Вислава Шимборска. Долгопят

Егор Черепанов
Долгопят

Вислава Шимборска (пер.с польского)

Я долгопят, сын долгопята,
Внук долгопята и правнук,
Зверёныш малый, сложенный из двух зрачков,
Плюс небольшой остаток,
Спасённый чудом от природного отбора,
Как оснащение негодный никуда.
Сижу в ошейнике,
И железы мои мне не приносят счастья.
Концерты проведутся без моих кишок.
Ядолгопят
Сижу живой на пальце человека.

День добрый вам, великий господин.
Что вы дадите мне за то,
Что ничего я не могу иметь?
Чем, ваша милость, вам меня вознаградить?
Какую мне, бесценному, присудите вы цену
За все старанья для улыбок ваших?

Великий господин хорош,
Великий господин доброжелателен весьма,
И кто бы это подтвердил, когда бы не было
Зверушек недостойных смерти?
Вот вы смогли бы?
Или того, что вам известно о себе,
На ночь бессонную хватает от звезды и до звезды.

И только мы, немногие, что в шкурах, неотобранных у нас,
Не сняты с кости и не выбиты из перьев,
Достоинство храня в рогах, клыках, шипах,
И что ещё там кто имеет
Из хитрого белка.
Мы служим вам, большие дамы, всем вашим помыслам.
Доказываем вашу невиновность на короткий миг.

Я долгопят, отец и дедушка,
Зверёныш малый, половинка от чего-то,
Однако, целое иных не хуже.
Так лёгок я, что веточки растут, меня не замечая,
И уж давно меня могли бы в небо взять,
Когда б ни должен раз за разом
Я камнем опадать с сердец,
О ах, растроганных.
Ядолгопят
Я знаю, как много нужно, чтоб быть долгопятом.