Гадюка

Юрий Ткаченко 2
               

В период с апреля по конец сентября, гадюк, и других змеюк, было так много в Курчанке, что мы на них и не обращали внимания.
Они были везде. На камышовых заборах, разделяющих огороды станичников, в балках, за станицей, в старых заросших бузиной окопах, и даже в погребах для хранения скудных семейных запасов.
Даже в нашем саманном доме, прямо рядом с крыльцом, была нора, уходящая в подпол, в которой обитало целое семейство этих тварей. И иногда, когда вдруг было необходимо спуститься в подвал за нужными продуктами, я видел их, свисающие хвосты со стропил крыши погреба.
То, что живущих в пределах вашего двора змей, убивать, или вообще обижать нельзя, мне было известно с раннего детства. Считалось, что это охранники семьи, и если их не трогать, то и они никогда не причинят никому из членов семьи зла! 
Такие рассказы и даже целые цветистые истории, нам рассказывала и мама, и бабушка.
И я, впитав эти правила, никогда и нигде впредь, пытался не обижать этих ползучих гадов.
Мой отец, бравый боевой казак, несколько раз порывался вытравить гадючий выводок карбидом, но мама стеной вставала на защиту живой природы и всегда отстаивала свою позицию. Скажу больше, она даже подкармливала гадюк деликатесом! Выставляя у их норы, миски с молоком.
Я часто видел, как это молоко, по очереди вкушают, то наш шустрый котенок, то пара-тройка вполне симпатичных змеюк. Правда было это исключительно по вечерам, когда начинало смеркаться.
И справедливости ради, свидетельствую!
Ни разу, за все годы нашего странного соседства, мы не испытывали ни страха, ни каких- либо иных неприятностей от наших ползучих подселенцев!
Более того, у нас никогда в доме не было ни мышей, ни крыс!


Но были и другие станичные традиции.
Среди моих сверстников, были и ярые истребители не только гадюк, но и любых иных, ползающих.  Например, безобидных ужей, медянок и желтобрюхов- Полозов.
Здесь, были другие правила.
Считалось, что за каждую уничтоженную тобой змею, Бог простит тебе аж три греха!
Мы, мелкие пацаны, смутно себе представляли, что такое грех вообще, и еще более таинственным был для нас сам Бог, который эти грехи прощает.
Наши неокрепшие октябрятские и пионерские постулаты, были основаны совсем на других источниках информации.
Например, что такое хорошо, а что такое плохо, было основательно прописано трибуном советской идеологии, Маяковским.
А в наших семьях социалистических трудящихся, крамольные разговоры о Божественных прощениях, вообще были крайней редкостью.
Честно говоря, иконы, мы видели почти ежедневно. Они вместе с лампадками висели в красном углу любой станичной хаты у наших и соседских бабушек, и красовались на плакатах о бородатых попах, дурманящих людей опиумом!
Но бабушек, за их заблуждения, мы естественно снисходительно прощали.
А живых попов, никогда, даже в глаза не видели.
Но вернемся к змеиным истребителям. Среди моих погодок, в довольно большой станице, с населением более двенадцати тысяч жителей, их было не так уж и много.
Человек семь, восемь, собирались в летучий отряд, и отправлялись на змеиную охоту.
Найти своих жертв, никакого труда не представляло. В балках, и в зарослях сухого бурьяна, можно было без проблем наткнуться на целые клубки ядовитых гадов. Собираясь в брачные компании, эти шевелящиеся мини- горы влюбленных, могли содержать в своем адском клубке, до нескольких сот особей.
Наткнувшись на такой гарем, наши юные истребители, начинали свою очистительную от грехов бойню.
Начну с того, что нужно было не просто уничтожить врага!
Нужно было проявить чудеса виртуозного владения своими хитроумными орудиями. Набор спец приборов, состоял из двух равнозначных по важности предметов. Длинная, с рогатиной на конце палка, и плетка.
И для более художественного убиения бедных тварей, нужно было палкой, подбросить гадину в воздух. А уже там, когда змея извиваясь парила в свободном полете, рубануть ее плеткой!
Плетеное из тонкой проволоки оружие, с легкостью в один удар перебивала змею на две половины. Но при этом не разрубала ее надвое.
Таким образом змея была вроде и целая, но уже полностью недвижима.
Но не всегда, и не всем это удавалось сделать безупречно. Иногда, змеи, сворачивались кольцом на палке, а затем с палки в виде обруча, сваливались прямо на руку или плечи палачей. Казалось бы, змеи неминуемо должны были атаковать обидчиков. Но толи от полученного стресса, то ли по иным причинам, на моей памяти, таких атак змеи не производили, а просто стремительно уползали прочь.
А вот, убитых змей связывали в вязанки по несколько десятков в каждой, и тащили волоком к асфальтовой дороге.
Последним актом детского вандализма, была укладка змей голова к хвосту, голова к хвосту и т.д. Прямо в по центру дороги, иногда длинной в целый километр.
Проезжающие редкие в то время водители матерились, пытались догонять пакостников, но этого у них никогда не получалось.
Повторюсь, ни я, ни многочисленные мои приятели никогда не участвовали в таких побоищах. Но частенько наблюдали за этим со стороны, занимаясь своими, не менее увлекательными занятиями.
Например, праздной болтовней у костра, или зажаркой подстреленной из рогаток утки лысухи.
И мы были естественно, злостными свидетелями и недоносителями о вредителях природы!
Но природа, сама избирательно наказывала своих героев!
Вы не поверите, но лично меня, за все детские годы, прожитые в станице, и до настоящего времени, ни атаковала ни единая змея!
А вот встречаться с ними, мне босоногому и практически раздетому, если не брать в расчет трусы и майку, приходилось в своих ежедневных летних походах по плавням, и по станичным просторам, практически ежедневно. А однажды, черная плавневая гадюка, буквально пригрелась на моей груди, когда я мирно спал на копне сена.
Я сладко заснул, после изнурительной прополки дедовой бахчи. А когда к копне подошел мой Дед, то увидел не на шутку испугавшего его картину.
Черная крупная гадина, свернувшись в баранку, мирно спала на моей груди!
Почувствовав, или увидев подошедшего Деда, змея, медленно, неторопливо, уползла, ни причинив мне никакого зла, и даже при этом не разбудив меня.
Ну Юрка, ты заговоренный, с восторгом сказал мне мой патриарх!
Потом Дед, часто вспоминал тот случай, в застольях с другими станичными дедами запивая необычный рассказ, стаканами домашнего доброго вина.

