Здравствуйте, мои юные коллеги!

Лариса Ратич
   Когда наступает лето, с ним приходит долгожданный отпуск. Но пролетит он — и мы, учителя (а подавляющее большинство из нас — женщины), выйдем на свою работу, на свою неизменную битву за разумное и доброе. Не знаю, кто как, а я очень люблю свою работу и считаю профессию учителя одной из самых важных в мире. И вот я подумала: а ведь в августе, как ежегодно происходит, в школу снова придут молодые кадры, мои юные коллеги… Ох и нелёгкий они выбрали путь!
Но многие пока ещё об этом не знают. Конечно, кто-то из них проработает в школе совсем недолго и сбежит из неё навсегда, а потом, при воспоминаниях о начале своей трудовой деятельности, будет долго плеваться и открещиваться: «Да будь она неладна, эта школа! Чтоб я ещё когда-нибудь!..» Но будут и такие, которые останутся здесь навсегда и назовут эту работу делом всей своей жизни. Вот к ним и хочу обратиться!
Я всю жизнь проработала в школе. Было всякое. Не скрою: пыталась уходить. Но так вот окончательно и не ушла, и не жалею об этом. Сейчас я уже учительница с большим опытом и солидным стажем. Но это — сейчас; через годы и ошибки, через минуты радости и годы разочарований.
Представила себе: вот войдёт Первого сентября в класс молоденькая, красивая учительница, вчерашняя студентка, и дай ей Бог понять, КУДА и ЗАЧЕМ она пришла, а иначе… Моё письмо — это открытое обращение «старого педагогического волка» («волчицы!») к такой девушке: - Здравствуй, моя юная коллега! Ты решила работать в школе? — я от души поздравляю тебя с этим. Запомни, девочка: школа — это твоя вечная молодость, сколько бы лет тебе ни было. Я знаю: ты сейчас уверена, что идеи Макаренко и Сухомлинского, по сравнению с твоими планами, — детский лепет.
Ты полна сил, планов и проектов. И если прямо с сентября начнёшь всё это реализовывать, все просто ахнут! Хочу тебя предупредить, дорогая: все молодые учителя похожи на котят, которые неожиданно попали в воду, а надо плыть! (А ты помнишь, что котята плавать не умеют?) Ты прочитала и улыбнулась, да? Уж кто-кто, а ты сумеешь, не так ли? Ведь ты прекрасно училась! Ну, что же, детка, перечитай эти строки в конце октября, и ты по- другому их воспримешь. Ты скажешь: «Права эта немолодая учительница!».
Извини, кстати, что я говорю тебе «ты» и обращаюсь как к ребёнку. Просто в силу моего опыта и возраста я имею на это право; и поверь, так мы легче поймём друг друга. Можешь считать, что я обращаюсь к тебе как мать к дочери (во всяком случае, с такой же нежностью, пониманием и надеждой…)
Итак, ты зайдёшь в класс, и первым делом дети начнут тебя изучать: какая ты? как одета? как и что говоришь? уважаешь ли себя? Поверь: если ты начнёшь суетиться, напускать на себя излишнюю строгость или быть с детьми запанибрата, ты сразу же очень много потеряешь в их глазах. Уж что-что, а правды от них не утаишь. И они сразу сделают обидные для тебя выводы: «много из себя корчит», «притворяется умной», «ой, какая кривляка и злюка». Прими мой первый совет: будь сама собой. Но знай, что будь собой лучшей из того арсенала, какой ты можешь быть. Каждый из нас бывает разным; выбери себе для учительства свои самые хорошие качества, но непременно СВОИ.
Пойми, перед тобой люди; каждый из них личность (вне зависимости от того, из какого он класса). Уважай их с первой секунды, и в то же время дай понять, что ты требуешь ответного уважения от каждого из них. Особенно осторожной надо быть со старшеклассниками. Ведь вы почти ровесники; какие-то пять-шесть лет разницы! И вот тут бывает, что учительница иногда говорит (после уроков, конечно!): «Да что там; вне стен школы можете называть меня просто Света, а не Светлана Петровна!».
