Воины креатива. Об одноимённой книге и...

Максим Гуреев
                «Воины креатива».
                Об одноимённой книге и современной книжной индустрии в целом.



Лет 5 назад двоюродный брат подарил мне достаточно любопытную книжицу 2009 года издания (второе издание) под интригующим провокационным названием «Проект Россия». Да-да, заголовок выглядит именно так, хотя, по идее, редакторы крупного издательства «Эксмо» должны знать, что более верным с точки зрения академически выверенной русской пунктуации является вариант «Проект “Россия”». Однако, закавычить Россию представителям редакции то ли не позволило чувство патриотизма (во что лично мне слабо верится, если учитывать весь тот ширпотреб, который публикуется сейчас на коммерческой основе супротив по-настоящему высококачественной литературе, которая зачастую известна только кругам единомышленников и серьёзных экспертов), то ли не очень сильная грамотность редакционного совета (различные грамматические, пунктуационные, орфографические и прочие ляпсусы в тексте пусть и не кишмя кишат, но, всё же, временами встречаются), то ли была на то какая-то другая тактическая или стратегическая причина, – мне до сих пор неизвестно. Во всяком случае, из основного содержания книги соответствующего пояснения выудить не удалось.

Помимо названия в качестве некой интриги редакторы сопроводили основной массив информации приписочкой: «ОБЪЯВЛЕНИЕ. Издательство “ЭКСМО” разыскивает автора (авторов) книги “ПРОЕКТ РОССИЯ” с целью выплаты достойного гонорара. Уважаемый автор (авторы)! Просим Вас связаться с юридическим отделом издательства для подписания подготовленного для Вас авторского договора. Гарантируем привлекательность условий и надеемся на взаимовыгодное сотрудничество. Наш адрес: … Конт тел: … E-mail: … Желаем больших творческих успехов и надеемся, что вторая и третья книга, о которых упомянуто в “Проекте Россия”, выйдут в издательстве “ЭКСМО”».

Разумеется, ни один современный здравомыслящий человек не воспримет это за чистую монету, не пораскинув хоть чуть-чуть своими «мозгами»; пусть даже вечером на досуге, когда думать ни о чём более-менее серьёзном и всерьёз уже, вроде бы, и не хочется. Вызывают вопросы как, опять же, грамотность этого текста объявления, так и моральная составляющая напечатанного призыва. Без согласия самого автора кто-то там что-то там (якобы выгодное для него, автора) решил! Однако, ещё больше смущает то, что в нашей стране издавать произведения анонимов (тем более, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ тиражом от 8100 экземпляров) как раньше, так и сейчас, вроде бы, было не принято. Или я что-то в этом плане исторически упустил? :)

Ладно, Бог с ней, с первой книгой указанного цикла! Все сомнения в том, что издательство (как, впрочем, и другие заинтересованные физические и юридические лица) крайне затрудняется в том, чтобы при желании определить авторство, быстро развеялись, когда стартовый куценький «фолиант» оказался дополнен не только тремя основными продолжениями («Проект Россия. Выбор пути», «Проект Россия. Третье тысячелетие» и «Проект Россия. Большая идея»: 2007, 2009 и 2010 годы выпуска соответственно), но и не менее «анонимными» дилогиями с заголовками «Воины креатива. Главная книга 2008-2012» (2008) и «Воины Креатива. Праведный Меч» (2008), а также «Проект 018. Смерть?» (2015) и «Проект 018. Жизнь!» (2016) с маркировкой «От авторов Проекта “Россия”» (в 2016-ом редакторы отпечатали тиражи уже почему-то с правильными кавычками в названии! J). Если вам интересна история погони за авторством у одних дельцов и отбрыкивания от такового у других, то на эту тему вы можете найти массу материалов в Интернете. Данную интригу не обошла своим вниманием и попсовая «Википедия» (вот она-то, действительно, до поры, до времени анонимна!). Однако, в силу любви к разумному инвестированию своего времени мне гораздо интереснее другие нюансы истории затронутой книжной эпопеи; как то:

