Кения, день 9. Морской заповедник Васини

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш
Вскочив рано утром, позавтракав авокадом (долой чай с печеньками!) я без пяти шесть была на старте, а ровно в 6 подрулил некто Назир, арабокениец с внешностью шейха, на хорошей легковой машине, и повез лично меня в Шимони – то есть, с северной окраины весьма протяженной Момбасы в городишко, расположенный километрах в 40 от ее южной оконечности. Путь был неблизкий, и я, отдохнувшая от вчерашнего «стойбища», с удовольствием разглядывала Момбасу. Она очень разная: от драных и грязных бедняцких районов, где месячный доход у людей может составлять 50 долларов, до элитных районов, где ну просто ох и ах. Попутно мы трепались за политику, начав с моего вопроса – почему с туристов лупят такие бешеные бабки, а народ живет так бедно, где деньги? На это Назир ответил в том смысле что corruption, и далее по тексту. Кения и Россия очень похожи, собственно говоря.
Так мы доехали до парома, соединяющего северную (цивильную) часть Момбасы с южной. Это у них как Москва и Подмосковье. Я захотела сфоткать паром, но фотик показывал «нет карты». Что за дьявольщина? – я вынула карту и обмерла: вчера в состоянии нестояния я засунула в фотик вместо флешки заглушку от соответствующего порта ноута… Было слишком рано, вся торговля еще была закрыта, а будут ли флешки в Шимони, Назир не гарантировал. Мы въехали на паром, а навстречу нам – в «Москву» из «Подмосковья» двигались другие паромы, набитые людьми, как нерестовый лосось икрой… Знакомая картина! – мы с Трицака примерно так же ездим на работу. А на той стороне я увидела длинный-предлинный коридор, выгороженный арматурной сеткой, и он был битком набит народом, насколько глаз хватало… Это очередь на паром. Там, в этой клетке, были и работяги неумытые, и клерки-белые воротнички… только не было детей и стариков, так же, как и в наших утренних электричках их практически не бывает, ибо выдержать это могут лишь сильные телом и духом. Но фотки сделать было нечем, так что уж верьте на слово…
Дальше мы ехали по сельской местности, довольно симпатичной: слева, вдоль моря, отели, справа – поселки, рощи, поля. Вот кокосовые плантации, пояснял Назир, вот новый сахарный завод (иностранцы инвестируют), а там – прииск, редкие металлы, но это секретная зона.
На делянках работали негритянки, в т.ч. с привязанным за спиной ребенком жали тростник, нагибаясь до земли, как ребенок не опрокидывается наперед – это только кенийкой надо быть.
В одном поселке увидели детей, которые валят гурьбой из школы и расходятся по домам. Это что – спросила я, Назир ответил, что, видимо, полдеревни не платит учителю, и он отослал детей домой – занятий не будет, пока не заплатят. Это обычная практика.
Во как!
Так и до Шимони доехали.
Пока то да се, инструктаж, просмотр наглядной агитации, посадка в катер, Назир с местным гидом обежали все окрестные ларьки и нашли-таки для меня флэшку! А заодно я купила атасную шляпу, где солома не вплетена концами, а торчит, как продолжение полей.
И мы – человек 10-12 туристов – взошли на борт колоритной доу с рваным и залатанным тентом, и поплыли…
Слава Богу, теперь у меня было чем фотографировать, а что фотографировать – тем более было!
Напротив Шимони расположен небольшой остров Васини, сложенный не из простого камня, а из кораллового – это поднявшийся вследствие геологических процессов над уровнем моря коралловый риф. Его берега подмывает море, как и берега любого острова, но подмывает не так, как другие геологические породы – коралловый камень очень крепкий, но в то же время и пористый, поэтому морские волны вытачивают в береговой линии совершенно невероятные профили…
Мы огибали остров, шли параллельно береговой линии, а мимо проплывали лодочки-доу с цветными рваными парусами
А на берегу Васини росли баобабы, как великанские бутылки
и за каждым изгибом берега возникали еще более невероятные гроты, мостики, кекуры и нависающие козырьки…
И описывать что-либо здесь просто нет смысла, но взглянув на фото вы сами понимаете, что Васини стоит увидеть…
Но мы уже подплывали к одному из ближайших рифов морского заповедника Кисите-Мпунгути, и, как всегда в таких местах, лодки вставали на якорь и туристы, нацепив маски и ласты, ныряли смотреть подводные красоты…
И я поплыла.
Кораллы, рыбки и другие существа – описывать их бесполезно, кто видел –тот и сам знает, кто не видел – тому надо скорее посмотреть. А кто видел и не оценил… ну, я извиняюсь!