Что же, они начнут говорить тебе «Света» и с большим удовольствием хлопать по плечу. Но на этом уважение к тебе закончится раз и навсегда. И никакой дружбы не будет, а будет (за спиной) вывод: «А-а, Светка… Она — никто». Это — приговор для учителя. Ты Светлана Петровна: ныне, присно и во веки веков, и никак иначе!
Ты начнёшь давать уроки. Вчитайся в слово «УРОКИ». Чувствуешь? Дети не просто должны получать новые знания; они будут извлекать уроки из всего, что ты делаешь и говоришь. Неважно, кто ты: «физичка» или «историчка». С тобой должно быть интересно, вот и все! В каждом предмете есть интересные факты, необычные явления, неординарные имена. Сделай свой урок таким, на каком самой хотелось бы побывать, будь ты ученицей. Вспомни, хорошо ли тебе бывало на уроках, на которых 45 минут пичкали формулами и сухими фактами? Умей на уроке и пошутить, и сделать «рекламную паузу», только знай меру. Знания не должны подменяться «развлекаловкой».
Высшая степень позора — если ученик идёт от учителя к репетитору. Кстати, прежде чем идти на свой первый урок, спроси-ка сама себя: «Почему я пришла в школу?» И если ты не ответила: «Потому что люблю детей!», ты, увы, ошиблась дверью. Значит, твои причины ложны. Если в твоей мотивации постоянно не присутствует слово «люблю» — значит, выбор профессии — ошибка, и пора её исправлять (уйти из школы пока не поздно; и пусть судьба подарит тебе счастье в другой профессии).
Да-да, «люблю» — это самое главное: люблю детей, люблю свой предмет, люблю приходить в класс и видеть, как меняются лица детей, когда им интересно; люблю, когда звенит звонок с урока и дети просят: «Светлана Петровна, договорите, пожалуйста! Это так интересно!». Люблю сказать им при этом: «Нет-нет, ребятки; перемена — это ваше время, да и мне надо отдохнуть. Жду вас в следующий раз — тогда и закончим!». Итак, мой самый главный совет тебе, моя дорогая коллега, — ЛЮБИ!
И тогда тебя будут любить взаимно, от всей души, а значит, — верить каждому твоему слову. А чтобы верили — ты должна быть всегда честна. Не бойся признаться, что ты чего-то не знаешь. Это не унизит тебя в глазах детей, если ты правдиво скажешь: «Дети, я не знаю ответа на этот вопрос (или знаю мало и неточно), но я обязательно выясню и вам расскажу». И, конечно, не забыть об этом обещании! Чтобы не забыть, советую всё и всегда записывать. Дети обязательно возьмут хороший пример и станут более дисциплинированными и обязательными. Вспоминаю я такой случай (сама ещё была школьницей): задали мы молодой учительнице вопрос, что она знает о малоизвестном писателе по фамилии «Вохолош» (это мы прочитали «Шолохов» задом наперёд). И очень стыдно и неловко было видеть, как она, слегка запнувшись, начала рассказывать, отделываясь очень осторожно и ловко общими фразами…
Вскоре она навсегда ушла из школы, потому что так и не сумела стать учителем, а намучалась только. Ещё хочу посоветовать тебе: ищи в своих учениках хорошее! Я твёрдо уверена, и не раз в этом убеждалась: если ты два раза придумаешь, за что ребёнка похвалить, на третий раз — действительно будет за что. И не жалей, пожалуйста, добрых слов. Ты же помнишь: «Что посеешь, то и пожнёшь».
Посеешь одно доброе слово — пожнёшь десять! Пойми, я вовсе не призываю тебя быть доброй и лояльной без разбору. Например, в вопросах дисциплины, ты однозначно должна быть жёсткой. Но не жестокой, конечно. Не надо быть бесчувственным автоматом, ведь ребёнок может нарушать дисциплину и не по своей воле. Но твои требования должны быть твёрдыми, ясными и одинаковыми для всех; а прежде всего — спроси с себя так, чтобы ученикам была видна твоя самодисциплина.
