Про уроки

Людмила Петрова 3
Уроки истории я не любила. Наша учительница по истории в 6 – 8 классе старательно пересказывала учебник, и мы даже следили по тексту за ее словами, вдруг что-то забудет. Но от текста она не отступала, видимо, выучила наизусть. Это было скучно. Вот на уроках литературы наоборот: Евдокия Александровна Хохлова (замечательный учитель) заставляла нас высказывать свои мысли о литературных героях, не любила, когда пересказывали учебник, а если в сочинениях не было своих мыслей и рассуждений, больше тройки не ставила, считала такое сочинение «халтурой». И я очень благодарна ей за такой подход, она учила нас думать.

Познание истории всеобщей и истории своей страны важная составляющая развития души, личности. Поэтому каждое правящее лицо или группа лиц пытается подправить историю под свои интересы, и появляются всякие странные учебники истории, которым дети верят, и по которым ориентируются в дальнейшей своей жизни. Такими были учебники истории моего поколения и поколения моих родителей. Да и сейчас они грешат тем, что отражают взгляды составителей.
 
Мама рассказывала, как ей в школе всегда было жутко, когда в класс входил учитель истории с каменным лицом и говорил: «Дети, возьмите черный карандаш, откройте учебник на … странице и зачеркните портрет (например, Блюхера или др.). Это враг народа».  После этого ей было страшно открывать учебник, со страниц которого на нее смотрели перечеркнутые черным карандашом «враги народа».

В моих учебниках по истории такого уже не было. Но не было и истории возникновения самого Русского государства: ни варягов, ни Рюрика, ни княгини Ольги, ни князя Владимира, ни Михаила Романова. Зато было татаро-монгольское иго. Были Степан Разин и Емельян Пугачев, предводители народных восстаний. Запомнился еще Богдан Хмельницкий и гетман Мазепа. Без Петра Первого тоже было не обойтись, а вот остальных Романовых пропускали через одного. Когда мне мой дедушка говорил, что поляки брали Москву в XVII веке, я ему не верила. Москву только Наполеон брал, а дедушкины учебники были неправильные.

И вот сейчас в наше тоже смутное и неспокойное время я стала понимать, что историю надо учить не только по учебникам, а по воспоминаниям современников, по их дневникам, записям, рассказам своих бабушек и дедушек. И очень важно рассказывать правду о своем времени даже не своим детям, а своим внукам. Поэтому и записываю то, что помню, может быть, кому-нибудь пригодится.