Художник Юрий Пузырев

Владимир Гречанинов
Наверное, написать эти заметки нужно  было уже давно, так что  приношу извинения, вот только кому?..   Никого уже нет, ни самого Юрия, ни моей тети  его жены Нины Петровны, которую я звал мамой Ниной… Грустно! Масштаб потери близких людей осознаешь не сразу, но это, понятно,  не оправдание.
Итак,  Пузырев Юрий Викторович,  родился в Туле в 1922, учился в Орловском художественном училище,  с первых дней войны ушел на фронт,  был тяжело ранен, имеет боевые награды,  работал в Тульском товариществе художников, член Союза художников СССР, член правления Тульской художественной организации, участник многих выставок...
В каталоге его последней, уже  персональной выставки  к 50-летию со дня рождения,  про творчество мастера сказано, что «художник подмечает различные оттенки и состояния природы, которые доступны только внимательному  взгляду…  Его полотна, с проникновенной  и тонкой лиричностью запечатлевшие  красоту родных мест, побуждают пристальней вглядываться в окружающий мир и больше его ценить».  Очень точно сказано   – пристальней вглядываться  и больше ценить окружающий нас мир…   Это никому не помешает.
Пейзажи  Пузырева смотрятся очень уютно  и не надоедают.  Что бывает - повесишь на стену какой-нибудь  календарь с известной картиной, и уже через неделю хочется убрать все это подальше.  Один знакомый киношник различал  кино очень просто  -  вот эту ленту хочется смотреть и смотреть,  а эту нет. Так же и тут – на полотна Пузырева хочется смотреть,  в них есть простота, искренность и что-то еще, чему я просто не знаю названия.
Я не  исключаю, что  когда-нибудь  ученые установят,  что определенные  темы, сюжеты, сочетания цветов  или манера письма воздействуют на какой-нибудь  центр в наших мозгах,   вызывают  расширение сосудов, нормализацию давления, активизацию мозговой деятельность и заставляют  человека быть умнее  или, допустим, порядочней - так  вот  это тот самый случай.
Пейзажи вообще действуют как-то успокаивающе,  а Пузырев в основном их и писал. Есть у него и натюрморты,  а  вот портреты и жанровые сцены мне почти  не попадались. Хотя какие жанровые сцены можно было наблюдать  в Туле в те годы?  Обсуждение партактивом области судьбоносных решений XXII  съезда КПСС?  Профсоюзное собрание  на  оружейном заводе по поводу выпуска  50-и миллионного АК?.. Лепить портреты  передовиков производства тоже по душе не каждому, а изображения  простых граждан в убогом советском интерьере – это уже почти антисоветчина в духе Оскара Рабина!   Да и жить на что-то надо.  Правда  несколько картин Пузырева висели в Кремле у Брежнева, но, насколько я помню, это не сильно улучшило его материальное положение.
Вот хорошо было каким-нибудь  средневековым голландцам!   Написал для души пейзажик родного города Делфта, а потом портрет небедной местной барышни, играющей на вирджинале   в жемчужных сережках  – и порядок,   можешь содержать семью с кучей детишек плюс почет и уважение зажиточных горожан.
А в пейзажах политики нет совсем,  природа у нас беспартийная,  все с натуры и без обмана. Хорошо представляю, как он вставал рано утром,  собирал этюдник, картон, краски, ехал на трамвае до вокзала, а потом  на электричке до Ясной Поляны или до станции «107 километр» под Серпуховом, где красивая Ока,  и писал свои пейзажи с рекой, березками и тяжелыми облаками.  Находил удачный ракурс и писал как есть, не стараясь ничего украсить.   Благодаря этому труженику  кисти многие  замечательные места под Тулой и не только останутся навсегда, как бы ни уродовали их потом потомки.
В принципе,  это похоже  на работу нормального журналиста –  съездил, проверил факты, отписался…  Не надо ничего выдумывать или с важным видом обсасывать факты из новостной ленты,  а потом  делать вид, что ты занимаешься какой-то там публицистикой или аналитикой.  Чепуха все это, которой, впрочем,  занято множество народа, всерьез считающих  себя творцами и властителями умов.
А еще полотна Пузырева  отличаются  тем, что очень часто - уж не знаю  случайно или намеренно, они лишены признаков цивилизации, вообще какого-либо присутствия человека. Как будто нас еще нет. Или уже нет, как в замечательном рассказе Бредбери «Будет ласковый дождь»: «А Земля встретит новый рассвет, не заметив,  что нас уже нет».
Впрочем, может я и ошибаюсь в оценках,  но -  я так вижу.  Объективно оценивать живших до нас  всегда нелегко, а уж тому поколению досталось столько,  что и представить трудно, как они вообще выжили и произвели на свет  следующую генерацию советских граждан.  Которые вообще-то  должны были жить при коммунизме,  но что-то все никак.
Некоторые работы Ю.Пузырева  можно посмотреть тут
https://photos.app.goo.gl/2ltihzqXVrvY2epq1.