Хочу сказать тебе, что я, например, никогда не разрешаю себе не проверить вовремя тетради. Мои ученики точно знают: если они написали сочинение, то к следующему уроку я объявлю оценки. Я успею в любом случае, я не буду оттягивать, отговариваясь то самочувствием, то отсутствием времени. Всё очень просто: опять же, достаточно вспомнить себя в годы ученичества. Тебе очень хотелось узнать, какую оценку ты получила за контрольную на прошлом уроке, да? И я уверена, что ты почти ненавидела учительницу, которая «тянула» с проверкой работ. Кстати, эффект от такой, не вовремя объявленной, оценки почти нулевой; ребёнок уже и не вспомнит, за что и почему такой результат, т. е. учитель сам сводит на «нет» результаты своей работы. …Итак, не забыть похвалить.
Но не забыть и отругать, наказать, ведь без этого тоже не обойтись. Только сделать это надо справедливо и не унижая. Ни в коем случае не унижая! Запомни: унижения, особенно публичного, никто никогда не прощает и не забывает; напротив, это порождает ненависть. Ну-ка вспомни о каком-нибудь своем унижении! — ты его забыла? А простила? То-то… Наказание наказанию рознь. Если ребёнок виноват, он сам ждёт, что его накажут, но при этом он хочет, чтобы наказание было адекватно проступку, чтоб ему дали шанс на исправление и обязательно простили. Настоящий учитель наказывает так, что ребёнку понятно: педагог — это его большой друг, и наказание огорчает и самого учителя, он переживает вместе с провинившимся. Он верит в ребёнка и знает, что его проступок — это случайность, а не следствие безнадёжно испорченной натуры.
 Иногда тяжелый вздох и слова: «Эх ты!.. Что ж ты, Саша (Петя, Ира, Коля)? Ты так меня расстроил!..» — действуют больше, чем двухчасовой выговор с привлечением родителей и завуча с директором. К слову, заклинаю тебя: постарайся никогда не бежать за директором и завучем, чтобы они помогли справиться с классом! Пойми, директор пожурит и уйдёт, а ты — останешься: беспомощная, жалкая… И к тому же — ябеда. Ещё важен голос. Доброжелательный тон, правильная речь.
Проследи, есть ли у тебя слова-паразиты? Если есть — немедленно избавляйся. Некоторые учителя без счёту употребляют какое-то слово или бесконечно «нукают». Я помню случай, когда учитель получил кличку из-за слова-паразита. Дети прозвали его «Однозначно». Ты же не хочешь такого, правда? Я давно заметила: дети очень точно подбирают клички учителям. Правда, не всем; есть такие педагоги, которых и в глаза, и за глаза зовут исключительно по имени-отчеству. По-моему, это высшая степень уважения. А вот «припечатают» какое-то прозвище — и учитель носит его всю жизнь. Оно, как устное народное творчество, живёт вечно!
Если тебя назначат классным руководителем — будь корректной с родителями. Никогда не говори что-то неприятное при всех; попроси родителей плохого ученика остаться после собрания. И вместе с ними решай вопрос: как помочь (слышишь? — не наказать, а помочь!) такому ребёнку, что для этого нужно сделать? Поищите вместе, как друзья по семье-школе, ответ: почему так произошло? Почему такое поведение и оценки? Болей душой за каждого своего ученика как за собственного ребёнка, а не проводи собрания с целью «довести до сведения». Вот ещё один деликатный момент.
Ты — учительница, и тебе будут делать подарки ко Дню учителя, на Восьмое марта… Как бы ты ни отнекивалась, всё равно будут. Да ещё и подойдут спросить: что подарить? (это чтобы подарок порадовал, а не просто вручить «для отмазки»). Конечно, стать в позу и злым голосом от всего категорически отказаться будет некрасиво.
