KING B II Учитель скажи, что такое - музыка?!

Вал Белин
Вторая серия большого объёмного интервью, не поместившегося в один фильм и выросшего до формата сериала под названием " KING B". В процессе рассказа предоставляются уникальные архивные материалы, не использованные никогда ранее. Фильм охватывает все периоды жизни и карьеры Валерия Белинова, подтверждая наглядно и документально обсуждаемый контекст, который подаётся в художественной манере и сопровождается авторским музыкальным оформлением. Рассматривается идея нового подхода к вопросу музыкального образования, начиная с раннего детства и снимая любые возрастные барьеры для желающих приобщиться к музыкальной культуре более предметно и индивидуально. Музыка - это то, что впитано с молоком матери, но вряд ли каждый из нас досконально понимает, что такое - процесс обучения музыке. Мы и не подозреваем насколько ориентация в пространстве, координация и состоятельность психики реагирует на слуховую информацию. Вторая часть - "KING B II" в эфире..

2 часть

К.К - Здравствуйте Валерий

В - Здравствуйте Кристина

К.К - Рады приветствовать вас в Санкт-Петербурге

В - СПб чудесный город... Здесь возникла эта технология... Она пришла в 2004 году, благословение очередное я получил и я понял, что могу обучать детей, тоже. Когда я обучал здесь, у меня были все взрослые ученики - и те кто обучались, они достигали чего-то, т.е. каких-то высот в своём искусстве... Естественно, следствием этого является признание в определённых местах, где они находятся...

фонограмма - фотографии учеников и учениц...

Здесь, я понимаю, что пришёл ребёнок - что ему говорить, как с ним общаться? Как его заинтересовать? Ты не можешь стать в позицию ментора, что является неправильным моментом. Ты должен стать в позицию человека, который с ним, как друг, приятель или ещё один брат...

Видео - урок с учеником у компьютера,

КК - позиция учителя сравнивается с позицией равного?

Вал - позиция учителя, помогающего выстраивается с точки зрения - не показать, что я умею, чтоб положить на все конечности, раздавить, чтоб ты сказал потом - О! Мой учитель скажи, что же все-таки такое - музыка?!

видео - фрагмент урока по звукоизвлечению и идентификации ноты ( 1-е, 2-е занятие)

В первую очередь заинтересовать, но это относится не только к детям. Просто, когда я стал заниматься с детьми, я почувствовал - вот это непосредственное восприятие, вот эта точка от которой ты не можешь нарисовать образы или заинтересовать интелектуально, а ты должен дать ему чёткую, конкретную фабулу того, что он должен сделать и чтобы он увидел результат... Вот так возникла технология, но это я в общих чертах рассказываю. Неконкретно, потому что это большой отдельный вопрос - что-такое музыкальная технология и почему она должна быть такой

видео - фрагмент репетиции и реакция на музыку 10ти месячного ребёнка

Эта особенность очень интересная - я пришёл к этому интуитивно, но в Америке через интернет мы нашлись через живой журнал. Я там вёл свой журнал - су-музум-ус - журнал связанный с культурологией и о возможностях постижения музыки и т.д. Не только музыки естественно, потому что всё взаимосвязано - живопись, музыка и любые искусства - они всё-равно базируются на определённых факторах погружения. На просторах интернета я встретился с человеком потрясающим, которая создала новую программу, а я до этого уже вертикально ноты записывал для себя - мне казалось, что читать ноты горизонтально - не логично, потому-что какой-то логики нету и тогда, интуитивно, я подумал, а почему бы не перевернуть партитуру и не начать записывать как бы вот так - сверху вниз - и она как папирус, как пергамент - ты пишешь и она идёт - так вот ( показывает)

Шалонский - ты сам это придумал?

Вал - да! Ты пишешь и он идёт так вот, так же и играешь...

Шалонский - не видел такой технологии

Видео - 3х-летняя дочка играет и поёт ноты с вертикальной партитуры на экране компьютера

видео - джазовый этюд из школы В. Белинова "Гармония Блюза" в исполнении автора

Вал - Да и сегодня существует эта технология, просто я рассказываю потому что учитель или представитель , обучивщаяся гармонии в СССР, по-моему в Киеве , потом уехала в Америку - её псевдоним Ленка-Оленка, а зовут её Хеллен Хайнер . Она создала систему, живя в Хьюстоне. Создала программу и приехала ко мне и в программе процесс обучения и как его начать... Она теоретик по музыке и она исследовала психо-динамику процесса, если так можно сказать, постижения музыки - как и что зарождается с самого раннего возраста. Поэтому количество игр в которые можно играть, прежде чем подойти к партитуре, и то что партитура не должна быть очень маленькой, потому что у всех детей портится зрение, когда они начинают смотреть в ноты, а потом начинают носить очки... Этот процесс уже отрицательный...

видео - академический концерт ученика-аутиста проучившегося год по новой системе обучения

... Для здоровья, и визуального считывания. Что можно сделать? Подумала Ленка-Оленка
Она взяла перевернула партитуру - нарисовала две руки и понятно, что пять линеечек соответствуют каждому пальцу... Я провёл много опытов, дети любят эту партитуру, и когда ученик привыкает, мы потом совершаем процесс переадаптации, смены приоритетов и  в программе это всё учтено - там есть две партитуры, крупным планом на экране идут ноты вертикально - и дети читают с удовольствием - они понимают - вот левая рука слева и я всё левое тут играю - вот правая... Он всё видит визуально и у него это естественным путём входит в подсознание. Нотки поём - считываем. Потом постепенно начинается процесс автоматизации, потому что процесс считывания нот многоступенчатый. Теоретически у неё всё обосновано, создан софтвэйр и сегодня она преподаёт в Америке с большим успехом...

