Не покинул огневой рубеж

Елена Чубенко 2
  В  музее с. Танга увидела  я портрет одного своего старого знакомого - безногого жителя с. Шебартуй, дядю Сашу. Получал он под старость лет от сыночка своего непутёвого, потому и пересеклись наши пути. Стыдно ему было рассказывать о том,  что терпит от сына. Я тогда и не понимала, почему так больно ему было от сыновых обид.Понятно, что увечный, старый и беззащитный.  А тут красавец на портрете: чуб волной, гармошка под ручищей, во второй папироса дымит ...На груди- орден.И столько спокойного достоинства во взгляде.
 Скорей полезла в архивы, искать что нибудь о нём. И  нашла!            
Александр Иванович Куйдин – уроженец с. Николаевское, позже житель с. Шебартуй Улётовского района. Оттуда и призвался в армию в июне 1940 года. Служил в морфлоте, сменив свою крестьянскую одежду на дерзко– полосатую тельняшку. Мечтам о возвращении домой после армии сбыться было не суждено – началась война. Воевал в 63 отдельной стрелковой бригаде отдельного морского стрелкового батальона. Солдатская выучка и спасала в первые военные годы, когда молодых призывников из деревень косило, как косой. Беда подкараулила позже.
19 сентября 1942 года на стыке границы СССР с Финляндией приняли бой с немецкой разведкой, а затем с ротой атакующих немцев и венгров. Атака была отбита силами одного отделения, находящегося в боевом охранении. Они не сдали своих позиций и причинили противнику большой урон.
"30 октября 1942 года в наступлении за овладение сопкой Яйцо автоматчик Куйдин получил сквозное пулевое ранение в икру левой ноги. На предложение командира покинуть поле боя отказался. Выбрав удобную позицию, своим огнём не давал возможности немцам сосредоточиться на атаке. Будучи замечен, подвергся артобстрелу, где получил тяжёлое ранение в обе ноги. Раненный, продолжал оставаться на поле боя и вёл огонь по врагу. Затем был ранен в лицо и голову. На уничтожение точки одного автоматчика Куйдина немцы послали офицера и двух солдат, которых он подпустил на расстояние 10–15 метров и гранатой уничтожил их. Изнемогая, раненый красноармеец Куйдин в течение 4 суток держал оборону на своём участке.
Красноармеец Куйдин А.И. своим поведением и отвагой показал достойного защитника своей Родины. Впоследствии обе конечности были ампутированы до верхней трети бедра, достоин правительственной награды Ордена Отечественной войны II степени" (данные из наградного листа). Дата подвига – сентябрь и октябрь 1942 года, награда нашла героя только в 1947 году. Вторым орденом Отечественной войны I степени был награждён в юбилей Победы.
Таким и изображён он на портрете в картинной галерее Славы колхоза Победы в с. Танга: с двумя орденами на одной стороне пиджака и россыпью медалей – на другой, опирается рукой на гармонь.
Горжусь, что лично знала Александра Ивановича. Умница, очень интеллигентный.  Эх... если бы  знал  сынок подлинную цену той беспомощности, которая покоилась на деревянной «безногой» подставке!(А он отца-то, взявши за эту каталку, перебрасывал через  изгородь в сенник!)
 Знал бы, как своей кровью держал рубеж краснофлотец Куйдин в 1942 году. Наверное, сгорело бы от стыда сердце непутёвого сына. Увы... Знание и раскаяние порой приходят очень поздно. А порой и вовсе не приходят, покаянно спрятавшись за покосившимся памятничком на сельском погосте.