Секрет мастера

Егор Черепанов
Не удивляйтесь, если встретите эту новеллу на Ярмарке мастеров,
на страничке моей супруги.
Её мы писали вместе.

Маленький человек сидит рядом с мамой. Не дышит. Смотрит круглыми глазками на мамины ловкие руки. Открытый рот не издаёт ни звука. Кончики крохотных пальцев вцепились в цветастый фланелевый халат. В маленькой голове ещё так мало мыслей. Но он уже ждёт. Ждёт с замиранием сердца. Вот-вот ему откроется тайна. Тайна того, как плоский кусочек цветного материала, отделённый от свёрнутой ткани острыми ножницами, обретает форму, превращаясь в подобие головного убора, а там уже и в шапчонку. Её можно носить на голове. Можно одевать в неё кошку. Можно посадить в неё куклу или жука. В ней можно притащить песка из песочницы и вывалить его под кровать. Можно… Можно делать, что будет угодно. Но сколько не смотрели маленькие глаза, они не смогли поймать тот момент, когда кусочек тряпочки превратился в вещь, когда вещь получила форму, а форма красоту. Малыш без сомнения посчитал это чудом. Но он пропустил мгновение чуда. Когда оно случилось? Может, когда он подавал маме блестящий напёрсток или обрывок упавшей прошвы?

***

Время идёт. Оно идёт незаметно. Так крадётся хищник, которого ты ещё не видел, и не знаешь, что от него ожидать.
Мама ушла в магазин. Мысли о чуде снова появляются в маленькой голове. Приходит вдруг понимание: «Я догадалась! Я знаю как! Главное в чуде – ножницы». Ножницы извлекаются  из портняжной коробки. Цепкий взгляд находит нужный материал. Несомненно, цветок прекрасен! Немного неровно обрезаны лепестки. Но ножницы в сторону! Это не важно! В творчестве главное – идея!
Кухонное полотенце – что может быть скучнее? А вот мы его развеселим: пришиваем готовый цветок. Иголка, вырываясь, колет незнакомые пальцы, раз даже до крови.
Хлопает дверь. Полотенце готово! Успела. «Мама! Мама! У меня получилось!» Мама выпускает сумку из рук.
Остаток времени перед обедом маленький мастер проводит в углу. Несправедливо! Мама кому-то на кухне жалуется по телефону: «Испортила новые шторы. На самом видном месте».
Иголку вечером находит папа. Он садится к телевизору и вдруг подскакивает. Вышло смешно, но только не папе.

***

На уроке труда шили куклу. Ножницы привыкли к новой хозяйке и резали ровно. Игла уже не впивалась в пальцы, но вовсю проявляла свой скверный характер. Постоянно попадая мимо строчки, она кривила стежки, путала нитку в узлы и петли, в общем издевалась как только могла. Что такое сорок пять минут с этой вредной иглой? Пшик, да и только. Ничего путного получиться не успеет. Забрали работы домой. Доделать.
Дома уже дошила куклу. Пришла гениальная мысль. Пришила куколке к спине пару блестящих крылышек. Маме понравилось.
Зато в классе все посмеялись над куклой. Вернее над крылышками. Даже те, кто сшил своих кукол намного хуже. Учительница сказала, что задавала сшить куклу, а не стрекозу. Она очень хвалила Светку Тарасову. Машинная отстрочка! Подобранные швы! Хорошая работа! А Светка на уроке даже выкройку сделать не успела. А дома у неё – мама-портниха. А-а, это не важно?

***

Институт. После лекции прибежала домой. Наскоро перекусила. Схватила неоконченную вышивку. Игла уже давно привыкла и весело мелькала в ловких пальцах. Поскрипывала, вправляемая в пяльца канва. Тёрлась об ногу и мурлыкала серая Варька. Кирпич за кирпичиком вырастает замок над Влтавой. «Кому это надо? Ерундой занимаешься!» «А что, если?..» Схема отлетает в сторону. Нитки берутся на глаз. Не по схеме. Не в тему. И замок вдруг оживает. Бегут перед глазами картины баталий и рыцарских турниров. «Покажу завтра Ольге. Она оценит».

***

Работа, работа. До пятого пота. Дома ужин. Телевизор. Новости. Танцуют в руках давно приручённые спицы. Носки для дочурки. Мохнатенькие, чтобы не мёрзли ножонки. Малышка стоит рядом, не может понять, как из круглого плотного клубка получаются вещи, как они обретают форму. «Наверное, волшебство!»
Вчера с подружкой они разрисовали обои фломастером. «На них же рисунок стёрся!» - заявил маленький мастер. Вспомнила, как стояла в углу за изрезанные шторы. Улыбнулась. Поцеловала кудрявую головку.

***

На кухне прихватки из лоскутков. На чайнике курочка, связанная крючком из остатков шпагата. И опять: «Кому это нужно? Неужели времени некуда девать?» Из антресолей выпала шапочка. Старая, в которой носила жуков и кукол. Которую сшила мама. Такая трогательно-простая как кусочек детства, которое вот оно – взял в руки, потрогал.
Дочурка, сделав уроки, вяжет из бисера кулончик. «По картинке?» «Тут не красиво. Я думаю – так будет лучше».

***

Маленький магазин на огромном сайте. Открылся недавно. Товары пока никто не берёт. Но кто-то заходит, смотрит. Мир новых названий: скрапбукинг, квиллинг, декупаж. Заказ! «А можете сделать?» «Могу». «А так?» «Тоже могу. Но лучше так». «Мне так не надо. Мне надо так». «Хорошо». Что-то гаснет немного в душе. Но в последний момент рука добавляет сама пару изящных штрихов. Будь что будет!

***

Столы рядами как парты. За ними ученики. Задание не из лёгких. «Не получается». «Попробуйте так». «Сложно. Не выйдет. Я лучше так». Пара движений рукой, и смазанная картинка превращается в шедевр. «У меня так никогда не получится!» «Получится! Верьте в себя!»
«Смотри, что у меня есть!» - внук тащит котёнка в связанной дочкой панамке.

***

Подводят глаза. Подрагивают пальцы. Уже не понятно – не то они ведут иглу по рисунку, не то игла тянет их за собой. Муж расправил согнутую годами спину, следит за работой: «Ты так стараешься, будто тебе за это Нобелевскую премию дадут». «За рукоделие Нобелевская премия не полагается», - авторитетно заявляет уже взрослый внук. «Когда-то всё бывает в первый раз», - усмехается дед.
Лес на картине шумит зелёной листвой. Из-за дерева выглянул заяц. Внук протирает глаза: «Перегрелся».

***

В музее висит на стене полотно. Парень с девушкой держатся за руки. «Пойдём», - зовёт он её. «Куда?» «Туда». Они улыбаются и шагают туда. В вышитый лес. «Как это?» - недоумевают стоящие вокруг люди. Они недоверчиво трогают мягкую поверхность картины, щурятся через очки.
«Здесь так бывает, - объясняет гид. – Просто они любят друг друга». «А-а, всё понятно», - и они переходят дальше.

И им невдомёк, что мастер создал картину не из ткани и ниток, он создал её из частичек своей души.


28.06.14