во-первых, интрига с якобы анонимностью тянулась не так уж и долго, ибо уже в 2008 году была издана с аналогичными маркировкой и дизайном «Крепость “Россия”» (указанные авторы: Михаил Леонтьев, Александр Невзоров), а в 2009-ом – «Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России» (автор – Абел Аганбегян). Помимо них в серии «Проект “Россия”» (которая красуется сейчас, к примеру, на таком раскрученном сервере, как «Ozon.ru») были опубликованы в 2010 году излишне политизированные уже в самих своих названиях «Битва за Арктику. Будет ли Север Русским?» Артура Инджиева и «Будет ли новая русско-грузинская война? Крах грузинской мини-империи» Андрея Епифанцева. Разумеется, можно, говорить о том, что первые два тома спровоцировали публицистическую активность у небезызвестных единомышленников «неизвестных» авторов, однако, достаточно отчётливая вписанность, казалось бы, разнородных книг в единый издательский бизнес-проект приводит ко вполне закономерному выводу о том, что ещё в 2006-2007 гг. (а, может быть, и раньше) определённым коллективом людей уже была разработана целая стратегия по продвижению в массы и определённой идеологии, и соответствующей ей книжной продукции. Надо признать, что стратегия в определённой степени удалась, и инвестиции в твёрдые переплёты и офсетную печать (минус «Воины креатива. Главная книга 2008-2012», которые отпечатаны на бумаге попроще) себя вполне оправдали. Во всяком случае, об этом свидетельствуют и активные интернет-обсуждения (не говоря уже о десятках тематических сайтов, посвящённых именно этой серии книг), и томики, которые были куплены за честно заработанные деньги моими родственниками и теперь красуются в их домашних (да и в моей тоже) библиотеках;

во-вторых, как и у любого другого успешного коммерческого начинания, у «Проекта “Россия”» завелись не только «продолжатели», но и «клоны»: дизайн и тематика первого издания стал нещадно эксплуатироваться в книжной индустрии современной России и вылился, в частности, в такие томики, как «Россия под ударом. Угрозы русской цивилизации» Сергея Кара-Мурзы (такое ощущение, что этот автор, попавший в моё поле зрения ещё, как минимум, в 2005 году, решил утвердить целый культ вокруг своего статуса известного политолога и лезет во все дискуссионные лакуны, а также и на все уже давным-давно распаханные поля современной отечественной политологии!) и «Проклятие России. Разруха в головах?» Андрея Раева (2011). Помимо этого, словосочетания заголовков, неизбежно провоцирующие ассоциации с изданием 2007 года, стали появляться и в других дизайнерских решениях: «Россия. Проекты жизни» (автор – Евгений Гусаров, издательство – «Достоинство», 2011), «Россия. Проект Империя» (автор – Евгений Гусаров, издательство – «Достоинство», 2012) …;

в-третьих, примечательно, что ещё в 2004 году с помощью издательских групп «Яуза» и «Эксмо» была опубликована книга известного исследователя и общественного деятеля, автора некогда нашумевшей «Конспирологии», А.Г. Дугина под названием «Проект “Евразия”». В центре внимания были практически те же самые темы: Россия и глобальное лидерство, проблемы и перспективы развития славянской цивилизации, разработка ключевых идеологических рычагов для прорыва страны и т.д. Однако, это ещё далеко не вся полнота информации об эксплуатации «бренда» патриотизма. В том, что «всё новое – это хорошо забытое старое», нас убеждает и тот факт, что идентичное название «Проект Россия» (причём тоже без правильных кавычек!) используется создателями специализированного журнала по архитектуре, градостроительству, дизайну и строительным технологиям ещё с 1995 года (на сегодняшний день в коллекции этого «бренда» уже 83 номера). Поскольку никаких совпадений не бывает и всё в этом мире так или иначе детерминировано, то нам следует констатировать то обстоятельство, согласно которому в России уже, как минимум, 12 лет подряд определёнными инициаторами развивается тенденция перенесения технократических наработок в сферу гуманитарного дискурса. В частности, мне самому ещё в относительно далёком 2005 году удалось принять участие в общероссийском конкурсе «Гуманитарные технологии и лидерство России в современном мире» (организатор – «Национальный Институт “Высшая Школа Управления”»).



Полный текст:

Гуреев, М. В. «Воины креатива». Об одноимённой книге и современной книжной индустрии в целом [Электронный ресурс] // Портал научно-практических публикаций (ISSN 2313-0342). – Режим доступа: http://portalnp.ru/2017/07/9804. – Дата публикации: 5.07.2017. – [0,6 п.л.].