Русский алфавит устарел

Андрей Браев-Разневский Абр
РУССКИЙ АЛФАВИТ УСТАРЕЛ
1.
Рассматривая проблему русского алфавита, и принимая участие в дискуссиях, мне часто приходилось пытаться посмотреть на эту проблему с другой стороны, то есть, со стороны своих оппонентов, утверждающих, что проводить латинизацию русского языка ещё рано. Этот метод хорош всегда, если ты отстаиваешь свою точку зрения, то ты обязан всесторонне осмотреть проблему, одеть шкуру твоих оппонентов, вставить себе их глаза, и их глазами смотреть в самую сущность вещей. Делая так, я заметил, что так делают не все. Особенно это видно в церковных и протестантских кругах – там, где это наиболее важно. Сами эти люди  признаются, что они не рассматривают никакой вопрос с другой стороны, а только со своей, и некоторые даже считают это безумием, а некоторые даже утверждают, что ни один вопрос не следует рассматривать глубоко, может быть, им видится это опасным, или лишней тратой времени. В Библии есть отдельные фразы, по которым люди строят  своё мировоззрение, часто в отрыве от контекста, и, если так делать, можно приспособить любое учение под Библию. К примеру, если взять фразу «сказал безумец: нет Бога», и отрезать первые два слова, то получится: «нет Бога». Я привёл дикий пример, но он показывает, как миллионы людей строят своё мировоззрение недостаточно глубоко, и поэтому оно ошибочно. У большинства людей нет возможности глубокого исследования Библии, и поэтому мир разделён на множество разнообразных конфессий. Несмотря на это, я думаю, что люди всё-таки спасаются, и попадают в рай, ибо Господь смотрит не на умы, а на сердца.
2.
Посмотрев на проблему русского алфавита с другой стороны, я обнаружил, что сторонники кириллицы во многом правы. Большинство доводов против кириллицы ошибочно, а некоторые вообще бессмысленны. Я представил себя ярым защитником кириллицы, напряг свой ум до максимального напряжения, какое только возможно, и увидел выгодные стороны кириллицы, те аспекты, в которых он явно лучше латинского алфавита. К примеру, он достаточно убористый, и зияний (разрывов) внутри слова почти нет. Сравним слова «vvedenie» и «введение». Между двух латинских «в» как-бы образуется разрыв. Буквы недостаточно подогнаны одна к другой, зато русские «л» и «д» мутированы из греческих таким образом, чтобы их форма приближалась к квадрату. Квадрат – идеальная форма буквы, и ряд квадратов, можно сказать, это идеальное слово, с точки зрения графики, хотя, конечно же, такое слово совершенно нечитатемо и неизящно. Вообще, следует заметить, что алфавиты надо рассматривать с точки зрения графики, и только графики, и те, кто смотрит на алфавит через призму грамматики и истории, некорректен. К примеру, многие уже насоздавали своих «латинниц», где io = ю. Читая доводы, я не обнаружил в них ничего графологического. Если ж такое дозволено, давайте рассматривать астрономию с точки зрения кулинарии, а физику – через медицину.
3.
И тем более нельзя рассматривать кириллицу через призму политики, истории славян, верности православию и через гордость русской нации, где русский человек не привык менять то, что однажды выбрано, ибо признать себя ошибшимся, значит признать недостаточно умным. На многих сайтах сторонники русской латинницы много раз повторяют, что изменив алфавит, мы не перестанем быть русскими, ничего не изменится, мы не станем ни хуже, ни слабее в православии, но говорить это бесполезно. Отделить внешнее от внутреннего очень трудно. Если бы я защищал кириллицу, я бы сказал следующее: «А давайте представим, что форма не важна, а важно содержание. Раз так, значит, можно построить храм ввиде мечети. Ну, форма же не важна. И каждое утро на минарет будет подниматься монах и петь: «Творец велик!», или что-то в этом роде, причём петь нужно точно таким же манером, как и у мусульман». Это было бы забавно, но я думаю, не отвратило бы от православия. Если кто перейдёт в ислам – ну и до свидания. Если этот человек такой недалёкий, туда ему и дорога, а здесь он будет только небо коптить. Как видим, довод не срабатыват. Форма – второстепенна. Но, в то же время, форма не бессмысленна, и не безразлична, и форму надо выбирать, форму букв нашего алфавита. Ещё в детстве, познакомившись с латинским алфавитом, я твёрдо решил, что он лучше нашего, и хорошо бы и нам, русским, приобщиться к нему. Создав несколько латинниц, точно таких же, какие сейчас большие дяди на Лингвофоруме сочиняют, я увидел, что ничего не выходит. И только в 2014-м году мне удалось создать не идеальную, но хотя бы вполне адэкватную русскую латинницу. И на неё сразу же обрушился шквал критики, которую более правильно было бы назвать волной отрицательных эмоций. Через год мне удалось создать латинницу получше, а потом ещё и ещё. На данный момент лучший вариант русской письменности – это система Рулеор-2.