Расскажу лишь один эпизод; два осьминога, включив самые яростные цвета своего окраса, сцепились щупальцами, пытаясь спихнуть один другого с выступающего камня – причем только им одним было понятно, чем же этот камень так хорош, что за него стоит драться… Но дрались они упорно, а я висела чуть поодаль и прикалывалась. Наконец, один из них признал себя побежденным – вдруг сложил все свои щупальца вместе, потом резко выпрямил – и порскнул, как молния, вдоль поверхности рифа, только его и видели… Победитель, оседлав отвоеванный камень, почил на лаврах… не думаю, чтобы я хорошо разбиралась в мимике осьминогов, но вот прямо видно было, что он испытывает глубокое моральное удовлетворение. Я поплавала вокруг туда сюда, но не выпуская этого героя из поля зрения, и через некоторое время увидела, как он медленно, вразвалку сполз с камня и поплюхал куда-то в сторону, как-то даже досадливо, типа – ну и на фига мне этот камень? ничего в нем и хорошего-то нет…
(Между прочим, я недавно смотрела передачу про осьминогов - так там сказали, что они самые умные из всех беспозвоночных, и ума у них примерно на уровне домашней кошки (а это немало!))
А тогда -не успела я толком посмотреть рыбок, а уже наш провожатый свистал всех наверх – погружение окончено… жалко было уплывать!
Для меня это значит много
(Ведь не все измеришь деньгами) –
Ask you, ask you, let mе one more
Подглядеть, как два осьминога
Делят лучший на рифе камень,
Обнявшись, как борцы сумо…
Но пришлось – впрочем, как показала фотка, рожа у меня была при этом вполне счастливая.
Разговорилась с гидом: парню лет 25, а он чешет на 5-ти языках: два родных – суахили и английский, и три иностранных: немецкий, французский и итальянский.
Спросила – а как же ты так научился? А он отвечает: если бы у меня был словарь, я бы и русский мог выучить.
- Сам, без учителя?
-Да!
Что оставалось делать? Только подарить ему русско-английский словарь! Что я и сделала, хотя и жалковато было... (Но Бог меня наградил: у нас сейчас на работе идут бесплатные занятия английским!)
Так мы обплыли весь остров, и, как водится, каждая песчаная прогалинка так и манила к себе – вот бы там загорать, плавать в лазурной этой воде, а потом идти через баобабовый лес к поселку… Уж очень хороши были эти берега!
Подплыли к поселку.
Но, как выяснилось, в этой части было настолько мелко, что наше океанское судно к берегу подойти не могло, и за нами приплыл пацаненок на лодочке
и перевез нас в две партии в замечательную едальню на скале
Но мы прежде всего поскакали в туалет, и это был один из самых удивительных туалетов, какие я видела – очко, даже не сердечком, но зато
весь туалет внутри был инкрустирован раковинами, а из оконного проема открывался такой вид, что все отдай – не жалко!
В едальне нас классно накормили, особенно крабы мне понравились, хотя все же нигде их так не умеют готовить, как в Гоа!
Потом мы пошли на прогуляться по поселку: наконец-то пообщались с баобабами, но баобаб целиком трудно сфоткать, только по частям!
Подивились, какой тут мощный – объединенный, как гласит подпись ! – футбольный клуб Васини базируется в сарайчике
И пришли на «морской вокзал» Васини, где граждане ожидающие очень напоминали бабаев из «Белого солнца пустыни»
А к берегу причаливали рейсовые суда из Шимони, и на берег сходили пассажиры
А на берегу резвились ребятишки, и они, хотя – всего лишь негритята из бедняцкого поселка – были такими очаровательными, счастливыми и свободными у самого синего моря, что сердце екало…
А потом за нами пришла лодка, мы переплыли обратно в Шимони, сходили еще в шимонские пещеры, что были прежде жилищами, потом капищами, потом складами, а потом стали туристической достопримечательностью; собственно, это не пещеры, а полугроты, как и везде в коралловых местах; но симпатично. Конечно же, я все это фотографировала, как и (позже) паром, с которого вываливались толпы работяг, и те, что помоложе и посильнее, бросались бегом по длинному поднимающемуся от воды на берег сетчатому коридору – успеть на ближайший автобус; те, что постарше и послабее, тащились шагом, упуская свой шанс поскорее добраться до дома. Мы насмотрелись на эту картину досыта, поскольку опять стояли в мертвой пробке, и, если бы не мастерство и личные связи Назира, то стоять бы нам в ней до утра…
А так я, хоть и затемно, но не заполночь оказалась в своем номере. И обнаружила, что последняя читаемая фотка - причал Васини. Остальные – увы, увы… Так и выяснилось, что флешки в Шимони продаются дрянные… не покупайте их.
А может, просто местные духи не хотели, чтобы я сфотографировала кошмарный коридор у парома и негритянок, жнущих тростник с малышами на спине.
Но, так или иначе, вам придется снова поверить мне на слово.