Некоторые аспекты художественной фотосъёмки грибов

Алексей Захаринский
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОСЪЁМКИ ГРИБОВ МАКРОМИЦЕТОВ

Вступительное слово на открытии персональной фотовыставки
«Чудо чудное. Редкие и необычные грибы Новой Москвы».

Мне хочется сразу обратить внимание зрителей, что, несмотря на то, что героями выставки являются биологические объекты – грибы, это всё-таки не научная, а художественная экспозиция. В отличие от ботаника, у художника совершенно другой способ восприятия мира – не через разум, а через чувства.

Мы имеем дело с живыми, удивительными, совершенными созданиями Творца или Высшего Разума - как вам удобнее. И нельзя описывать ну, например, Плакун, только как "Листья сидячие, при основании сердцевидные или округлые, продолговато-ланцетные, цельнокрайные, на верхушке заостренные, опушенные с обеих сторон или снизу. Цветки собраны в густые кистевидные соцветия на верхушках ветвей "

У каждой травы, у гриба, есть своя душа. Сейчас эти слова вызовут улыбку. Но наши предки, не испорченные рациональным мировоззрением, характер травы умели схватить, умели передать его сильным своей дремучей красотой словом заговоров:

"...Плакун-Трава всем травам Мати.
Почему Плакун-Трава всем травам Мати?
Потому Плакун-Трава всем травам Мати,
Что Сама Лада-Матушка на неё слёзы ронила,
Когда о горестях Земли Русской скорбела».

Позднее Ладу заменили Богородицей:

«Плакун-трава всем травам мати.
Почему ж Плакун-трава всем травам мати?
Когда вели Христа на распятие,
Плакала мать Пресвятая Богородица,
Ронила слёзы из ясных очей на сыру землю;
От Неё ли от слез от пречистыих
Выростала на землю Плакун-трава;
Из того Плакун из кореня
У нас режут на земли цюдны кресты,
А их носят старцы-иноки,
Мужие их носят благоверные:
Они тем, сударь, больше спасаются».

(Голубиная книга).

У меня много фотографий Дербенника иволистного. Но Плакуна нет ни одной. Потому, что Дербенник – это научное название травы, а Плакун – легендарное.

И чтобы сделать фотографию Плакуна надо, во-первых, понять его суть, во-вторых, выразить эту суть изобразительными средствами фотографии. Пока мне это не удалось. Вот моё фото Дербенника. Оно выполнено технически грамотно, подобран хороший фон, и даже те самые капельки на лепестках видны. Но, повторюсь, это не Плакун. Фотография не создаёт и тени ощущения таинственности, сродни тем стихам из Голубиной книги.

Да, фотограф-натуралист должен знать и ботанику. Растение или гриб на фотографии должны быть определены, желательно до вида. Это знак хорошего тона. Фотограф должен знать, какие явления приводят к появлению капель жидкости на листьях травы, когда можно этого ожидать. Но это не главное. Главное – подобно древним творцам заговоров, ухватить, угадать сущность травы. И это должно подсказать, в каком ракурсе, на каком фоне, используя какой свет её снимать.

Вот так мне повезло с Петровым Крестом. Зная, что побеги этой травы находятся под землёй, а цветоносный стебель пробивается в наш мир немногим более, чем на месяц, мне пришла мысль снять этот цветок в холодном, почти фосфоресцирующем цвете. Как будто он светится сам, как будто он принёс этот свет с собой из-под земли. Ботаники, конечно, это не оценили и не приняли, мол, цвета неестественные. Но художнику на учёных ориентироваться нельзя. Критерии тут совершенно разные. Именно неестественные цвета придают этому снимку таинственность, подчёркивают загадочность этой травы.

То же и с грибами. Они ещё более удивительны. В названиях моих работ часто используется эльфийская тематика:
"Волшебный орг`ан эльфов", «Канделябры эльфийского дворца», "Пещера подземных королей", «Волшебный кубок эльфов».

Подобно тому, что в наше время голос пророков уже не слышится, но ещё звучит его эхо, так и теперь нам не увидеть маленьких лесных существ в одежде изо мха и палой листвы. Но вещи, которыми они пользуются, открыты взгляду детей, поэтов и художников. И у меня много таких работ, где они запечатлены.

