Довоенный интерьер

Анна Мержвинская
                1.

     Всю жизнь вспоминается и всплывает отрывками в памяти интерьер бабушкиной с дедушкой квартиры в старинном большом доме на канале Грибоедова, рядом с Львиным мостиком, в Санкт-Петербурге. В те далёкие времена город ещё назывался Ленинград (я пишу о своих воспоминаниях 1970-1978-х годов). Маленькими нас часто возили с младшим братом туда в гости, на праздники и на каникулы, когда мы стали уже постарше. Все зимние каникулы мы проводили там. Благодаря этому очень хорошо знали все окрестности: Театральную площадь, Никольский собор и парк в нём, Юсуповский садик, Главпочтамт и Исаакиевский собор с площадью и фонтанами, Мучной переулок, Почтамтский переулок, Соляной переулок,часть Вознесенского проспекта. Все эти места и названия самые родные с детства.


                2.               


     Бабушка с дедушкой занимали 2 комнаты в огромной коммунальной квартире на 3-ом этаже. Зайдя в подъезд, мы попадали в шикарное место. Больших размеров лестничное помещение, пол выложен полумозаикой и старинной плиткой. Витые перила с чугунным орнаментом какой бывает во дворцах. Справа при входе под начинающимся пролётом лестницы были ступеньки вниз (3 ступеньки), свет там никогда не горел, спускались туда наощупь, временами оступались - это был чёрный вход/выход. Вёл он в небольшой внутренний двор-колодец и заканчивался арочным выходом на Мучной переулок. На Мучной переулок через этот чёрный ход мы бегали в булочную. Булочная была небольшая, но старинная.



                3.


     Бабушкины с дедушкой - были 2 комнаты в конце большущего длинного общего коридора до углового поворота (там коридор виляя приводил к кухне и местам общего пользования по бокам коридора). Так же в том поворотном коридоре была прибита высоко полочка и стоял общий на всех жильцов телефон старинного образца (довоенный), был он с очень длинным чёрным проводом. 1-я комната бабушкиной с дедушкой квартиры была не очень большая, по сравнению со 2-ой. И она была "глухая" - без окон. В ней стоял почти посередине среднего размера дубовый стол и диван у стенки. За этим столом все ели (завтрак, обед, полдник, ужин), и чаёвничали. Немного в стороне был деревянный старинный резной сервант и под ним тумбочки со столовой посудой, кастрюлями и вверху ящичек со столовыми приборами. На полках повыше - в серванте - у бабушки стояли вазочки с вареньем, а банки с вареньем хранились в кухне в кладовке (там было множество полок сверху донизу и все уставлены вареньями, консервацией компотов, овощей, просто разными консервами). В этой же комнате стоял столик с небольшим телевизором. Столик был темного дерева с дверцами (внутри лежали старые граммпластинки и старые журналы), сверху на нём была вязанная ещё прабабушкой скатерка из ажурной вязки, красивая и белоснежная.



                4.


