Антитерминатор или кубик Кубрика

Сергей Журавлев
В который раз с придыханием посмотрел "Искусственный разум". И в который раз поразился - до чего трогательная история. Именно, трогательная, светло-печальная, а не сентиментальная. Трогательно вообще  все, связанное с этим фильмом, прошедшим классический "ад производства". Брайан Олдисс придумал запрограммированного на любовь мальчика-андроида, который, чтобы он не делал, не может угодить своей матери. Кубрик увидел в этом рассказике "блокбастер". Брайн поселяется в доме Стенли и Кристин, они вместе думают, как собрать кубик Кубрика - сделать из рассказа кино. Вырисовывается затопленный Манхеттен. Творческая идиллия. Но Брайн против плутовской фантастической версии Пиноккио, и Кубрик его даже не увольняет. Просто поворачивается спиной и закуривает. Кубрик нанимает знаменитого фантаста Боба Шоу, но тот обламывается через пол года. Его сменяет Йен Уотсон, который и придумывает все эти, уже вошедшие в фильм ходы - шоу с роботами, робот-джигало, оледенение, две тысячи лет ожидания, всесильные роботы в финале. Сценарий готов, но Кубрик обломался на идее сделать настоящего андроида, а техника не шагнула. И графика слабовата. Но вот - Парк Юрского периода-1. Есть контакт! Но Кубрик умирает. Его жена Кристин и шурин Ян Харлан, он же исполнительный продюсер главных фильмов Кубрика, просят Спилберга завершить замысел. Фильм потом упрекали за эклектику (темный Кубрик со светлым Спилбергом - смешать, но не взбалтывать), на что последний ответил, что "все темное в фильме от меня, а все светлое - от Кубрика". Какая нежность, верность  и сыновья любовь Спилберга к Кубрику, его памяти и творчеству. Почти такая же фанатичная, как любовь Дэвида к его "матери" и его вера в Голубую Фею с голосом Мерил Стрип. Критики, даже самые благосклонные, затоптали финал, другие, вообще, решили, что это добрые пришельцы, но, мне кажется, это поразительный для кино (в классической фантастике чего только нет, но не в кино) концепт. Роботы, развившиеся в некий вид сверх-существ, и которые так трогательно и  религиозно относятся к своим создателям, людям, даже к примитивным для их уровня андроидам, которые "видели Ленина".