Качели на каштане

Ольга Боровикова 2
У дома растет каштан. Он очень старый –  ему уже около века… 
Но держится молодцом! Были у него и худые времена: напала на него как-то нехорошая болезнь – ржавчиной в народе называют. Мы уж подумали в какой-то момент, что все: пропало наше дерево любимое – хранитель нашей усадьбы и легкой летней прохлады. А еще он  красавец такой, вы б его видели!
 Про каштан, что у дома, можно долго рассказывать, кому интересно…
Детям каштан тоже нравился: любили они по осени собирать каштановые плоды в коробочках, так похожие на колючих маленьких ежат. Они из них поделки разные мастерили, получались интересные сувениры, осенние, для выставок в школе!  Я же сама чего только не делала во времена сплошного дефицита: только фантазию включай, начиная от разных козликов да собачек, до красивейших бус!
Но, не об это сейчас рассказ…
Было так, что каштан стоял на краю своей гибели: сильно болел, и в середине лета стал сбрасывать свои засохшие, свернутые в трубочку, порыжевшие кружева. Чем помочь ему, мы не знали.
Я  и муж  выискивали разную информацию, как помочь нашему великолепному другу.
Глянешь утром, а он все больше хиреет, угрюмым становится…
К середине августа почти уж лысым стал… 
Сначала думали, придется спиливать дерево. Но как же без него пусто-то станет у дома,  сиротливо…
Он же с нами, сегодняшними хозяевами усадьбы,  взрослел. Мы,  будучи детьми, с ним  сдружились, как только в этот дом переехали…
Каштан тогда был еще махонький, мы его и не замечали поначалу. Но вдруг он вымахал: одной прекрасной весной мы это заметили, насколько он возмужал.
  Брат крутился возле него несколько дней, а потом осмелел нежданно,  взлетев на одну из его крепких молодых веток, как белка! По гибким веткам он поднимался все выше  и выше… и вот он на вершине, победно осматривает близлежайшую округу!
- Вид сверху превосходен! – заключил брат и неспешно спустился на землю.
- Теперь ты, - сказал он командным голосом…
Пришлось и мне карабкаться по сучьям, страшновато было, как сейчас помню!
Но когда я все же забралась выше, страх прошел. Было так интересно взглянуть на нашу деревню свысока, на пыльную грунтовку, что рядом с домом проходила. Люди показались такими маленькими, а песик наш, Дружок, жалобно поскуливал внизу, и поджимал хвостик от страха за меня.
Мама же, как ни странно, этих маневров не заметила. Влетело бы по первое число! Правда, когда спускалась вниз, голова немного закружилась. Все же высоким каштан оказался для девчонки…

Спустя некоторое время, отец сделал нам, ребятам, простейшие качели: доску на веревках  прицепил к самой толстой нижней ветке. Весело мы проводили свободное время, которого в детстве всегда не хватало…
Брат так высоко раскачивался, что мама его одергивала  из открытого окна. Конечно, она не разделяла его страсть к высоте. Только потом поняли, что стремление летать у него уже было с детства. Но не повезло: медкомиссию не прошел по здоровью. Долго еще он переживал, а мама выдохнула облегченно, конечно.
Пробежали короткое лето, осень, зима и весна за нею: брат окончил десятый, уехал в Россию, поступил в пединститут. Качели на каштане осиротели. Я, будучи ученицей старших классов, изредка наведывалась к нашему любимцу,  но больше помечтать в его кружевной тени… одной как-то было не с руки там пропадать долго, я считала  себя достаточно взрослой барышней.
Сижу себе на скамеечке под каштаном любимым да  вспоминаю, как с братом тут время проводили, о чем говорили,  а разговоров было много о разном. О прочитанных книгах, о любимых персонажах из них. Спасибо брату, он и меня к книгам-то приучил…  Библиотеку он как-то затеялся собирать… в классе шестом… Все как положено: каждую новую книжечку, купленную родителями или им же самим, братик бережно и аккуратно записывал в специальную тетрадочку: так появилась домашняя картотека, в которой по порядку заносилась информация о книге: название, автор, год издания и прочее. Интересно, что  записывал брат, кому и на какое время книга была отдана на прочтение. Были записи и о просрочке, и о потерях книг. Всякое бывало. 
Я же о каштане хотела продолжить…
Каштан был молчаливым свидетелем моих успехов, влюбленностей моих и переживаний  школьных, девичьих…
И хоть на качелях уже никто  не качался, они продолжали висеть на статном и похорошевшем каштане. Я, проходя мимо, с грустью вспоминала свою юность, которая пробежала, как серая полевка в порыжевшей осенней траве… Такую картинку я не раз видела, гуляя с собакой по полям.
Но все в этой жизни делается по велению свыше. Пригодились качели вскоре.
У брата появилась семья, дети – два мальчика - Витька да Женька-Жека!
Разница  в годах у них была большая.  Витька рос подвижным да шустрым мальчуганом. Часто гостил у моих родителей. 
Нравилось ему  по деревьям лазить, из рогатки стрелять. А дедушка ему не отказывал в таких забавах, – на то и мужчины рождаются на земле, чтобы осваивать что-то новое, не трусить и не кукситься по пустякам.
 Старые качели отлично пригодились! 
Теперь уже за Витькой мама из окна присматривала: так же высоко внук взлетал – к самой верхушке! Бабушка только грозила пальчиком из окна да выговаривала деду, чтобы снял качели, ненароком расшибется внук.
Дед только посмеивался над бабкой…

Подрос Витька. Реже стал приезжать в гости к каштану.
А Жека-Женька рос слабеньким, этаким маменькиным сынком, все на коленях у мамочки любимой терся – каштан его не привлекал, да и новые игрушки уже появились…
Времена наступили другие. Родители мои старились. Уже мои дети подрастали. Диму с Диной тоже влекло каким-то магнитом к удивительному каштану, они то играли у его подножья,  то подтягивались  на гибкой ветке, как заправские спортсмены. Дочка, как смелый мальчуган, взлетала то вверх, то  вниз на знаменитых качелях  целыми часами.
Теперь и у меня самой сердце холодело, как когда-то у  бабушки. Я, как и она, через окно зорко наблюдала за проделками моих ребят, и грозилась убрать это чудо техники.
Ну, вот и снова по кругу жизненному получилось промчаться…
Улетели дети мои из гнезда родного!
Качели грустят на каштане-великане. Их ветер взбалмошный раскачивает: то вверх, то вниз… и так монотонно, пустынно в саду, пустынно в доме: я да мой верный спутник рядом.
А старые качели убрали… пока… Но есть надежда на продолжение…
Замечу напоследок, что наш каштан переболел - прибодрился к осени, веточки, схваченные ржавчиной, муж убрал.Старинное дерево будто всей грудью выдохнуло: оживилось, расправилось,  готовится к чему-то неизведанному, мечту лелеет о новой весне.
Может, вспоминает, как долго и терпеливо детские страсти усмиряло.