Советы молодым композиторам 5

Родионов Виталий Константинович
Эрнст Теодор Амадей Гофман

«Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает».
Э. Гофман.

Кому как не писателю, композитору и живописцу Эрнсту Теодору Гофману не знать, почему одна муза уступает место другой, и почему музы сходятся вместе? В богато одарённой личности Гофмана происходит синтез многих искусств. При этом надо иметь в виду, что литература Гофмана служит основой для создания шедевров других авторов: очерк «Музыкальные страдания капельмейстера Иоганнеса Крейслера» – для фортепианного цикла «Крейслериана» Шумана, поэма-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» - для балета «Щелкунчик» Чайковского. Гофман жил и продолжает жить в литературе и музыке!


Никколо Паганини

«Начало карьеры – дар богов; остальное – тяжёлый труд».
Н. Паганини.

Наделённый Божьим даром, Никколо Паганини усердно трудится в детстве и юности. В начале творчества он создаёт каприсы для скрипки соло op.1. Но дальнейшая артистическая карьера Паганини отнюдь не усеяна розами: он впервые гастролирует за пределами Италии только в 46 лет.

«Великих не страшусь, униженных не презираю».
Н. Паганини.

Надо иметь благородное сердце, чтобы сочувствовать людям. Сострадание возвышает музыку. Скорбь Паганини особенно выразительна рядом с жизнерадостными мелодиями его скрипичных концертов.

«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали».
Н. Паганини.

Паганини, вслед за Джузеппе Тартини, демонизирует игру на скрипке. Тартини пишет сонату «Дьявольская трель», Паганини – пьесу «Ведьмы», представляющую собой вариации на тему из балета «Орех Беневенто» Франца Зюсмайера. Публика восторженно принимает гениального скрипача.

«Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным – мстят».
Н. Паганини.

О Паганини распространяются слухи, будто он – член тайного общества карбонариев. Власти с подозрением относятся к артисту. Обывателям кажется, что в его виртуозной игре участвует сам дьявол. Паганини творит музыку в атмосфере недоброжелательности и подозрения. Поэтому артист вынужден приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Для знатной дамы, пригласившей его пожить в своём поместье, он пишет 12 сонат для гитары и скрипки (op.1 и op.2); ко дню рождения французского императора сочиняет сонату «Наполеон» для одной струны соль; на концерте в театре Ла скала играет вариации для одной струны ми. Словом, Паганини удивляет, восхищает и… угождает разношёрстной публике!

«Талант не любят, а гения ненавидят».
Н. Паганини.

Люди связывают виртуозную игру Паганини с нечистой силой. Папа Римский, движимый суеверием, распространившемся в обществе, запрещает хоронить артиста. И только через 50 лет сын великого скрипача придаёт земле прах отца. Но лучезарные мелодии каприсов Паганини рассеивают мрак невежества.


Карл Мария фон Вебер

«Музыка – поистине общечеловеческий язык».
К. Вебер.

В отличие от сдержанной, «умной» музыки классика Бетховена, немецкий романтик Карл Мария Вебер пишет порывистую, взволнованную музыку. «Фиделио» Бетховена – идейная опера, «Волшебный стрелок» Вебера – эмоциональная. Кто усомнится, что эмоции понятнее и дороже нашему сердцу, чем идеи?

 
Джоаккино Россини

«Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку».
Дж. Россини.

Это не удивительно, если творчество молодого композитора пенится, как шампанское, если ради шутки он в вокальном дуэте изображает, как мяукают кошки, а одна из них… даже гавкает!


Франц Шуберт

«От всей глубины души моей я ненавижу односторонность, которая многих заставляет думать, что только то, чем они занимаются, является лучшим».
Ф. Шуберт.

Удивляет широта и интенсивность творчества Франца Шуберта. Он создаёт более 1000 произведений за 31 год жизни. Шуберт пишет 10 опер, 7 месс, 9 симфоний, 8 увертюр, 16 струнных квартетов, 4 фортепианные сонаты в четыре руки, 23 фортепианные сонаты в две руки, 11 экспромтов, 6 музыкальных моментов, свыше 400 танцев, более 600 песен и множество других сочинений. Его творчество вполне сопоставимо с творчеством И.С. Баха или Генделя!
Что касается Большой симфонии до мажор Шуберта, написанной с эпическим размахом, то её можно воспринимать, как предтечу монументальных симфонических полотен Антона Брукнера и Густава Малера.

 
Гектор Берлиоз

«Время – лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников».
Г. Берлиоз.

Профессора Парижской консерватории трижды отказывают Гектору Берлиозу в присуждении Римской премии. И только с четвёртой попытки он получает заветный приз. С момента создания Фантастической симфонии 27 летний автор вступает на тернистый путь искусства. В дальнейшем экзальтированного композитора ожидает не только признание и слава, но и жестокие удары судьбы.

«Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка – самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств».
Г. Берлиоз.

Во время революционных событий в 1830 году Берлиоз делает оркестровку «Марсельезы». Душою он вместе с парижанами, восставшими против власти короля.

«У меня хватает скромности признавать, что нескромность – один из моих недостатков».
Г. Берлиоз.

Добиваясь признания, Берлиоз действует энергично и настойчиво (недаром его именуют «господин вопреки всему»). Выступая с концертами в России, композитор посвящает «Фантастическую симфонию» царю Николаю I. Что не сделаешь ради славы?!

 
Михаил Глинка

«Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
М. Глинка.

Если понимать слова Михаила Глинки не в переносном, а в прямом смысле, то лучшей иллюстрацией его мысли будет «Камаринская» для симфонического оркестра, написанная на тему свадебной песни «Из-за гор-гор высоких».

«Чтобы красоту создавать, надо самому быть чистым душой».
М. Глинка.

Глинка свои лучшие произведения сочиняет в момент любви к женщине. Оперу «Жизнь за царя» Он пишет после свадьбы, поселившись с молодой женой в родном Новоспасском.

«Музыка – душа моя».
М. Глинка.

Особенно та музыка, которую Глинка пишет в период влюблённости в женщину. Екатерине Керн, дочери анны Керн, он посвящает романс «Я помню чудное мгновение» и Вальс-фантазию для симфонического оркестра. Душа композитора растворяется в музыке, а музыка становится его душой.

«Дело гармонии дорисовывать те черты, которых нет и не может быть в мелодии».
М. Глинка.
 
Глинка считает, что у гармонии есть своя область выразительности. Гармония выходит в его музыке на первый план в отображении русского национального колорита, в фантастических сценах оперы «Руслан и Людмила». Испанские гармонии украшают музыку в увертюрах «Арагонская хота» и «Воспоминание о светлой ночи в Мадриде».

«Можно соединить требования искусства с требованием века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнением, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике».
М. Глинка.

Этим принципам соответствует знаменитый «Вальс-фантазия»: он в равной мере интересен для профессионалов и любителей. Глинка развивает традиции симфонического вальса Вебера и Берлиоза. Русский композитор безошибочно улавливает музыкальные тенденции Европы.