Цветы

Маргарита Винс
В этом году у меня зацвели мои первые мальвы. Любуясь ими, я вспоминаю родную деревню. Их там называли по-немецки: «Stockrosen“. На русском это буквально: розы на палках, палочные розы, не звучит, конечно. Но для меня это было и остается самым настоящим названием этого цветка. В Германии мальву еще называют крестьянской розой. Она основной цветок в клумбе под деревенский стиль. На немецком острове Фемарн, который находится на Балтийском море недалеко от Дании, мальвы оказались самым частым цветком в палисадниках перед домами. Теперь я связываю мальву с Фемарном.

«Моря цветов» у меня не бывает. Может это протестантская натура, которая запрещает большие затраты денег и времени на что-то праздное, несущественное? Либо тот факт, что с детства не было своих клумб, т.к. жили в учительском (казенном) доме, который был при школе. Но раз в году, в начале учебного года, в родительском доме было настоящее изобилие георгинов, гладиолусов и других осенних цветов. Георгины в моем детстве - королевы цветов. Они были в каждом букете. Перед Первым сентября ученики собирали свои букеты по соседям, те охотно делились с детьми.

Для меня важны цветы, которые как-то связаны с моей жизнью. Например: цветы на клумбах в начальной школе. Дом и школу я строго не делила, я считала ее своей школой. Там было только два сорта цветов: космея и ноготки. Но это были очень пестрые, пышные и веселые летние клумбы.

Потом были важны цветущая сирень, черемуха, яблоня, это все связано с юностью, с взрослением.

Когда мы заехали в наш дом, первым делом, я посадила космею, георгины и гладиолусы. Это была дань ностальгии. Гладиолусы были мне особенно важны. Их  подарил мне муж на рождение нашего первенца. Кроме того, нежный персиковый цвет этих августовских цветов был того же цвета, как и мое шифоновое выпускное платье. Глупости какие, скажет мужчина, но нам, женщинам, это очень важно. Мы храним такое в нашей памяти.
 
Самый больной момент был, что к свадьбе не было хорошего букета. Поздняя осень, кризис и распад СССР.
Потом было очень много букетов, составленных умелыми флористами. Сначала я их фотографировала и сушила, потом стала к ним абсолютно равнодушной. В какой-то момент, они стали для меня пахнуть кладбищем.

Живые цветы, растущие на клумбах, лугах и лесах, я по-прежнему очень люблю. Кроме того, стараюсь, чтобы в любой сезон всегда цвели хотя бы несколько сортов. Весной цветут тюльпаны, которых не было в моем сибирском детстве, но книги уже тогда зародили у меня любовь к этому цветку. И куда же без благоухающих гиацинтов, желтых и белых крокусов, подснежников наконец? Мое мнение: самые лучшие подснежники цветут на Алтае. И таких ирисов как там, я тоже нигде еще не видела. Эти ирисы мы собирали в конце мая во время походов, которыми обычно заканчивался учебный год. Они выделялись своими сине-фиолетовыми полосатыми головками на фоне сочной майской травы в березовых околках Кулундинской степи.

Лето начинает пион, который здесь называют розой троицы. Единственный многолетний, который не рекомендуют делить. Следом идут розы - белые, красные, желтые, просто июньское буйство роз. Девушка сына спросила, любимый ли это мой цветок. Я удивилась, но осмотрев посторонним взглядом наш дом, поняла, что она права.

Самые главные цветы лета - это однолетние: бархатки, ноготки, космея. Цветы в горшках перед окнами: герани, ромашки и маргаритки, импатии. Есть хорошие многолетние, например, китайский колокольчик (Ballonblume), белого и синего цвета.

Осень приходит с физалисом, астрами и хризантемой. Физалису нужна отдельная грядка, иначе он бесконтрольно распространяется и «душит» другие цветы. Из-за этого я выдрала весь майский ландыш, такой же бесконтрольный. Кроме того, те же георгины и гладиолусы, также входят в осенний букет.

На свадьбе сына я оценила вкус невестки, которая выбрала в букет и оформление столов не традиционную розу, а малоизвестные цветы типа летнего лугового букета, женщины просто ахнули, когда увидели это сочетание. Их лиловый цвет стал надолго моим любимым.

Мы часто ругаем наш женский пол, и такие мы, и сякие. Но красоту видеть умеем, создавать и хранить также. Моя кузина, художник и фотограф, может при желании организовать многокилометровые выставки цветочных фотографий, которые достойны нашего внимания. Другая кузина просто приручила капризные орхидеи, они у нее почти не прекращают цвести.
Вот так цветы входят в нашу жизнь, вроде бы всегда в стороне, просто составляя канву нашей судьбе.

Когда я уже написала эту миниатюру, пришло сообщение с множеством цветочных фотографий от вышеназванной кузины. Это были прекрасные цветы с ее участка. Я была просто раздавлена этой красотой и только через неделю смогла продолжить работу над миниатюрой. Я сказала себе, что не цветовод и не претендую на истину в высшей инстанции. И пусть у других цветы будут намного лучше, чем у меня. Ведь это история про цветы в моей жизни, и ее кроме меня никто не может рассказать.

PS: В эти выходные кузина-фотограф была у меня в гостях. У нас очень красивые холмистые окрестности, и мы пошли с ней гулять. Она сфотографировала каждое дерево и каждый полевой цветок, и многое другое, что было на нашем пути, а потом и мои цветы дома. Посмотрев эти фотографии, я поняла, что дело-то не в цветах: просто фотографировать надо уметь!