Общий принцип преподавания шахмат детям

Алексей Ратушный
Его сформулировал мне Борис Самойлович Вайнштейн.
Именно его формулировка представляется мне наиболее цельным, полным и точным выражением «существа дела».
При этом в тот момент, когда он мне это формулировал, вопроса о преподавании шахмат именно малышам не стояло вовсе!
Я спросил его, как он писал свою знаменитую книжку «Комбинации и ловушки в дебюте» по которой я с ним познакомился заочно еще в 1969-ом году в Краснодаре.
Дело было так: я приехал к другу мамы по литературному объединению Геннадию Алексапндровичу Супрунюку и был принят им «на довольствие» «до момента полного самоубустройства», каковое, кстати, и наступило в марте 1970-го, когда сам Геннадий Александрович с семьёй отправился жить в Пензу, а я впервые в жизни остался абсолютно один на перроне «родного города» Краснодара.
В ту осень 1969-го годла Геннадий Александрович активно играл в двух турнирах ЦШК (Центрального шахматного клуба СССР) по переписке.
Ежевечерне, перед сном, часов в одиннадцать он включал настольную лампу, доставал шахматы – роскошную доску и большие фигуры – и приступал к просмотру пришедших писем от партнеров по турниру. На доске возникали позиции, совершались сделанные партнерами ходы и далее начинался анализ стоящего. И настольным руководством была именно книга Бориса Самойловича, содержавшая умопомрачительное – как мне тогда казалось – число дебютных вариантов и хитроумных ловушек.
Супрунюк не только прямо искал варианты из своей партии.
Он активно искал схожие позиции и аналогичные расстановки и идеи.
В половине второго, а то и третьего мы наконец ложились спать.
И вот теперь, при личном общении я наконец смог спросить самого автора: «Как он сумел так кратко и полно все изложить. И почему такой потрясающий успех?»
И Борис Самойлович мне ответил:
«Я старался писать так, чтобы читатель прочтя первые строки уже не мог оторваться, но... кратко! И останавливался там, где мой читатель невольно всплёскивал руками, восклицая: «Как? Всё уже закончилось? Ах, как жаль!»
Вот, собственно и весь ответ.
Гениальный ответ, между прочим!
Уинстон Черчиль однажды заявил, что: «Демократия – это очень громоздко, безумно дорого, крайне неудобно, но… ничего лучшего человечество пока не придумало». Это не цитата, а мой вольный пересказ.
Ценность произнесённого Черчиллем не в том, что дано некое представление как бы демократии, а в универсальности самой формулы!
Семья - это очень громоздко, безумно дорого, крайне неудобно, но… ничего лучшего человечество пока не придумало!
Свадьба – это очень громоздко, безумно дорого, крайне неудобно, но… ничего лучшего человечество пока не придумало!
Школа – это очень громоздко, безумно дорого, крайне неудобно, но… ничего лучшего человечество пока не придумало!
Кухня – это очень громоздко, безумно дорого, крайне неудобно, но… ничего лучшего человечество пока не придумало!
Ценность формулы Вайнштейна такого же свойства!
Занятие с детьми надо строить так, чтобы увидев и услышав вас малыш не мог оторваться и останавливаться надо там, где малютка невольно спрашивал бы: «Как? Всё уже закончилось? Ах, как жаль!»

Один из величайших умов человечества – Наполеон – дал совет своим юристам, работавшим над новым сводом Законов Франции: «Пишите коротко и неясно!»
Занятие с малышами должно быть максимально коротким, ярким, запоминающимся и… неясным! Точнее загадочным и сказочным.
Не надо все разжёвывать и всё и всем объяснять!
Малыш должен быть захвачен занятием полностью, без остатка, и, растворяясь в нём вспоминать его как чудесное событие в своей жизни.
А значит оно должно быть каждый раз новым и неповторимым.