, да и то сомнительно, по-моему, она тоже входит в «зону жизненных интересов» Соединённых Штатов. А потому, как живой свидетель того безвозвратно ушедшего времени, я утверждаю, что единственный общественный строй, который имеет смысл строить – это социализм! Хочется надеяться, что именно это и имел в виду наш президент, когда из конспирации «заливал» про строительство демократии. Спустя четверть века я пытаюсь понять, как тихо и незаметно ушла в небытиё такая могучая страна как СССР, в то время как мы увлечённо играли рок. Ознакомьтесь для начала со следующими материалами, которые я нашёл в Интернете. Но не спешите саркастически усмехаться, как советский человек я просто уверен в их правдивости. Итак!..

Общеизвестно, что с конца 60-х годов и до середины 80-х прошлого века, тотального дефицита продовольственных товаров в стране не наблюдалось, и массового перемещения людей в поисках продуктов питания тоже не было. Статистика свидетельствует, что из года в год производство продовольственных товаров росло, а в стране обеспечивались высокие темпы роста объемов продукции пищевой промышленности. Эта тенденция сохранялась и в середине 80-х годов.

Так, в 1987 году объем производства пищевой продукции по сравнению с 1980 годом вырос на 130%. В мясной отрасли прирост производства по сравнению с 1980 годом составил 135%, в маслосыродельной - 131%, рыбной - 132%, мукомольно-крупяной - 123%. За тот же период численность населения страны увеличилась всего на 6,7%, а среднемесячная заработная плата по всему народному хозяйству возросла на 19%. Следовательно, производство продуктов питания в нашей стране росло опережающими темпами по сравнению с ростом населения и заработной платы.

Все предприятия пищевой промышленности работали на полную мощность, были обеспечены сельскохозяйственными и другими видами сырья, необходимыми материалами и трудовыми ресурсами. Значит, развитие экономики пищевых отраслей никак не могло спровоцировать появление дефицита продовольственных товаров.

Несмотря на всё это, я читаю о причинах развала СССР следующее: «в период 1989—1991 годов доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит — из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. Практически во всех регионах страны вводится нормированное снабжение в форме талонов». Так куда же подевались продукты с прилавков магазинов?

Исходя из вышеизложенного, можно сделать лишь один правильный вывод: дефицит был создан искусственно, причем не на стадии производства, а в сфере распределения. Цель - создание социальной напряженности в стране. Впрочем, наше поколение помнит передачу «600 секунд». В ней в 1990 году были показаны убедительные репортажи о том, как уничтожались колбасы, сливочное масло и другие, ставшие в ту пору дефицитными продукты. В одной из публикаций факты уничтожения продуктов питания с целью создания дефицита в столице признавал бывший мэр Москвы Г.Х. Попов. В печати сообщалось, как одновременно были остановлены на ремонт все табачные фабрики и предприятия по производству стиральных порошков.

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов. «На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и Ленинграде». «В течение 1990—1991 годов произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР».

«Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния, сложившейся по итогам Второй мировой войны».

Нельзя сказать, что всё это было неизвестно широким слоям населения страны, но подача материала через средства массовой информации носила скорее характер полемики. Типа – верной ли дорогой идём, товарищи? А не свернуть ли нам, «понимаишь», туда-сюда? В головах обывателей закручивался политический хаос, но их тут же успокаивали хлынувшим, оттуда ни возьмись, потоком развлекательных телепередач. Программа А, Поле чудес, Взгляд, До и после полуночи, Музыкальный ринг и другие. Среди участников Музыкального ринга были такие группы как Аквариум, Браво, Телевизор, Секрет, Звуки Му, Центр, Поп-механика Сергея Курёхина и группа Алиса. Одним словом – невидаль!

Кстати примерно в то же время стали выступать по телевидению многочисленные экстрасенсы типа Алана Чумака и Кашпировского. Эти «клоуны» лечили прямо через посредство телевизора всевозможные заболевания, рассасывали послеоперационные швы, устраняли энурез и диарею. «Я сделаю так, что ваш внутренний «будильник» сработает вовремя!» - громогласно вещал с экрана хитрый хохол Кашпировский. Алан Чумак в процессе телеэфира «заряжал» целебными свойствами воду, крем, всё что угодно. Нужно было только разложить нужные вещи перед телеэкраном во время «лечебного сеанса». Мы с приятелями, для смеха ставили канистру с пивом, а потом пили его, «заряженное энергетикой» лукавого экстрасенса, уверяя друг друга, что такое пиво, несомненно, «торкает» сильнее. В общем, пока нашу страну на задворках уже растаскивали по кусочкам смрадные шакалы, народ безмолвствовал, либо, брызгая слюной, витийствовал и краснобайствовал у себя на кухнях или перед телеэкранами. 