Так вот, советую тебе: если будут настаивать, попроси что-нибудь совсем недорогое, скромное (можно книгу, небольшую картину. Это очень поднимет мнение о тебе, как об интеллигентном человеке). Поверь, противно наблюдать, как учителя «клянчат» золото, сервизы или деньги в конверте. Иногда даже загодя, за месяц-полтора до своего дня рождения, вовсю намекают по сто раз в день, что, дескать, неплохо бы получить комплект хорошего постельного белья. Да, конечно, намёк поймут и всё подарят; но что подумают?..
Расскажу тебе один случай: много лет назад подошла ко мне перед экзаменом по литературе мама одного мальчика: «Я Вам буду очень благодарна, если мой сын получит хорошую оценку. Скажите, сколько?» Я растерялась. Это выглядело так, как будто я взяточница! А мальчик учился на «три-четыре», потому что ленился. И я ответила маме: «Прошу Вас, не волнуйтесь. Если Ваш сын ответит на «четыре» — я ему БЕСПЛАТНО поставлю, а если на «три», то поставлю тоже бесплатно. Идите и передайте ему: пусть как следует учит билеты. Вы же не хотите, чтоб Ваш сын посчитал меня продажной, правда?»
Тяжело мне дались такие слова, не скрою. Я человек мягкий, уступчивый; стараюсь помочь людям, если могу. Но здесь я на секундочку представила, что подумает обо мне ребёнок, и мне стало страшно! Ведь не всё на свете продаётся, — я это твердила детям почти на каждом уроке. Да ни за какие богатства мира я не согласилась бы не соответствовать собственным словам! К счастью, женщина поняла меня и долго извинялась.
Я до сих пор помню свой ответ и горжусь им, потому что знаю: исключительно все считают меня честным учителем. Желаю этого и тебе, дорогая юная коллега. Поверь, такое мнение — это и есть самая высокая награда. А цепочку и сервизы ты себе сама купишь! Иногда ученики, особенно старшеклассницы, приходят к учительнице со своими проблемами и секретами. Запомни: во что бы то ни стало ты должна хранить «тайну исповеди». Выдать чужую информацию, предать детское доверие — это преступление.
Пойми, я не сгущаю краски, подобрав именно это слово. Ты учитель, и ребёнок видит в тебе, прежде всего, профессионала, психолога, мудрого наставника, к которому он обратился как к «скорой помощи». Помоги такому ребёнку советом или действием, ведь он ПРИШЁЛ К ТЕБЕ! Если ситуация настолько тяжела, что без родителей никак нельзя обойтись, ты сначала убеди ученика, что родительское вмешательство необходимо, и только потом, с его согласия, обращайся к ним, выступая в роли адвоката, защитника ребёнка и его спасителя, а не злого обвинителя-предателя. А вообще, всё очень просто. Каждый раз, когда ты не будешь знать, как поступить, поставь себя на место ученика, и всё прояснится…
Моё глубокое убеждение, подтверждённое годами: я, как учитель, отвечаю за то, чтобы дать обществу ЧЕЛОВЕКА! (а уж потом математика, историка, литератора или кого-нибудь ещё). Призываю тебя ориентировать детей на разные профессии. И на своих уроках всегда говорить с уважением о любом труде. Ведь ты знаешь, что есть учителя, которые детям, плохо усваивающим какие- то знания, бесконечно твердят: «Ну, всё, будешь улицы подметать и ямы копать!» Простите, но улицы подметать и копать ямы тоже кто-то должен.
Почему бы не отнестись доброжелательно к слабенькой в математике девочке и, ставя ей низкие оценки, при этом сказать: «Ничего, Леночка, зато я уверена, что из тебя будет отличная мать и хозяйка. Ты кем хочешь быть? Поваром? Вот это здорово! Представляешь, когда-нибудь в столовой ты меня таким обедом угостишь, что я буду гордиться своей ученицей! Всем буду рассказывать, что ты у меня училась!» Правда, нетрудный текст? А такая девочка действительно воспримет совет умной (и любимой) учительницы как программу своей жизни и в самом деле станет высококлассным поваром (парикмахером, швеёй…) и счастливой матерью. По-моему, учитель даже обязан так поступать! Послушай меня, молодая моя коллега, — многие тебе «спасибо» скажут.
