1. Странный человек

Сергей Михальчук
                "Жизнь - есть путешествие,
                а человек - путник. Время
                жизни же - это тропа,
                которая имеет начало,
                но не имеет конца..."
                «Странник»

        Как - то под осень, когда нас посещают первые пасмурные дни, предвестники надвигающихся печалей природы, я проходил мимо храма. По небу неслись тяжёлые свинцово-синие, снеговые по виду, тучи. Дул холодный ветер, порывами распахивающий полы плаща. Изредка начинал моросить мелкий, уже почти осенний дождь.
На душе было так же тяжело и скверно. Жизнь вошла в какую-то полосу неудач испытаний. Всё складывалось не так. Обиды на работе и дома, неприятности с начальством и склоки с соседями, денежные трудности и житейские проблемы. Всё это наслаивалось друг на друга, друг друга усугубляло, катилось как снежный ком по склону, возрастая, утяжеляясь, давя на душу и вызывая привычные мысли: - «Ах, когда оно всё кончится! Пошло бы оно всё...! Будте вы всё...!» - и, наконец, - «Я так больше не могу! Я не хочу больше жить!»
И в этот самый момент мой взгляд упал на странного человека, сидящего на скамейке возле церковной ограды. Странно в нём было всё. И его облик, который ничего не говорил о его возрасте. Он казался то молодым человеком, то зрелым мужем, то древним старцем, однако же, полным сил. Но особо поражали его глаза. Пронзительно голубые, полные силы, прозрачного, чистого, тепла и неимоверной доброты. Они влекли к себе, успокаивали, и одновременно как бы задавали вопрос, который вселял в душу какую-то тревогу и смутное опасение. Одежда его тоже была какая-то странная. Она походила и на облачение священника и на одежду пастуха у древних народов востока. Мелькнула мысль: - «Вроде европеец, а одет как азиат».
Увидев мой взгляд, он ласково улыбнулся мне и кивнул. И тут, неожиданно для себя, я остановился, сел рядом с ним и всё ему рассказал.
Он слушал меня, не отводя ласкового упокоительного взгляда. В глазах его светилась искренняя заинтересованность мною, сочувствие и некоторая печаль. А там, в их глубине, незаметно и тихо жило и двигалось что-то, говорившее о том, что эта встреча и мои слова для него очень важны. И что он, очень сильно и очень давно, ждал их от меня. Почему-то я был уверен, что он ждал и жаждал этого рассказа, и именно от меня, многие сотни и даже тысячи лет. Целую вечность. И поэтому его внимание ко мне было пропитано какой-то силою, мудростью и несомненной уверенностью в том, что он сможет мне помочь.
Когда я замолчал, он ещё некоторое время продолжал смотреть на меня, держа за руку, которая совершенно незаметно для меня оказалась в его руках. Руки его были тоже необычными. Я ощущал себя в таком уюте, какой не испытывал с тех времён, когда сидел на руках отца маленьким мальчиком, а он ласкал меня или рассказывал сказку перед сном.
Вдруг он назвал меня по имени. Голос его был тихий, добрый и ласковый. – «Я расскажу Вам притчу», - промолвил он, - «Очень давно, в одной стране жил человек. У него были жена и сын, которых он любил больше всего на свете. И вот, однажды, его хозяин, купец, послал его с товарами в дальнюю страну. Плыли они морем мимо Великой Пустыни. И тут разыгрался шторм. Их корабль разбился, но человек тот добрался до берега. Там он попал в плен к разбойникам, которые продали его в рабство повелителю богатой страны. На него надели цепи и заставили работать на могущественного властелина. Прошло много дней. И как - то ночью, он обессиленный работой, цепями и плохой пищей, Восплакал о тех, кого он любил и воскликнул:-  "Господи, как я хотел бы, чтобы они были счастливы! Но я не в силах сделать для них хоть что-нибудь. Лучше мне умереть, чем жить рабом, не имея возможности ничего сделать для тех, кого я люблю!"
Лишь только он произнёс эти слова, как тут же его темница преисполнилась светом. Пред ним предстал прекрасный юноша. Он протянул к нему руку и сказал:-  "Если ты хочешь жить для других, тех, кого ты любишь, Господь дарует тебе свободу!" - Тут же цепи упали с его рук и ног и двери темницы распахнулись. - "Иди на восток", - сказал юноша. - "И когда пересечёшь Великую Пустыню, то придёшь в твою страну". - Освободившийся пленник радостно вскочил и хотел броситься к двери. Но юноша остановил его, протянул ему суму и сказал: "Господь дарует тебе эту суму. В ней хлеб и вода. Они  помогут тебе в пути". - Человек поклонился ему, взял суму, и юноша тут же исчез.
Никто не остановил беглеца ни во дворце, ни в городе. И он благополучно дошёл до пустыни на востоке. Долго он шёл по ней. Вода и хлеб, данные ему юношей не кончались. Их оставалось всегда столько, сколько было с самого начала. И вот, он дошёл до одинокой горы и заночевал у её подножия. Когда он проснулся, солнце только вставало  из-за  горизонта. И в свете его лучей беглец увидел какой-то светящийся камушек, лежащий недалеко от него. Из любопытства он подошёл к нему. Это был алмаз. Он радостно схватил его и подумал: - "Вот как славно! Я продам его купцу, и у меня будут деньги, чтобы сделать счастливыми жену и сына". Он положил алмаз в суму и пошёл дальше.
И тут ему всё чаще и чаще стали попадаться по дороге драгоценные алмазы. Он подбирал их все и складывал в суму. Но сума была маленькая и всю её занимала фляга с водой и хлеб. И алмазы не помещались в ней. Тогда он решил: - "Я выну хлеб из сумы. Идти осталось немного. Дойду и с одной водой".
Тут на дороге ему стали попадаться особенно большие и красивые камни. И он выкидывал мелкие камни и собирал большие. Наконец и фляга стала мешать камням. Путник сказал себе: - "Осталось два-три дня пути. Я доберусь и без питья, но приду к жене и сыну очень богатым. И обеспечу им счастливую жизнь". - Оставив и флягу, он наполнил суму драгоценностями, и пошёл дальше.
Но чем дольше он шёл, тем сильнее слабел. И нечем ему было восстановить свои силы. Великая Пустыня очень быстро отнимала их у него. Без дара чудного юноши - дара от Господа - он оказался слабым и беспомощным. И совсем скоро упал без сил.
Не имея возможности встать, он восплакал и воскликнул: - "Господи! Что с того, что я богат и у меня  много алмазов. Я не принесу их тем, кого люблю. И не сделаю их счастливыми!" - И снова пред ним предстал тот же юноша. И протянул ему флягу и хлеб, которые он бросил на своём пути. 
Из последних сил беглец встал на колени и припал к воде, и съел кусок протянутого ему хлеба. Освободив суму от алмазов, он положил в неё бесценные дары и поклонился юноше. - "Я понял, что не в богатстве счастье, а в любви к людям!" - сказал он. В тот же миг юноша пропал, а человек тот вдруг увидел себя пред дверьми своего дома, который он так давно покинул».
Рассказчик замолчал. Взор его вернулся из неведомых глубин, простирающихся внутри его. И снова ласково и нежно, с доброй улыбкой, посмотрел на меня.
- «Кто вы?» - спросил я его. Он тихо ответил – «Странник». А где-то внутри меня, в глубине, в сердце, кто-то прошептал: - «Христос!» - Когда я очнулся от изумления, рядом, на скамеечке, никого не было.
- «Так вот Ты какой, - подумал я про Него, - Тот, который называет Себя: Истиной и Жизнью, Хлебом и Источником Воды Живой, текущей в жизнь вечную». - Я встал со скамеечки, вошёл  в Храм и, подойдя к священнику, сказал: - «Отче, я хотел бы приобщиться к Нему».
Когда я шёл домой, на душе было легко, тепло и покойно. И мысль всё время возвращалась к словам давно известным, но ранее так до конца и не понятым. Они стали понятными мне только сейчас: - «Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже и помоги ему».