4.
И зачастую возникает вопрос: а на самом ли деле это так важно, каким алфавитом писать? Учитывая то, что оба алфавита – родственны, и часть букв полностью повторяют друг друга. Это, можно сказать, ещё один довод, чтобы ничего не менять, тем более, что смена алфавитов требует выброса сотен миллионов рублей и человеческих усилий. Но сейчас уже мало кто верит в эти советские лозунги об экономии. Страна – огромная, в ней вращаются миллиарды рублей, сотни миллионов расходуются на памятники, музеи, фонтаны, и ещё больше рублей просто выбрасывается на ветер. Если же кому-то удастся сэкономить бюджет, то ни на чём это не отразится. В стране не будет больше больниц, распаханных полей, танков и самолётов, и изобретатели вечных двигателей не получат ничего. Нищий так и будет оставаться нищим, больной будет помирать в больнице, умоляя врачей дать ему обезбаливающее, а врач будет выполнять инструкцию, пить троицкий спирт и набираться цинизма. Это – жизнь, ничего тут поделать нельзя. Так было, и так будет. Но, я бы заметил, несмотря на то, что государство изо всех сил пытается умертвить население, что ему часто удаётся, но есть ещё Бог. И Он забирает к Себе всегда вовремя, как и пел Высоцкий. И это очень удивительно, и об этом нужно писать, и писать, даже на стенах подъездов. Разве не удивительно, что русский народ должен был уже давно исчезнуть, а Кто-то, Кто выше, не даёт? Народ – это ладно, главное, что каждый из нас уже не должен быть, а он не только есть, но и не торопится на тот свет. Такая простая мысль, но почему-то не занимает умы. И алфавит, я думаю, тоже должен занимать умы, и вот почему.
5.
На первый взгляд, может показаться, что проблема алфавита не важная, и есть более существенные проблемы. Но, с другой стороны, даже изменение в государстве одной буквы вызывает целую волну тело- и мыследвижений, шевеление в министерствах, и активность сотен специалистов. Товарищ Сталин прямо во время войны издал указ, чтобы везде, все и каждый, ставили точки над буквой Ё. Возникает вопрос: а ему что, поважней не было дел? Или другой момент. В 1956-м году обсуждался вариант реформы русской орфографии. Это значит, что ещё до 1956-го года сотни и тысячи людей интэнсивно думали о том, как бы сделать нашу письменность получше. Я полагаю, что думать об этом – не признак деменции. Я не хотел бы тратить время и приводить сотни примеров, когда совершенно незначитальная проблема будоражит мозги миллионов людей. Главное, наверно, чтобы мозг был чем-то занят. Но, конечно же, важным проблемам надо выделять важное место, а мелким – лишь небольшую часть времени. Но я нашёл в этом своё дело, и занимаюсь своим, поэтому я полагаю, что моё занятие мелкой проблемой не осуждается, а приветствуется. Ну разве плохо, если в государстве каждый занят своим делом? Если же не своим, то государство разрушается, и остаётся пустыня.
6.
