Доронина Татьяна Васильевна

Николай Сачков
Родилась 12 сентября 1933 г. в Ленинграде. Народная артистка СССР – 1981 год. В 1956 г. окончила школу-студию МХАТ. Будучи студенткой этой студии, вышла замуж за Олега Басилашвили. После окончания студии некоторое время работала в Волгограде, Ленинграде, где её и заметил руководитель театра им. Ленинского комсомола Товстоногов и пригласил на работу в свой театр, играть главные роли. В то время Доронина уже была довольно известной актрисой, поэтому она выставила Товстоногову два условия:
Первое – она согласится перейти работать в его театре, если вместе с ней он примет и Басилашвили.
Второе условие - если не только она, но и Басилашвили будет в спектаклях этого театра играть ведущие роли. Товстоногов эти условия принял. И Доронина сыграла в этом театре много главных ролей.
Из театра Ленинского комсомола она уходит во МХАТ. Это был конец 60-х годов прошлого века. И работая во МХАТе, она одновременно начала сниматься в кино: «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», которые имели огромный успех у кинозрителей. И Доронина становится очень популярной актрисой.
Из МХАТа Доронина перешла в театр им. Маяковского – и тоже на главные роли. Но в начале 80-х годов у нее резко обострились отношения с руководителем этого театра Гончаровым. А причиной обострения их отношений стала восходящая звезда театра Наталья Гундарева. Теперь некоторые главные роли в спектаклях Гончаров стал отдавать Гундаревой. Доронина обиделась и снова ушла во МХАТ.
Но и здесь у нее не заладилось  дело. А все в том, что в одном театре встретились две сильные личности: Татьяна Доронина и Олег Ефремов - ведущая актриса театра и художественный руководитель этого театра. Оба – народные артисты СССР. Оба – очень популярные. Вот между ними и возник невиданной силы конфликт, перешедший в настоящую войну. Вот как об этом вспоминает Доронина: «Однажды Ефремов собрал всех артистов театра и заявил: «Я работаю только с теми актерами, с которыми мне интересно, а с которыми не интересно, с теми я не работаю».
Доронина спросила: «А куда деваться неинтересным актерам?». Ефремов на этот вопрос ответил так: «А мне все равно. Куда угодно, хоть в клуб завода «Каучук».
И это его фраза послужила расколом МХАТ. И вместо одного МХАТ появилось два: МХАТ им. Чехова на Камергерском переулке, которым остался руководить Ефремов, и МХАТ им. Горького на Тверском бульваре, которым стала руководить Татьяна Доронина, и руководит им вот уже более 20 лет. А после смерти Ефремова (2000 г.) МХАТом им. Чехова стал руководить Олег Табаков.
В своих воспоминаниях Татьяна Доронина всегда тепло говорит о Ефремове, признавая его талантливым актером, обаятельным человеком, личностью. Но когда Москва прощалась с Ефремовым, Доронина не пришла проводить его в последний путь. А ведь как здорово сыграли они в «Трех тополях на Плющихе?». И вроде бы ничто не предвещало грозу. Но она свершилась. О ссоре этих двух людей, о расколе МХАТ очень много писали газеты, большинство из которых обвиняло в этом Доронину.
Кроме фильма «Три тополя на Плющихе» она снялась в «Старшей сестре», «Еще раз про любовь», и других.
Летом 1990 года, будучи в Москве, я побывал в театре Дорониной и смотрел её в спектакле «Скамейка» по пьесе Гельмана.
Вторым мужем Дорониной был Эдвард Радзинский – известный драматург, писатель, библиограф Сталина. Кто слушал его по телевидению, очевидно, обратил внимание на его необычный голос. И у Дорониной манера интонации специфическая: и не поймешь, или это от природы, или наиграно.
Третьим её мужем, с которым она прожила всех дольше – более 10 лет, был актер Борис Химичев. Но последние годы Татьяна Доронина живет одиноко в своей просторной квартире на Фрунзенской набережной. Детей у неё нет. Много работает. Много читает. Ведет замкнутый образ жизни: театр-дом-театр. И утешением для неё служит её любимый кот.
И еще. Во время награждения актеров орденами, Доронина сделала ответный жест и преподнесла Путину сувенир. На что Путин заметил: «Из ваших рук, Татьяна Васильевна, я даже яд выпью».
Вот такая она, Татьяна Васильевна Доронина: красивая, умная, талантливая, трудолюбивая. Но вместе с тем: вздорная, капризная, конфликтная. С взлетами и падениями. У неё много друзей, поклонников. Но еще больше - врагов.
…Но неумолим бег времени. В этом году Доронина отметила свой 80-й юбилей. Вот уже двадцать пять лет она – директор МХАТ имени Горького, худрук и актриса-прима. И как ни крути, и как ни верти, а это уже – старуха. И пора бы, очевидно, уйти на отдых, уступив свое место тем, кто её помоложе, и кто, очевидно, давно на это имеет право, и кто об этом, очевидно, давно мечтает. Но не хотят старые режиссеры, старые руководители театров уходить на заслуженный отдых: Марк Захаров, Галина Вовчек и т. д. Но это только мое мнение. А как правильно поступать – кто знает?