Наше же поколение 70-х было отрезано от политической жизни, истекающей кровью страны, различными неформальными течениями панков, металлистов, брейкеров или рокеров, организацией стадионных концертов, общей вседозволенностью и анархией, царивших в наших нечесаных головах. Большую лепту внёс в это моральное разложение молодёжи журнал «Ровесник», который внезапно стал писать о роке, и только о роке, публикуя в каждом номере красочный постер очередной западной рок-звезды. Вспомни читатель, свою комнату, увешанную этими глянцевыми плакатами от потолка до пола!
                Конечно, нам было не до «политики». Одно это слово вызывало отвращение и ассоциацию со старыми пердунами из Политбюро, а также с многочисленными «либералистическими и дерьмократическими» течениями, появившимися вокруг в изобилии. Нам уже было не до нюансов, вся эта возня у нас вызывала лишь чувство брезгливости, а потому мы с приятелями, сколотив группу, с головой погрузились в бушующий океан рок-музыки.

Вот яркий образчик текста нашей музыки из начала 90-х:
                - Мы выходим на балкон из прокуренных комнат
 В эту лунную ночь посмотреть на город
 Чтоб услышать хор голосов нестройных
 Чтоб в мерцании звёзд разглядеть усталость

 И огромные руки висели вдоль тела
 Опрокинутый бульдозер притаился слева
 И земли под ногами совсем не видно
 Проще плюнуть, чем понять
 Никому не обидно

 Как только в перелесках наступает суматоха
 Сопящие в берлогах досматривают сон
 Рычащие младенцы в покинутых оврагах
 Взлетят навстречу Солнцу – чегдыги-дагдаг-дыгом

 Чёрной трещиной рот в кривой усмешке
 И провалами глаз лишённых надежды
 Послезавтра мы уйдем, миновав заставы
 Мы уйдём в никуда позабыв про усталость

 И забытый мир сырых подвалов
 Силуэт скалы окутан туманом
 И далёкий берег едва ли видно
 Проще сдохнуть, чем понять
 Никому не обидно

 Как только в перелесках наступает суматоха
 Сопящие в берлогах досматривают сон
 Рычащие младенцы в покинутых оврагах
 Взлетят навстречу Солнцу – чегдыги-дагдаг-дыгом.
                И что автор хотел сказать этой песней? – спросит читатель, воспитанный на классической поэзии Пушкина, Лермонтова и других столпов пиитического мироздания. Тут следует отметить, что текст песни это не обязательно поэзия, как впрочем, и не каждое стихотворение может стать текстом песни. Это всё же параллельные явления, которые, имея родственную связь, существуют автономно друг от друга, занимая собственную нишу на ветвях лингвистического древа. Текст вообще в поп-музыке и, особенно в её разделе под названием  рок-музыка, имеет информационность бегущей строки, но эта информация не смысла слов, а скорее смысла образов. Метафоричность мышления рифмованных образов зиждется на мощном фундаменте так называемого «биг-бита» рок-музыки и это крепкий сплав и нерушимый симбиоз. «Биг-бит» вводит слушателя в некое гипнотическое состояние транса и одновременно с этим в его сознании возникает цепочка сменяющих друг друга образов или символов, которые слушатель расшифровывает в меру своего духовного развития и каждый – индивидуально. Но, прежде всего эмоции, они с подачи вокалиста должны захлёстывать через край, именно это и называется среди рокеров «драйвом».

Теперь, когда мы коснулись образности, символичности и метафоричности рок-музыки, вернёмся к тексту песни, приведённом здесь чуть выше. Спустя почти четверть века я попытался проанализировать и найти смысл в этой на первый взгляд откровенной бессмыслице. И у меня это с высоты прожитых лет легко получилось, а тогда? А тогда, вероятно, я об этом и не задумывался, а жил эмоциями, как и вся нормальная молодёжь. Итак, «мы выходим на балкон», в этом сообщении говорится об оторванности героев песни от социума, об их некой изолированности и даже элитарности. Посмотреть на мир с высоты, чисто из любопытства, чем живёт народ? Но это ведь лихие 90-е, великая страна погибает, она корчится в агонии, а потому -  «руки висели вдоль тела» - отказ от борьбы, «опрокинутый бульдозер» - разруха и хаос, «земли под ногами не видно» - как и куда идти, не видя дороги? Но всё же какая-то надежда остаётся – «мы уйдём, миновав заставы», и как символ возрождающейся жизни – «младенцы, взлетающие навстречу Солнцу»! Да вот как-то так, вкратце. Просто я именно так понял послание, заключённое в этом тексте, на своём теперешнем уровне восприятия.