P. S. Конечно, мне необходимо было бы предпослать всей этой истории небольшое предисловие.
По сути дела, этим рассказом закончился мой разговор со Странником. Сам он озаглавил его по-другому: - «О том, как я стал Странником». А название «Странный человек» - это уже отражение чисто моих мыслей и ассоциаций. Да и вообще, само понятие, о котором мы с ним говорили лучше передать словом «Христианин». А «Странник» - из области притч и Церковных Преданий.
Встретились мы с ним случайно, в троллейбусе. И обязаны были знакомством двум пожилым женщинам, сидевшим впереди меня. Они достаточно громко и горячо обсуждали нынешний нелёгкий быт. Жаловались на обстоятельства жизни, соседей, власти, детей, спекулянтов и прочее. Я не утерпел и немного им посочувствовал. И был удивлён, когда стоявший почти рядом, ещё молодой человек сказал: - «Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Перестаньте видеть цель и смысл вашей жизни в бытовых, повседневных вещах. Помните, что жизнь имеет начало, но не имеет конца. Что вы бессмертны и созданы для счастья. И будете искать не денег и достатка, а пользу душе и любви к Богу и людям».
Озадаченные женщины тут же замолчали. А он, не сказавши более ни слова, вышел на следующей остановке, невдалеке от храма. В этом храме я и встретил его вторично, через несколько дней.
Напомнив ему о нашей беседе в троллейбусе, я задал ещё несколько вопросов, на ту же тему. На что он ответил: - «Цель жизни человека - Вечность! А счастье его в пути к Тому, который создал и его и мир, для вечной любви. Смысл жизни человека - Любовь, которая не вмещается в этом мире. Не вмещается потому, что Любовь - это и есть Бог, сущность Его жизни. Он создал всё, и мир, и человека в мире. Творец более сотворённого им мира. И человек не может жить без Бога. Поэтому его путь по жизни, в которой он потерял Бога, - это путь странника. Нищего беглеца, с сумой через плечо бредущего по пустыне. Пустыне, в которой всё ему чужое, неродное, враждебное. А если и покажется ему что-то в этой пустыне имеющим ценность, и он прилепится к нему сердцем, то это ложное сокровище тут же обманет его. И поставит его на край гибели. Гибели вдали от дома и от тех, кто его любит, тех, кого и он должен любить. Хотя и часто забывает о них».
После этого он и рассказал мне историю своей встречи со «Странником».
Спрашивать его более я не посмел.
Если будет на мне благоволение Божие, то я, может быть, ещё встречу его. Во всяком случае, я неустанно молюсь к Богу об этом!

                Тот, который хотел бы быть «Странником».
Апрель – май 2004г.