 Вот ещё совет, на первый взгляд, вроде бы мелочь, но это только на первый взгляд: постарайся как можно реже называет детей по фамилиям; а если называешь — обязательно добавляй имя. Не скупись на имена! Дети, которых зовут по именам (как и все люди), — более отзывчивы, открыты. Они будут больше тебе доверять, станут послушнее. Не провоцируй детскую жестокость, не поощряй доносчиков. Неси в себе, учитель, свет высокой гражданственности. Разбирая конфликты между детьми, выслушивай обе стороны.
И опять же: не с целью наказать, а с целью решить вопрос по справедливости! Как можно чаще говори детям, что нужно радоваться успехам товарищей, учи их этому на личном примере. Можешь, например, рассказать в классе, что учительница такая-то из вашей школы отличилась там-то и там-то, и добавить: «Не забудьте дети, и вы её сегодня поздравить». Они не забудут, будьте уверены; и воспримут такое поведение как норму; а дальше — будут поступать так без намёков и подсказок.
Не бойся сказать детям о своём мнении по поводу какого-то негатива в обществе; но не навязывай им свою точку зрения. Научись с уважением выслушивать учеников как равных себе! Никогда не отступай от данного слова. Объясни детям, что «честное слово» — от слова «честь» и подтверди это личным примером. Расскажи им, что, здороваясь, они желают людям здоровья, поэтому не должны делать этого с неприветливыми лицами. Светись сама, как солнце, навстречу детям — и ты им станешь для них. Извини, тебе показалось, что в моих словах много патетики? — но я так чувствую. Этому научили меня дети.
Если бы ты знала, как много можно у них почерпнуть! Иди в мир детства с открытым сердцем — и тебя ждёт удивительная судьба. Понимаешь, когда-то, очень давно, ещё в первый год своего учительства, я близко к сердцу приняла слова одного мудрого педагога, который мне посоветовал: «Каждое своё общение с детьми, каждый свой урок или классный час строй так, чтобы дети за это время сами стали хоть чуточку, хоть капельку лучше и добрее, чем до этого. Чтобы, уходя, они унесли в душе какой-то новый вопрос, новое чувство или сомнение; чтобы их сердце продолжало работать и после урока в поисках ответа на вопросы, которые ты перед ними поставишь.
Каждый урок — по капельке добра; и к пенсии ты накопишь его так много, что удивишься сама!» Сегодня, спустя много лет, я низко кланяюсь старому учителю за этот рецепт и говорю: он был абсолютно прав. Добавлять по капельке добра на каждом своем уроке, — это стало моей привычкой и целью; моим личным учительским стилем.
Постарайся стать человеком, в котором «всё должно быть прекрасно», и помни, что учитель — это, прежде всего, носитель духовности. Старайся по мере сил сориентировать детей в этом мире, который стал слишком стремиться к материальным благам; объясни им, что нельзя путать фальшивые и настоящие ценности. Стремись стать личностью, на которую хочется равняться. Не бойся дерзать и мечтать.
 Поощряй свои и детские амбиции (в хорошем смысле этого слова). Не имей ничего общего с фанатизмом, с профессиональным в том числе. Твои ученики не должны думать, что ты «зациклена» на школе — это не вызовет уважения. Покажи всем, дорогая коллега, что учительница — это нормальная женщина, которая находит время на свою семью и своих детей, умеет правильно распределять собственные нагрузки и выкраивать время для отдыха. Она всегда успевает сделать всё, что наметила, потому что не суетится и не рвётся вон из кожи, не стремится объять необъятное.
 Учительница — это не истеричка, издёрганная собственным педстажем, а обыкновенная женщина и мать; только она — высокий профессионал, который постоянно на виду. Хорошая учительница не выделяет собственных детей из остальной массы школьников, мучая их чрезмерным вниманием или излишней показной строгостью. Не бойся трудных вопросов, не прячь голову в песок.
