Каникулы у бабушки. Часть 3. Воспоминания

Грегор Поташников
Продолжение. Предыдущая часть в http://www.proza.ru/2017/07/20/1700

                Глава 1.

   Домой мальчик бежал что есть духу, от самого карьера, только когда совсем выбивался из сил – переходил на шаг.
   - Это значит, здесь у них проход в прошлое есть. Эта обстановка в избе, патефон, песенка, что напевала Ксюша... (См. комментарий в конце главы).  Это значит, я в прошлом побывал.  И как же я сразу не догадался?  Вот это да! Как в сказке! - билось в голове у Димы.
   - Так вот, куда их Мишка пропал. Теперь понятно. А мне, стало быть, повезло, что я вернулся? Мог бы и остаться там навсегда. Наверное, этот коридор открывается на короткое время. И люди из прошлого об этом знают. Не зря же Ксюша так меня торопила. Но сам я туда попасть не могу.
   Вот только будущего своего они не знают. Не ведают, что их ждет, что все они погибнут. Неужели я ее больше не увижу? Нет, не может такого быть. Я должен, я просто обязан ее спасти! Но как? Что же делать?
   Во, как же я сразу не подумал? Бабушка - вот кто мне поможет! Она всю жизнь здесь прожила, и при немцах тут же была. Правда тогда ей было всего двенадцать, кажется. Но все равно, должна помнить. Вот у нее я и спрошу.
   - Бабушка, бабушка, ты где? – парнишка вихрем ворвался в избу и быстро пробежал в дальнюю темную комнату, где обычно в это время старушка пряталась от жары.
   - Свят, свят, свят, - перекрестилась старая женщина на иконы в углу, что это с тобой стряслось внучек?
   - Ба, ты ведь тут же была в оккупации, ну во время войны, когда немцы приходили?
   - Ну а где же мне было быть, дитятко, тут и прожила всю жизнь, тут и помру. Только малой я тогда была, многое уже позабылось.
   - А скажи, помнишь ты такую девочку, Ксению Соломатину, ей тогда лет двенадцать было.
   - Это Ксюшку-то?  Ну еще бы мне ее не помнить, мы же подружками были,  потом правда ее отца перевели в МТС и они переехали, но недалеко, тут же проживали, в соседней деревеньке. А почему ты спрашиваешь?
   - А скажи, что с ней потом случилось?
   - Беда с ней приключилась, деточка. Сгубила ее немчура проклятая. Партизаны тогда у них что-то там взорвали или фрица какого подстрелили, я уж не помню точно, вот они в отместку эту деревеньку-то и сожгли.
   - И все погибли?
   - Да откуда же мне знать? Немцы все оцепили, и не пускали туда никого.  Потом,  жителей соседних сел пригнали, чтобы погибших закопать. Вот только крайняя хата почему-то толком не сгорела, может горючки пожалели, может еще чего...  Ксюшка-то  с матерью как раз там и проживала, хата так и осталась стоять разрушенная, там все в дыму задохнулись. Их прямо во дворе и похоронили, отдельно от всех. Отец с фронта приезжал, его за какие-то подвиги отпуском домой премировали, к семье рвался, а тут вот как все вышло. Так он их перезахоронил, и памятник поставил, как погибшим воинам, со звездой сверху, все как положено. Памятник до сих пор сохранился, возле карьера стоит.  Деревенька–то их почитай дотла сгорела.
   - А потом что с ним стало?
   - С кем, с отцом Ксюшки? Так убили его. Вот как раз в конце войны в Берлине и убили. Нам председатель говорил. Единственный Герой Советского Союза в нашем районе, и тот погиб. А почему ты спрашиваешь?
   - Так я сегодня видел этот памятник, вот и интересно стало.
Тут лицо женщины стало серьезным, глаза округлились, даже морщины как будто разгладились.
   - А чего это тебя, внучек, в карьер вдруг понесло?
   - Гулял.
   - Слушай, Дима, там одному гулять нельзя, поганое это место.
   - Вот и мальчишки то же самое говорят. А чего там плохого? Красиво там.
   - Вот я тебе дам красиво. Ты туда не ходи!
   - Да почему!?
Старушка вдруг понизила голос, почти зашептала:
   - Говорят, нечистая там водится. Видели там каких-то чужаков, незнамо откуда появляются, незнамо куда исчезают. И наши люди там пропадают. Вон Мишка, соседский мальчишка в прошлом году сгинул. Уж искали его искали, почитай всем селом, даже водолазов позвали, на случай если он в пруду утонул. Так и не нашли.
   - Ба, да какая нечистая, двадцатый век на дворе!
Послушай внучек, - твердо сказала бабушка, - вот тебе мой сказ. Если узнаю, что ты еще раз там появился, вот те крест, тут же сообщу твоему отцу, чтобы забирал тебя отсюда с глаз долой. Я на старости лет грех на душу брать не желаю.
Дима молчал. Старушка, тоже помолчала, немного успокоилась и продолжила:
А вообще-то об этом деле лучше всего у деда Матвея спросить, он недалеко от нас живет, по правой стороне улицы  через два дома.
   - Это тот, который в маразме, мальчишки говорили?
   - Ох уж эти мальчишки… Да, он заговаривается немного, что ж ты хочешь, он у нас самый старый на селе.
   - А почему именно у него?
   - Так, а у кого ж еще-то? Он же тогда у немцев в полицаях бегал, и во всем этом аккурат и участвовал.
   - А теперь опять здесь живет? Как же это так, бабушка?
   - А вот так. Отсидел он свое после войны, а потом вернулся. Куда ж ему деваться. Тут вся его родня.
   - А люди как на него смотрят?
   - А что люди? Поначалу да, косились, кое-кто даже побить хотел, или хату спалить. Только местный участковый предупредил: - Никакого самосуда! Узнаю, что – посажу! А потом мы привыкли. Жил он тихо, никого не трогал. Да и то сказать, в полицаи по глупости попал, в ту пору ему едва семнадцать стукнуло. Был у немчуры шестеркой, никого не убивал, не грабил, а то бы тюрьмой не отделался.
   - Так говоришь, через два дома? Ба, я схожу к нему, может еще что узнаю?
   - Да вряд ли, он сейчас говорит то с трудом.
   - Ну все равно. Может хоть что-нибудь да скажет.
   - И что это тебя так эта история заинтересовала, а? – бабушка подозрительно поглядела на мальчика. – Ну попробуй.

