Наверное, написать эти заметки нужно было уже давно, так что приношу извинения, вот только кому?.. Никого уже нет, ни самого Юрия, ни моей тети его жены Нины Петровны, которую я звал мамой Ниной… Грустно! Масштаб потери близких людей осознаешь не сразу, но это, понятно, не оправдание.
Итак, Пузырев Юрий Викторович, родился в Туле в 1922, учился в Орловском художественном училище, с первых дней войны ушел на фронт, был тяжело ранен, имеет боевые награды, работал в Тульском товариществе художников, член Союза художников СССР, член правления Тульской художественной организации, участник многих выставок...
В каталоге его последней, уже персональной выставки к 50-летию со дня рождения, про творчество мастера сказано, что «художник подмечает различные оттенки и состояния природы, которые доступны только внимательному взгляду… Его полотна, с проникновенной и тонкой лиричностью запечатлевшие красоту родных мест, побуждают пристальней вглядываться в окружающий мир и больше его ценить». Очень точно сказано – пристальней вглядываться и больше ценить окружающий нас мир… Это никому не помешает.
Пейзажи Пузырева смотрятся очень уютно и не надоедают. Что бывает - повесишь на стену какой-нибудь календарь с известной картиной, и уже через неделю хочется убрать все это подальше. Один знакомый киношник различал кино очень просто - вот эту ленту хочется смотреть и смотреть, а эту нет. Так же и тут – на полотна Пузырева хочется смотреть, в них есть простота, искренность и что-то еще, чему я просто не знаю названия.
Я не исключаю, что когда-нибудь ученые установят, что определенные темы, сюжеты, сочетания цветов или манера письма воздействуют на какой-нибудь центр в наших мозгах, вызывают расширение сосудов, нормализацию давления, активизацию мозговой деятельность и заставляют человека быть умнее или, допустим, порядочней - так вот это тот самый случай.
Пейзажи вообще действуют как-то успокаивающе, а Пузырев в основном их и писал. Есть у него и натюрморты, а вот портреты и жанровые сцены мне почти не попадались. Хотя какие жанровые сцены можно было наблюдать в Туле в те годы? Обсуждение партактивом области судьбоносных решений XXII съезда КПСС? Профсоюзное собрание на оружейном заводе по поводу выпуска 50-и миллионного АК?.. Лепить портреты передовиков производства тоже по душе не каждому, а изображения простых граждан в убогом советском интерьере – это уже почти антисоветчина в духе Оскара Рабина! Да и жить на что-то надо. Правда несколько картин Пузырева висели в Кремле у Брежнева, но, насколько я помню, это не сильно улучшило его материальное положение.
Вот хорошо было каким-нибудь средневековым голландцам! Написал для души пейзажик родного города Делфта, а потом портрет небедной местной барышни, играющей на вирджинале в жемчужных сережках – и порядок, можешь содержать семью с кучей детишек плюс почет и уважение зажиточных горожан.
А в пейзажах политики нет совсем, природа у нас беспартийная, все с натуры и без обмана. Хорошо представляю, как он вставал рано утром, собирал этюдник, картон, краски, ехал на трамвае до вокзала, а потом на электричке до Ясной Поляны или до станции «107 километр» под Серпуховом, где красивая Ока, и писал свои пейзажи с рекой, березками и тяжелыми облаками. Находил удачный ракурс и писал как есть, не стараясь ничего украсить. Благодаря этому труженику кисти многие замечательные места под Тулой и не только останутся навсегда, как бы ни уродовали их потом потомки.
В принципе, это похоже на работу нормального журналиста – съездил, проверил факты, отписался… Не надо ничего выдумывать или с важным видом обсасывать факты из новостной ленты, а потом делать вид, что ты занимаешься какой-то там публицистикой или аналитикой. Чепуха все это, которой, впрочем, занято множество народа, всерьез считающих себя творцами и властителями умов.
А еще полотна Пузырева отличаются тем, что очень часто - уж не знаю случайно или намеренно, они лишены признаков цивилизации, вообще какого-либо присутствия человека. Как будто нас еще нет. Или уже нет, как в замечательном рассказе Бредбери «Будет ласковый дождь»: «А Земля встретит новый рассвет, не заметив, что нас уже нет».
Впрочем, может я и ошибаюсь в оценках, но - я так вижу. Объективно оценивать живших до нас всегда нелегко, а уж тому поколению досталось столько, что и представить трудно, как они вообще выжили и произвели на свет следующую генерацию советских граждан. Которые вообще-то должны были жить при коммунизме, но что-то все никак.
Некоторые работы Ю.Пузырева можно посмотреть тут
https://photos.app.goo.gl/2ltihzqXVrvY2epq1.