Поэт-фронтовик Григорий Поженян

Петр Панасейко
 
             

              При первой попытке поступить в университет в 1978 году я выбрал тему  вступительного сочинения: "Великая Отечественная война в мемуарной литературе". Для нынешней молодёжи может показаться, что за полтора года до 35-летия Победы вынесенная приёмной комиссией вуза на суд абитуриентов (наряду, разумеется, с другими темами по русской и советской литературе) данная тема являлась преждевременной. Что сказать? Их счастье, что они не жили в ту эпоху, когда казалось, что исход битвы решался не в Сталинграде и на Курской Дуге, а на "Малой земле", под Новороссийском. Да, именно из-за книги Л.И. Брежнева "Малая земля", выпущенной миллионными тиражами, и появилась соответствующая тема для абитуриентов нашего (только ли нашего?) университета  первого сентября 1978 года.

                Я с детства любил читать военные мемуары, пришлось прочитать и книгу генсека. Поэтому проблем при  написании сочинения  не испытывал.  Так вот, прошло с того времени больше тридцати восьми лет, содержание сочинения дословно вспомнить не могу, но разбудите меня ночью, и я повторю  свой эпиграф к нему:
                "А почестей мы не просили,
                Не ждали наград за дела.
                Нам общая слава России
                Солдатской наградой была".

               Стихотворение "Эпилог", из которого  взят эпиграф, написал в год моего рождения (1956) поэт-фронтовик Григорий Поженян.

               Родился будущий поэт 20 сентября 1922 года. Обратим внимание на число и месяц. Что касается года, то трудно сосчитать, сколько ребят, рождённых в тот год, как и в последующие два, вернулись в 1945 году живыми с полей сражений? Родился Григорий в городе Харькове в семье интеллигентов (отец - директор научно-исследовательского института, мать - врач). Такое социальное происхождение сыграло с ним "злую шутку" в годы сталинских репрессий: отца репрессировали, мать, стало быть, стала женой "врага народа". Воспитанием их сына занималась, как говорят, бабушка.

                Можно по-разному относится к Сталину, но его слова на счёт того, что "сын за отца не отвечает" в данном случае оказались верными. Окончив среднюю школу в 1939 году, Поженян пошёл потом служить срочную службу на Черноморский флот, став, соответственно, краснофлотцем. Никаких репрессий на себе не ощущал, как сын репрессированного. Это удивительно ещё и потому, что, когда в первый же день войны перед строем краснофлотцев командир спросил, кто из них пойдёт воевать в диверсионный отряд, - первым из строя вышел Григорий, и его никто не остановил. В итоге, начав воевать "рядовым", закончил войну в звании капитан-лейтенанта.

              "Жребий мой и суров был, и редок.
               Мне дарован солдатский аванс:
               не вернувшиеся из разведок,
               Я живу, чтобы помнить о вас".

               Еще в школьные свои годы я слышал разговоры среди участников войны, что фронтовик Поженян  дважды представлялся к званию "Герой Советского Союза", но ни разу его так и не получил. Почему так случилось, понять не мог. Ответ узнал значительно позже, когда в руки мне попались воспоминания адмирала Ф.С.Октябрьского, где "чёрным по белому" было напечатано:" Более хулиганистого и рискованного офицера у себя на флоте я не встречал! Форменный бандит!". Это "краткая" характеристика офицера Черноморского флота Григория Михайловича Поженяна в годы войны.

               "Я славно пожил,
                собой не дорожа.
                Умел ходить без дрожи
                по лезвию ножа".
               
              Что сказать? Обидно, конечно, что так получилось. Ведь всем известно, что  во время войны к званиям и наградами  представляли не к  юбилеям отдельных лиц, как это принято, к сожалению, в мирное время. И если Поженяна представили, значит он своими подвигами это заслужил. Надо смотреть не на его характер, а на количество ранений. Из-за одного из них, как известно, он попал в список погибших. Речь идёт о мемориальной доске в Одессе (сейчас не знаю) на здании, где располагался диверсионный отряд Черноморского флота. Не мешало бы повнимательнее посмотреть и на его ордена: два - "Отечественной войны", два - "Красной звезды", "Красного Знамени" и многочисленные боевые медали. Их просто так не давали.

              "На Федюнинских холмах - тишина,
               Над Малаховым курганом сны.
               Будто не было войны,
               Но война похоронена на дне тишины".

              Но вот закончилась война. Фронтовики, оставшиеся в живых в том аду, возвращались домой с победой. Вернулся и Григорий Михайлович. Куда податься? Поскольку он на фронте начал писать стихи, то и направился в 1946 году в Литературный институт имени Горького, который находится в Москве. Диплом получил в 1952 году. Получается - шесть лет учёбы. Но, насколько известно, там обучение на дневном отделении было немного короче. Это мы, заочники юрфака университета,обучались как раз ровно шесть лет. Какое же такое "ЧП" в Литинституте могло приключиться с поэтом? Могло, и даже - два.

