Если всё самое интересное создаётся сейчас именно на грани жанров, почему бы не принять во внимание, что «Зелёное ведро» Антона Чёрного является именно таким «сплавом» – публицистики и поэзии? Сторонники «чистого искусства» клянут автора за отсутствие поэтичности в этих стихах, за «чернуху», за... за что только не ругают, оттягиваясь и за собственные комплексы тоже.
Можно... безусловно, можно (формально) отнести это стихотворение в разряд публицистических. Оригинальное изложение исторического факта – в рифму. И рифма такая неровная, словно торопился автор «вылить» на бумагу своё ощущение страшной трагедии. И простым-простая: «бровь-кровь», и замысловатая: «несомый-невесомость»; глагольно-запрещённая: «опознал-упал»; неожиданно-техническая (и техничная): «детали-эмали»; предсказуемо-находчивая: «дотемна-луна» и точно-хлёсткая: «шее-траншея», «останки-планки». В целом получилось ярко, выпукло. Доходчиво. Жёстко. Безжалостная констатация шокирующего факта.
Обыватель, привычно выслушивающий теле-новости об аэро- и автоавариях, видит, всё-таки, красавицу-дикторшу на экране. Никто не задумывается – а как это выглядит в «натуре». Зачем нам знать изнанку – есть специалисты с крепкими нервами, для упаковки «последствий». Но, может, стоит «ударить» по нервам, чтобы реанимировать закоснелую душу? То же самое делает культовый уже кинорежиссёр Андрей Звягинцев. И пожинает лавры, заслуженно. Антон Чёрный, опередив во времени фильм «Нелюбовь», пожинает хулу. Дело в том, что речь идёт о личности планетарного масштаба? В несоизмеримой пропасти между двумя фактами биографии – космический корабль с «орденоносцем и героем» и бытовое ведро с «ошмётками и останками»?..
Кто из «хулителей» А. Чёрного задумался об идее стихотворения? Только ли омерзение вызывает его «натурализм»? Или, скорее, потрясение – от ужасающего факта действительности. Этого не могло быть, не должно было быть – но произошло! Как реагировать? Смотреть на плакат с лучезарной улыбкой и не знать, не помнить про «зелёное ведро»? Обыватель – может, поэт – нет. Именно поэтому я признаю факт поэзии в стихотворении «Зелёное ведро». Это факт потрясения (устоев, приличий, благостного неведения), производимого потрясённым поэтом. Поэт может только в рифму, только складно, а потрясены ли читатели, или напуганы, или скандализованы, это дело читателей.
«И мрак слегка сгустился /В огромных чёрных небесах, /С которых он спустился». Разве Ю. Гагарин перестал быть Героем? С «небес... он спустился». Но – без него – сгустился мрак!
Стоит зеленое ведро...
Антон Чёрный
Стоит зеленое ведро.
В ведре лежит Гагарин:
Орденоносец и герой,
Простой советский парень.
Его Леонов опознал
По родинке на шее.
А там, где самолет упал,
Воронка и траншея.
Лежат ребро, скула и бровь,
Как жуткие детали.
Обугленная грязь и кровь
Стекают по эмали.
Не верится, что это он.
Одной рукой несомый,
В какой кошмар он погружен?
В какую невесомость?
Солдаты ищут дотемна
Ошметки и останки.
Горит звезда, горит луна,
Как орденские планки.
Настала полночь на часах,
И мрак слегка сгустился
В огромных черных небесах,
С которых он спустился.