видео - телевизионный репортаж новостей из Хьюстона о программе музыкального обучения по системе Хеллен Хайнер

КК - А как вы сами начали своё творчество? Как вы пришли в музыку и решили заниматься этим? В детстве тоже в художественной школе учились?

Вал - Нет, ничего такого не было... Я пришёл в музыку... У меня в интернете есть рассказ об этом... Вкратце рассказать можно конечно...

КК - Что сподвигло тогда? Почему вы решили заняться музыкой?

Вал - это был мистический, совершенно, момент... Я его и запомнил, как совершенно мистический момент... Скорее всего - это было благословение Музы, в реальном смысле, я его во сне получил

КК - На всю жизнь?

Вал - Подробно рассказывать - всё это написано... можно прочитать. Но так вкратце могу сказать - будучи девятилетним ребёнком я во сне увидел конкретное существо, которое и пришло ко мне во сне и просто мне сказало - ты будешь выдающимся музыкантом, но 30 лет ты должен молчать о том, что ты сейчас увидел... И тридцать лет я молчал...

Видео - белые буквы на чёрном экране
      текст: "Вдруг среди ночи я внезапно просыпаюсь и понимаю что, то что я только что увидел во сне нужно рассказать кому-то. Бывает такой тип снов - когда видишь его, у тебя точное чувство, что ты не спишь - и всё как наяву - то есть находишься в другой реальности и всё помнишь и даже понимаешь что  спишь, но и не спишь - находишься как бы между двумя состояниями. Правда то что происходит с тобой абсолютно нереально и не может быть реальным. Либо  летишь, либо проваливаешься куда-то с бешеной скоростью - это был тот самый тип сна. Вдруг оказываюсь среди яркого света и спиной чую пристальный взгляд, полный неописуемого чувства, а сам сплю. Оглянуться даже сил нет, но как-будто поворачиваю голову и вижу неземной красоты женщину в светящемся ореоле. Образ настолько мощный, что сомневаюсь - может и не женщина и не мужчина. Не открывая рта, она (оно, оне) мне говорят или не говорят. В голове же отчётливо звучит мысль - громкий отчётливый голос без слов, но речь...
Нет ощущения понимания языка, на котором произносится мысль. Просто она возникает у тебя в голове, как твоя собственная!
"Ты будешь выдающимся музыкантом - звучит мысль. - но чтобы так произошло, ты не должен с этого мгновенья никому об этом рассказывать ровно 30 лет"
Мысль настолько ошеломляюща, что детский мозг не в состоянии вместить этот поток. Кажется, что мозги должны лопнуть от переизбытка чувств - и тут я мгновенно просыпаюсь... Вижу спящую палату - кому рассказать то что я пережил?
Затем контр-мысль - ведь я же никому не должен говорить!  Насколько 9ти летний мальчик может понять и осознать, настолько я понял и осознал. Это случилось! Срок в 30 лет показался мне вечностью - я не смогу никому рассказать об этом.
Образ существа (ангела) врезался в сознание, как светящийся сгусток - лицо не читалось, хотя я точно знал - оно было невыразимо прекрасным!!!
С этого момента я везде носил мысль постоянно с собой. И буквально, в течении недели я начал замечать новую способность воспринимать звуки. Я их слышал и хотел их слышать. Смотрел ли кино, танцевал ли на танцах... везде я ловил себя на том, что запоминаю звуки музыки! Где? Как? Что звучит?
Постепенно привыкая, что об этом знаю только я..."

... Более подробно об этом можно прочитать в интернете. Я получил благословение, после которого мой слух стал меняться и я начал слышать звуки. Фильм смотришь или что-то, интересы конкретные появились - хочу гитару, "поющие гитары", инструменталки того времени - я помню всё это - эфир зазвучал. Звуки зарождающегося рок-н-ролла, который доносился с гибких пластинок. Кто-то где-то записывал. Ни передач, ничего не было, где ты можешь подключиться к культуре, но внутренний ценз уже начал появляться, поэтому я отметал все варианты классического обучения. Мать водила меня отдавать на аккордеон, к каким-то вокальным учителям. Учительница пения говорила, что у вашего ребёнка хороший голос, его не надо упускать - в хоре я пел. Солистом хотели сделать - отказался! Потому что внутренний ценз уже появился - соответственно...

видео - уличный музыкант играет и птицы мирно сидят у него на руках и голове... Орган внутри собора играет мессу... кадры родного города и дома в тишине, центр старого города... Орган снова звучит

Желание инструмента тоже вышло из этого... Как-то ночью, я жил в Старой Риге и там сейчас уже никто не живёт, потому что давно расселили и все помещения нежилые, офисы

Шалонский - Одни рестораны, кабаки...

Вал - Нет, рестораны внизу ( смеются), а вверху, где я жил на пятом этаже - это отдельная история, я её тоже описываю и её можно прочитать. Так сложилось, что атмосфера существовала особая и опять же не было возможности куда-то бегать, дворов нет в Старой Риге, где общаться с мальчишками - один лазал по крышам... Очень любил по крышам лазить, через чердак, а там ничего и с одной крыши на другую , и почесал... Но, я имею в виду, что музыкально - атмосфера - Домский Собор - звуки органа, которые уводили куда-то... Это всё уже видимо показывало, что это не МП3 мышление...

конец 2й серии