               "Комсомольская юность моя,
                всё, что было, не прошло,
                не состарилось, не остыло.
                Нас бинтом пеленали, нас пулей учили,
                нас почти разлучали, но не разлучили".

               Первый раз Поженяна- студента исключили из вуза по политическим мотивам. Не надо забывать, что в то время в Кремле находился ещё Сталин. Очередь дошла у него и до "космополитов" в поэзии. "Под горячую руку" попал известный советский поэт Павел Антокольский. Администрация вуза подготовила из числа студентов соответствующих "ораторов". В их число попали,например, Поженян и Юлия Друнина. Оба - фронтовики.

               "Пока пути чисты,
                господь, друзей храни,
                и я не жгу мосты
                и не гашу огни".

               На примере этих двух известных поэтов-фронтовиков можно сделать вывод: не все они в мирное время, как говорится, "боролись до конца". Друнина не выдержала нажим администрации и выступила против Антокольского. Возможно, после и жалела об этом. Другое дело, студент Поженян, на время в глазах однокурсников превратившийся в боевого офицера. На собрание в институт он явился в своём морском кителе, пропахшем порохом и дымом. Его грудь украшали боевые ордена и медали. Все ждали, что он скажет. И студент сказал:" Я нёс книгу этого поэта на груди, когда шли в бой. Если бы в меня попала пуля, она прострелила бы и его книгу. На фронте погиб сын Антокольского, он не может защитить своего отца. За него это сделаю я. Я не боюсь. Меня тоже убивали на фронте. Вы хотели, чтобы я осудил своего учителя? Следите за моей рукой". Конец цитаты.
То , что все увидели называется "неприличный жест".

               "У мирного времени свой обмолот,
                Но годы войны, словно паковый лёд,
                Сдвигая границы, держали меня...
             ...И песня, что я ли, не я допою,-
                То песня солдат, уцелевших в бою.
                От имени тех, кто в болотах, во ржи
                остались. А нам повелели: скажи!".

         Второй раз его исключили по доносу однокурсника, увидевшего в руках Григория пистолет. Носил браунинг тот на законном основании, как "Именное оружие", но ... всё дело в том, что на нём вместо настоящей фамилии  имелась надпись "Угольку". То есть, фронтовое прозвище разведчика. Не миновать бы ему ГУЛАГа, если бы не однополчане. Они в срочном порядке разыскали  адмирала Азарова, подтвердившего телеграммой принадлежность оружия владельцу.

              "Не бойтесь, не бойтесь,
               не всех трубачей замело.
               Вставайте и пойте
               любым неудачам назло...
            ...И нужно как прежде
               Однажды над бруствером встать.
               И крикнуть: не бойтесь".
               
               За свою долгую жизнь (скончался  в тот же день и месяц, что и родился - 20 сентября 2005 года в Москве) Григорий Поженян подарил читателям много замечательных стихотворений, слушателям - прекрасных песен на его стихи, зрителям - интересные киносценарии и фильм "Прощай", снятый в качестве режиссёра.

              "Земной оси смещается основа,
               Моря стареют, не стареет слово.
               Над ним не властна долгой жизни ржа".

              Если говорить о кинофильмах, то на первое место выходит, безусловно, "Жажда". Фильм снят на реальных событиях. И пусть не всё там соответствует действительности, но фильм смотрится на "одном дыхании" и сегодня. Сам факт того, что в августе 1941 года группа советских морских разведчиков, в которую входил и будущий сценарист и поэт, отбила на время у немцев водопроводную станцию и подала в осаждённую Одессу воду, никем не оспаривается.  Оспариваются подробности той операции. Но на то и существует творческий вымысел автора, чтобы фильм был интересным зрителям. Кстати, после этой операции местного масштаба, Поженян и оказался, будучи тяжело раненым, в списке погибших.

               В фильме звучит песня "Два берега", на слова поэта. Таких задушевных песен у него в "коллекции" несколько десятков. Не могу не вспомнить одну из них в исполнении актёра Олега Борисова "И всё таки мы победили". К сожалению, в отличие от другого поэта-фронтовика Булата Окуджавы Григорий Михайлович своих песен не исполнял. По крайней мере, мне не приходилось слушать. Но зато я их с удовольствием слушал и слушаю в исполнении Майи Кристалинской, Ирины Бржевской, Валентины Толкуновой, Валентина Никулина, Юрия Антонова и других известных эстрадных исполнителей.

                Однако его "хлеб" - это всё же поэзия. Именно в стихах Поженян написал своего рода "Завещание":
               
               "И только ты, далёкий правнук мой,
                поймёшь, что рамка с чёрною каймой
                нам будет так узка и так мала,
                что выйдем мы из бронзы, из стекла,
                проступим солью, каплею, росой
                на звёздном небе - светлой полосой".

23.07.2017 г.

Фото из Интернета