      Вход во 2-ую комнату сразу не очень был виден, его скрывали старинные портьеры, перевязанные снизу ленточкой с бахромным кантиком. Портьеры были светло-коричнево-карминного цвета с бахромой по краю карминного цвета. По самим портьерам шла вышивка гладью каких-то цветов в обрамлении листьев и стеблей светло-зелёного, салатного цвета и тёмно-зелёного цвета. Очень красивая и, опять же, старинная вышивка. Двери в комнату были выкрашены белой краской и они были цельные, без стёкол. Поэтому и вход в комнату не бросался в глаза, они часто были закрыты.
      Сама комната была прямоугольная и как бы вытянутая в длину. 2 больших окна выходили на канал Грибоедова. Рамы были двойные. Окна практически никогда не открывались. Открывали иногда только форточки. Открывали редко, потому что, чтобы открыть надо было брать стремянку, иначе до форточек не достать. Потолки были около 10 метров в высоту. По сторонам потолка шла лепка, лепка была орнаментальная, старинная. Пол в комнате был выложен паркетом. Этот паркет время от времени натирали мастикой и он блестел. Половицы приятно поскрипывали при ходьбе.
      Надо сказать, что по комнатам никто никогда не бегал (даже мы с братом, когда были ещё маленькими детьми). Все ходили спокойным шагом и нас сразу приучили не носиться, а ходить. Мы всегда об этом помнили и не нарушали это требование. Потом была уже привычка. Между 2-мя окнами стояло очень высокое зеркало с вделанным столиком внизу чёрного цвета. Зеркало было от потолка и почти до самого пола (почти 5 с лишним метров!). Столик был ещё и с открытой нижней полкой. На столике лежала ажурная вязанная бабушкой салфетка и на ней: различные по форме и цветам морские ракушки, старая пудренница, несколько расчёсок, флакончики духов (в том числе, в футляре "Красная Москва" с крышечкой из матового стекла в форме башни Московского Кремля). Так же там стояли различные фаянсовые небольшие статуэтки: женские, птичьи, животных.
      На больших оконных подоконниках у бабушки стояли в больших горшках различные цветы. У правого окна на напольной подставке в большом горшке рос огромных размеров бальзамин. Он всегда был в цветах и размером был почти с сиреневый куст среднего размера. Рядом с ним стояла тумбочка с дверцами и на ней стоял телевизор, прикрытый красивой тканью, чтобы меньше пылился экран. Рядом был диван, за ним небольшой шкаф. Этот шкаф отгораживал, как ширма, небольшую детского вида перинную кровать. На стене висел старинный ковёр довоенного времени. Тут же же были и портьеры с дверями в малую комнату. Справа от них была кровать-двушка. Она была с железными фигурными рейками на концах спинок. Там на стене так же висел большой ковёр, но уже послевоенный. На обоих кроватях было всегда друг на друга положено несколько подушек и укрывались они тюлевыми подушечными покрывалами. Сами кровати тоже были покрыты покрывалами.
      Рядом с двойной кроватью стоял старинный сервант. Он был особенно интересен, потому что там были и миниатюрные резные портики с балюстрадами, окошечки, по верху шли перила из пузатых столбиков, как на графских усадьбах. Многочисленные тайнички, скрытые одно в другом помещения, полочки, дверцы с малюсенькими ключиками. Там стояла различная ценная посуда, а внизу, где были три огромные двери - хранилась столовая посуда и блюда. На одной из стен висели длинные шнурки, их было всегда 2. Наверху шла прикрытая отдушина вентиляции. Стоило тихонько дёрнуть один из шнуров и начинал работать вентилятор. Работал он бесшумно. Но включать его нам, детям, не разрешали.
      Рядом с сервантом висели большие настенные часы с гирями, с диском с римскими цифрами. Эти часы отбивали звон каждые 15 минут и отбивали каждый час. Дедушка их заводил особым ключом, вставая на стремянку. Часы были с дверцей, за которой находился циферблат, а внизу было окошечко и видно было через стёклышко гири и немного цепочку. Дальше стояла небольшая тумбочка светлого дерева и на ней старая довоенная радиола. Можно было, покрутив круглые ручки по её бокам внизу, найти нужную волну и послушать музыку или передачу. Сверху, откидная крышка и проигрыватель для граммпластинок.
      За радиолой стоял небольшой деревянный шкаф со стеклянными дверками. Они закрывались маленьким ключиком и он висел тут же на верёвочке на одной из ручек на дверце. Там было множество различных книг, внизу лежали бумаги, журналы, старые номера газет, какие-то рукописи и тетради былых времён с записями, газетные вырезки в папках с завязками. Библиотека в этом шкафу была очень интересная. Тут и художественная литература, и классика, и подарочные экземпляры, выпущенные небольшими тиражами, книги-атласы (о всех видах птиц на Земле, всех видах животных, рыб, насекомых). В книгах-атласах были вставки цветных фото отдельными листами, а были рисунки в технике графики и акварели. Каждый вид был описан и название было написано на латинском языке.
      Рядом с этим шкафом, у самого окна, левого, стоял дубовый кабинетный дедушкин стол. Стол был с одним центральным ящиком и с 3-мя ящиками по обоим бокам. Каждый ящик имел свой фигурный тяжёлый ключ (центральный тоже). На столе было зелёное фетровое сукно, на нём - небольшое стекло. На одном краю стояла лампа с зелёным фаянсовым абажуром матового стекла, необычная и очень красивая и тяжёлая, тёмная бронза. Так же, на этом столе стоял откидной календарь. Были из снарядов вырезаны косым срезом "стаканы" для карандашей, ручек и прочей канцелярской надобности. На магнитнице всегда лежали металлические скрепки и кнопочки. Над столом висело старенькое, военных или довоенных времён "ухо"-радио. Иногда оно потихоньку работало. Люстр в комнате было 2: одна в одном конце комнаты, другая в противоположном.Когда не было гостей, зажигали в темное время суток только одну люстру.


                5.

     В ночное время было очень интересно. Тогда ещё вдоль канала Грибоедова, вдоль этого бабушкиного и дедушкиного дома ходил трамвай в одну сторону (только одна колея рельс была). И вот этот трамвай иногда звонил и всегда по комнате от его фар бегали красивые зайчики. Очень романтичные мгновенья детства и юности..
     Помнятся даже те запахи и звуки. Смутно помню соседей той квартиры. За стенкой жила семья армян. Зарик Барсеговна и дядя Герасим. Зарик Барсеговна была маленькая и очень добрая, улыбчивая пожилая женщина. А её муж, дядя Герасим, играл в оркестре на трамбоне в Мариинском (бывшем Кировском) театре оперы и балета в Ленинграде. Он был очень дородный мужчина, с темными пышными волосами ореольчиком вокруг макушки. У них было 2 сына. Но мы их почти не встречали. Зарик Барсеговна часто нас с братом чем-нибудь угощала: кусочками своих национальных пирогов, конфетами, сластями армянской национальной кухни - это то, что мы от неё непременно получали, как только появлялись в той квартире. О ней остались только самые теплые воспоминания и благодарность. Такие чистые и лучистые глаза у неё были, с теплотой и душевностью. Она говорила всегда с акцентом, но очень хорошо на русском языке. Весёлая, неунывающая. Любила пошутить.