Артисты погорелого театра

Вера Куприянович-Соколова
Всё-таки гениально сказал Шекспир, что весь мир - театр (букв. сцена), а люди в нём актёры. Каждый играет свою роль в пьесе, которую пишет Жизнь. Но иногда мы становимся артистами погорелого театра. Почему? Об этом и хотелось написать.

Но начну немного издалека. В последнее время я смотрела довольно много фильмов и сериалов на английском языке. И причина тому - не любовь к этой продукции массовой культуры, а необходимость - составляю пособие "Английский по фильмам и сериалам". За этим занятием и застал меня как-то раз сын. Точнее, прибежал на крик, издаваемый расстроенными чем-то персонажами сериала.

"Что-то слышится родное в этих криках," - глубокомысленно заявил он.

Вначале я даже обиделась, так как обычно сама таких децибелов не выдаю (ну, разве что если мышь на даче увижу), но вдруг вспомнила, что нечто подобное слышала от наших соседей, которые на днях довольно громко выясняли отношения.

И тут сам собой возникает вопрос курицы и яйца: что первично - фильм или жизнь?
Воспроизводит ли фильм жизнь или в жизни люди невольно повторяют поведение персонажей фильма.

По идее, должно быть первое: фильм повторяет жизнь. Ан нет! Фильм воспроизводит некоторые жизненные ситуации и передает нам идеи его создателей. Точнее, прежде всего, основную мысль фильма. А что касается диалогов в фильме, то естественными их назвать нельзя. И я сейчас объясню, почему.

Дело в том, что одним из важнейших правил актёрской игры является то, что эмоция должна быть очень хорошо заметной, чтобы быть узнаваемой. Иначе как мы поймём, что персонаж радуется расстраивается и т.п.? (Для убедительности, привожу ссылочку на одного из авторов, который об этом писал [Хализев 1986: 111, 118] - выходные данные работы - внизу публикации). Да и всем известную фразу Станиславского "Не верю!" можно вспомнить. Игра актера должна быть убедительной - вот самое главное правило. Таким образом, через пьесы, фильмы, сериалы до нас доходят не естественные, а преувеличенные проявления эмоций.

Теперь решайте сами, стоит ли уподобляться героям фильмов, сериалов или даже высоко интеллектуальных пьес. Впрочем, если хотим быть артистами погорелого театра, то стоит...

Ну, вот, пожалуй, и всё...

Нет, не всё! Привожу обещанные выходные данные работы, где говорится о том, что для того, чтобы быть адекватно идентифицированной зрителем, эмоция должна достигать определённой (обычно, высокой) интенсивности:
Хализев, В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) / В. Е. Хализев. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 260 с.