Важно понять, что русский язык должен иметь какую-то одну основную базовую письменность, хотя бы для ведения документации, и этот вопрос надо решить раз и навсегда. И, раз невозможно логически доказать, что один алфавит лучше другого, значит, надо проголосовать. И, скорее всего, 80% русских людей проголосуют за кириллицу. Но в то же время никто не имеет право запрещать использовать любой другой алфавит. Вот, к примеру, я пишу роман. И решил его выполнить иероглифами. Следует ли из этого, что на меня кто-то может подать в суд? – Выглядит абсурдно. Но все мы помним путинский закон, который запрещает писать русские слова латинскими буквами на вывесках. Мне кажется, что Путин – это человек из советской эпохи, оказавшийся не в своём времени. И он всё копирует оттуда – музыку гимна, красный флаг в армии, реставрацию памятников Ленина, и так далее, и тому подобное. И кроме того, он военный, что крайне неприятно, потому что военный в роли президента – это не лучший вариант. Президентом должен быть мыслитель! Это либо нищий философ, либо школьный учитель, либо преподаватель духовной академии. А для военного главное – это сила, рубленые фразы, рубленые взгляды на всё. Я не хочу сказать, что Путин недостаточно умён, даже как раз наоборот, гибкость есть, но, тем не менее, в целом военное начало в нём преобладает над умственным. И, скорее всего, все цари и президенты были такими же, с той лишь разницей, что многим из них не хватало силы воли. И поэтому ни один из них не поменял алфавит, а сильные лидеры этого просто не хотели. Пётр Первый не считал, что латинский алфавит достаточно хорош, и предполагал, что может наступить время, когда многие страны Европы перейдут на кириллицу или создадут что-то другое. Но этого нет, латинскому алфавиту уже более 2000 лет, и он распространяется всё более и более. И так будет и далее, это моё мнение, а, если Россия перейдёт на латынь, то я думаю, и ещё 10-20 стран съобезьянят наш пример.
7.
Преимущество латинского алфавита – в том, что его внешний вид выглядит привлекательно. Я думаю, это достигается тем, что он одновременно очень простой и императивный. В нём каждая буква очерчивает своё пространство и не может выйти за его пределы. В то же время русские буквы Щ, Ц, Д своими хвостами выходят за  предел строки. А буква Ъ имеет хвост сбоку и не вписывается в квадрат. Эти буквы не умещаются, они как-бы «бракованные», и многие изобретатели пытались решить эту проблему, да ничего не вышло. В то же время диграфы, триграфы и диакритика для кого-то кажутся чем-то некачественным, и, таким образом, латинский алфавит для них гораздо хуже русского. Но посмотрим что ещё у нас там. Вот, к примеру, сочетание двух букв в разных алфавитах: «ry» и «рь». Здесь мы видим, что мягкий знак имеет маленький кружок, а буква «эр» - большой. В то же время подобная фигура в латинском алфавите выглядит более выигрышно: «pb». Никаких маленьких кружков, все кружки одинаковы. Я вижу, что латинский алфавит лучше, но доказать это вряд ли получится. Если собрать недостатки обоих алфавитов, то окажется, что количественно недостатков больше у русского алфавита. Но каким образом, рассматривая минусы и плюсы, можно вынести какое-то окончательное решение? – Я этого не вижу. И даже более того: если вдруг учёные докажут, что латинский алфавит лучше, то всё равно, на уровне ощущений большинство с этим не согласится. И они скажут, что, быть может, учёные будущего, лет эдак через 200 докажут, что кириллица лучше. Или они скажут: истина – то, что приносит больше радости. Нас латынь умственно угнетает, а потому такая «истина» нам неприемлема.
8.
И что же делать? Как решить эту проблему? – А на самом деле всё не так уж плохо. Надо на законодательном уровне разрешить латынь, и пусть, все, кто желает, пишут системой Рулеор-2. В том числе и на вывесках контор и магазинов. И, я думаю, пройдёт какое-то время, и латинский алфавит будет доминировать над кириллицей. Кириллица не исчезнет, но её будет мало. Это мой прогноз, на уровне интуиции. Просто есть такая вещь, как «привыкание». И всегда, во все времена, то, к чему привыкли, ощущалось как лучшее. Вот, я думаю, и всё, что следовало сказать по данной теме.
***
***
22.07.17