Совсем иначе обстояли дела у бравых истребителей гадов. Причем у всех без исключения! Змеи, как будто специально охотились за ними! И кусали они их не во время их охоты, когда вероятность и нападения и укуса, была крайне высока. А в самых неожиданных ситуациях и местах. Например, в кинозале, во время показа фильма. Вдруг раздался истошный крик, и один из наших героев пулей вылетел из зала. Змея ужалила его за ногу. Как она попала в кинозал, так и осталось загадкой. Другой герой истребитель, был атакован в школе на уроке физкультуры. Прямо на старте во время забега, как только он принял позицию на старт!
И упустил руки для упора, гадюка буквально выпрыгнула из травы, и впилась ему в запястье.
И такие случаи повторялись с нашими героями истребителями змей, с завидной регулярностью.
К счастью, во всех случаях, все заканчивалось благополучно. Если не считать дни, а иногда целые недели, реабилитации в местной станичной больнице.

Много лет спустя, побывав на разных континентах, мои истории и познания о правилах поведения в девственной природе, стали гораздо шире.

Например, Копты, живущие в селениях на юге Египта, с раннего детства, знают, что живущие рядом с селением, и даже в пределах селения, Африканские кобры, никогда не нападают на местных жителей. 
Они даже не прячутся и не отползают, при приближении человека. С одним условием, если это человек родом из этого селения. Они знают, и помнят каждого местного жителя! А вот любой чужак, даже если это мирный гость, должен быть на чеку!
Местные бедуины говорят. Не смей убивать змею, если она не причинила зла тебе! Убив змею, ты убьешь или мужа, или жену, или брата, или сестру, другой змеи!
И пусть пройдут годы, родственники этой убитой змеи, найдут тебя, и отомстят!
Подобные истории, я слышал и в Малайзии, и в Индонезии, в Иране и в Пакистане.

Так что, пригреть змею на груди, видимо не всегда страшно.
Страшно, тихоню, обидеть!
Вот тогда она и становится настоящей ГАДЮКОЙ!