Комментарий:

   Песенка, которую напевала Ксюша:

   Если я ушла из дому,
   Нелегко меня найти.
   У меня такой характер,
   Ты со мною не шути.

   Куплет песни из кинофильма "Девушка с характером". Вышел на экраны в 1939 г.
   Поет Валентина Серова.

                Глава 2

   За высоким забором во дворе наклонившись над грядками, возилась какая-то тетка.
   - Тетя, можно видеть деда Матвея? – спросил Дима через ограду.
Женщина выпрямилась и оказалась высокой крепкой молодкой лет двадцати пяти.
   - Вот еще, тетю нашел, племянничек! – усмехнулась она. - Ты кто такой, мальчик?
   - Я внук бабы Матрены, Дима, приехал на каникулы. Мне бы деда Матвея повидать.
   - А зачем тебе мой дедушка?
   - Расспросить его мне надо, он же здесь был в оккупации, вот я и хочу узнать о судьбе одной девочки, которая тут жила тогда, он может знать.
Женщина изменилась в лице.
   - Дед уже плохо слышит и говорит с трудом. Да и не любит он вспоминать то время. Шел бы ты отсюда мальчик.
   - Ну тетя, ну мне очень надо. Помогите, пожалуйста, - произнес Дима волшебное слово.
   Лицо женщины смягчилось.
   - Ну ладно, пошли.
   В избе было темно и прохладно. В углу, в качающемся кресле,  сидел высокий худой старик. Перед ним на подставке лежал молитвенник, дед смотрел в него и беззвучно шевелил губами.
   - Дедушка, тут к тебе пришли, - почти прокричала женщина, - вот мальчик поговорить с тобой хочет.
   - А, что? – дед поднял голову.
У старика оказалась небольшая седая бородка и огромные оттопыренные уши. Такими ушами хоть улицу мести, - говорили в школе у Димы.
   - Вот мальчик пришел, поговорить с тобой хочет – повторила женщина.  – Ну, давай, говори, что у тебя там…
   - Дедушка, скажите, пожалуйста, здесь при немцах одна девочка жила, Ксения Соломатина, ей тогда лет двенадцать было. Не могли бы Вы мне сказать, что тогда с ней случилось? – громким голосом спросил мальчик.
Дед посмотрел на Диму и вдруг изменился в лице.
   - Не может быть. Как же это так? О боже правый! Как же такое могло случиться?  Это ты меня спрашиваешь, что произошло с Ксюшей? Так ведь… Так ведь…  Дед начал захлебываться.  – Так ведь это.., - дальше послышалось только нечленораздельное бульканье.
   - Что? Что Вы сказали дедушка?
Сухой кашель сотрясал все худое и немощное тело, говорить дальше старик не мог.
   - Ну вот, я так и знала, быть беде! Зря я тебя пустила. Иди отсюда поскорее, иди от греха подальше,  -  женщина взашей вытолкала парнишку во двор и быстро вернулась обратно.

   Дима понуро брел домой под палящим солнцем.
   - Интересно, что такое хотел сказать дед и не смог?  Наверное, что-то очень важное. Надо  будет обязательно вернуться и подробно расспросить. Только как это сделать? Может бабушку попросить?
    До дома оставалась уже два шага, когда далеко сзади раздался собачий лай. Дима обернулся. Прямо на него тяжело дыша и высунув язык, стрелой мчалась хорошо знакомая ему собака Ксении, - Пальма, вспомнил мальчик ее кличку.
   – Но как она тут очутилась? Собака поравнялась с мальчиком и тут же запрыгала вокруг него, при этом она повизгивала и умоляюще заглядывала в глаза.
   - А ведь она зовет меня куда-то, - понял Дима.
   - Пальма, что случилось? Что случилось, Пальма – воскликнул мальчик. Потом добавил, - веди меня Пальма, веди! Я за тобой!
   Словно поняв человеческую речь, собака крутнулась и стремительно помчалась обратно по дороге в сторону карьера. Дима припустил за ней что было сил.

    Продолжение в http://www.proza.ru/2017/07/25/1023