Отвечая, смотри детям в глаза: нет ничего более неприятного, чем «бегающий», уклоняющийся взгляд. Объясни каждому ребёнку, что он — это личность, единственная и неповторимая, и поэтому должен искать и найти пути для самореализации, а не сотворить себе лжекумиров… Ты скажешь: «Ой-ой-ой, ну и наговорила! Чтобы всё это делать — надо же чуть ли не ангелом быть. Нет, лучше бежать из школы, не начиная!»
Подумала, правда? Успокойся, ничего супертрудного в моих советах нет. Если хочешь, я всё сведу к одному предложению, и без меня отлично известному всему человечеству: «Поступай с другими (учительница — с детьми) так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Видишь, как сразу всё стало просто и ясно! Единственное, что тебе надо помнить: УЧИТЕЛЬ — творец будущего для своей страны, понимаешь?
Наша работа — это не просто труд, это состояние души. Бухгалтер, к примеру, может себе позволить в конце рабочего дня отложить в сторону свой отчёт и забыть о нём до понедельника… Учитель не может себе такого позволить. Именно этим трудна и уникальна наша работа. Именно поэтому от неё или сбегают, или привязываются к ней на всю жизнь. Понимаешь, когда я иду домой в два часа дня, моя соседка завистливо вздыхает: «Ну, вот везёт тебе! Ещё только обед — а ты уже дома!» Она же не знает, что я буду писать конспекты и проверять тетради, и мой рабочий день закончится гораздо позднее её 18.00. Гораздо!
 А ещё отпуск у меня - 56 дней, и всегда летом. А, кроме того, очень завидно наблюдать, как я 1 сентября или 29 мая иду домой с охапками цветов… Я работаю на одном месте много лет, поэтому буквально вся округа — это мои ученики, прошлые и настоящие. И «поспевают» будущие, которые уже спрашивают: «ВЫ учили мою маму, а меня тоже будете учить?». Это очень обязывает, и я благодарна судьбе за такую жизнь на виду.
Если раньше, будучи молодой, я работала на авторитет, то теперь — наоборот: мой авторитет работает на меня. Я честно заработала своё учительское звание и горжусь этим. И многие дети из 3, 4, 5-х классов ждут, когда они подрастут и попадут ко мне (я работаю со старшими). Потому что их родители — это мои бывшие ученики, рассказавшие своим детям, что учиться у меня — это здорово и интересно. Если бы ты знала, моя юная коллега, какое счастье — такое мнение! Очень желаю и тебе его заслужить.
Храни тебя судьба, девочка, на этом пути; храни молодую и потом — зрелую; юную невесту и опытную мать. Стань профессионалом, достигни своих вершин, получи заслуженное признание! Пусть у тебя будут подражатели и последователи, ведь ты и сама выбрала эту профессию потому, что был в твоей жизни такой человек — Учитель с большой буквы.
Вливайся смело, дорогая, в нашу учительскую семью и ничего не бойся, потому что в каждой школе (и в той, в которую придешь ты) есть опытные, хорошие учителя, которые с радостью протянут тебе руку помощи. Ты только не ленись слушать нас, а мы уж тебя в беде не оставим. Во всяком случае, если ты (Светлана Петровна? Наталья Ивановна? Елена Сергеевна?) придёшь в нашу школу, то мою поддержку, помощь и понимание - я тебе, моя молодая подруга, гарантирую! Я жду тебя.
Позволь напоследок подарить тебе одно из моих стихотворений:

Был к диплому путь не долог —
о судьбе теперь гадаешь?
Не ходи, учитель, в школу,
если ты предмет не знаешь.
Будь ты физик иль филолог,
эта истина годиться:
не ходи, учитель, в школу,
если ты устал учиться.
Коль на сердце вечный холод
и всегда с плеча ты рубишь —
не ходи, учитель, в школу,
если ты детей не любишь!
                Искренне твоя - Лариса РАТИЧ