Антон Чёрный. Зелёное ведро

Нина Писарчик
Если всё самое интересное создаётся сейчас именно на грани жанров, почему бы не принять во внимание, что «Зелёное ведро» Антона Чёрного является именно таким «сплавом» – публицистики и поэзии? Сторонники «чистого искусства» клянут автора за отсутствие поэтичности в этих стихах, за «чернуху», за... за что только не ругают, оттягиваясь и за собственные комплексы тоже.
Можно... безусловно, можно (формально) отнести это стихотворение в разряд публицистических. Оригинальное изложение исторического факта – в рифму. И рифма такая неровная, словно торопился автор «вылить» на бумагу своё ощущение страшной трагедии. И простым-простая: «бровь-кровь», и замысловатая: «несомый-невесомость»; глагольно-запрещённая: «опознал-упал»; неожиданно-техническая (и техничная): «детали-эмали»; предсказуемо-находчивая: «дотемна-луна» и точно-хлёсткая: «шее-траншея», «останки-планки». В целом получилось ярко, выпукло. Доходчиво. Жёстко. Безжалостная констатация шокирующего факта.
Обыватель, привычно выслушивающий теле-новости об аэро- и автоавариях, видит, всё-таки, красавицу-дикторшу на экране. Никто не задумывается – а как это выглядит в «натуре». Зачем нам знать изнанку – есть специалисты с крепкими нервами, для упаковки «последствий». Но, может, стоит «ударить» по нервам, чтобы реанимировать закоснелую душу? То же самое делает культовый уже кинорежиссёр Андрей Звягинцев. И пожинает лавры, заслуженно. Антон Чёрный, опередив во времени фильм «Нелюбовь», пожинает хулу. Дело в том, что речь идёт о личности планетарного масштаба? В несоизмеримой пропасти между двумя фактами биографии – космический корабль с «орденоносцем и героем» и бытовое ведро с «ошмётками и останками»?..
Кто из «хулителей» А. Чёрного задумался об идее стихотворения? Только ли омерзение вызывает его «натурализм»? Или, скорее, потрясение – от ужасающего факта действительности. Этого не могло быть, не должно было быть – но произошло! Как реагировать? Смотреть на плакат с лучезарной улыбкой и не знать, не помнить про «зелёное ведро»? Обыватель – может, поэт – нет. Именно поэтому я признаю факт поэзии в стихотворении «Зелёное ведро». Это факт потрясения (устоев, приличий, благостного неведения), производимого потрясённым поэтом. Поэт может только в рифму, только складно, а потрясены ли читатели, или напуганы, или скандализованы, это дело читателей.
«И мрак слегка сгустился /В огромных чёрных небесах, /С которых он спустился». Разве Ю. Гагарин перестал быть Героем? С «небес... он спустился». Но – без него – сгустился мрак!

Стоит зеленое ведро...

Антон Чёрный

Стоит зеленое ведро.
В ведре лежит Гагарин:
Орденоносец и герой,
Простой советский парень.

Его Леонов опознал
По родинке на шее.
А там, где самолет упал,
Воронка и траншея.

Лежат ребро, скула и бровь,
Как жуткие детали.
Обугленная грязь и кровь
Стекают по эмали.

Не верится, что это он.
Одной рукой несомый,
В какой кошмар он погружен?
В какую невесомость?

Солдаты ищут дотемна
Ошметки и останки.
Горит звезда, горит луна,
Как орденские планки.

Настала полночь на часах,
И мрак слегка сгустился
В огромных черных небесах,
С которых он спустился.