Волшебный орган эльфов – это гриб Гиерициум коралловый. Он состоит из неисчислимых каскадов духовых труб, объединяемых в регистры. Как и в человеческих инструментах этого рода, они группируются в принципалы, флейты, гамбы, аликвоты, микстуры... В их расположении меньше упорядоченности, но, видимо, у эльфов свои критерии.

Увидеть бы, как в первый день полнолуния после Купальских празднеств
из ствола поваленного дуба выходит старый эльф в коричневом камзоле и чёрных чулках, садится за тончайшие мануалы органа, и по лесу плывёт необычайно красивая мелодия, которую человек не в силах воспроизвести. И кто её слышит, остаётся навеки зачарованным. Обыденность становится для него невыразимо скучной. На всю жизнь он теряет покой, постоянно уходит в лес и ищет, ищет там что-то неведомое, непонятное, непостижимое...

Тот же Гиерициум может выступать и в другой ипостаси. Стоит только его подсветить фонариком, как там открываются загадочные ходы в иные миры и планы бытия. Из таинственных пещер пробивается неземной свет. Человеку вовеки не пройти этими ходами, если только его не проведут туда эльфы. Но непременно хочется туда попасть рано или поздно. Когда будем достойны. Когда слетит с нас то, что мешает, но то, что мы очень ценим. При жизни от нас многое скрыто. Узнать, наконец, разгадку этой тайны – что травы в нашем мире, кто они на самом деле? Почему они способны лечить человека? Почему нам бывают так милы цветы? Какая сущность воплощена в них?

Предания глубокой, древней старины рассказывают о великолепных пирах эльфов. Ведь тогда некоторые из смертных могли быть гостями на этих торжествах и вернуться в свой привычный мир. Все они рассказывают о необычайном сосуде – непременном атрибуте колдовских застолий – Волшебном кубке. Вино в кубке никогда не иссякает. Мало того, повинуясь желанию эльфов, содержимое кубка всё время менялось, превращаясь в самые разные изысканные сорта вин.

И мало кто знает, что аналогом этого кубка на физическом плане является редкий весенний гриб, который иногда попадается сборщикам сморчков. Он называется Урнула Кратериум. Выглядит она зловеще, похожа на погребальный сосуд. Но если налитая вами внутрь вода сумеет удержаться.... Да что я говорю, смотрите сами. Это не монтаж и не фотошоп. Я лишь только подчеркнул цвета.

Летом на валежнике часто растёт гриб, называемый неискушёнными грибниками рогатиком. В принципе, он съедобен, но совсем не вкусный, так что особой пользы сборщику от него нет. Но стоит только склониться к нему, рассмотреть детали строения, и мы увидим, что каждая веточка на верхушке ветвится, образуя новые отростки. Тот, кто дал грибу название Клавикорона увидел в этих отростках венок из булавок или даже булав (от clava, дубина, булава + corona, венец, венок). А мне удалось увидеть необыкновенные канделябры. Поэтому и назвал свой снимок «Канделябры эльфийского дворца». Интересно, откуда произошло другое название этого гриба – Артомицес (греч, артос + мицес) хлеб-гриб?

Редкую Ксилярию гипоксилон часто называют пальцами мертвеца. Представляю, каково их увидеть в полной темноте, т.к. про это гриб пишут, что он обладает слабым свечением. Но молодые, ещё неразветвлённые плодовые тела скорее напоминают фигуру человека. Это я использовал в фотографии «Знамение Ксилярии гипоксилон». Трудно не заметить, что у каждого человечка здесь – свой характер. Первый наблюдает знамение надменно, без всякого страха. Второй, наоборот, страшится этого необычного явления. А две последние фигуры (возможно, супружеская пара) глядят без страха, но и с должным почтением.

Эту фотографию я делал с двумя фонариками – один спрятал внизу во мхе, для создания контрового, подчёркивающего очертания фигур, света. А взмахами второго создавал само «знамение».

Мир природы - это добрый, волшебный, и потрясающе красивый мир, в который хотя бы на время уходишь от привычного, но такого нежеланного реального. Да, те, кто сейчас определяет нравы этого мира, не слышат ни эха голоса пророков, ни гласа всякого дыхания, хвалящего Господа, ни радости великолепного буйства зелени, с такой же силой устремившейся к Солнцу, как и в предвечный Третий день: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое...». Даже само понятие веры для таких людей оказывается совершенно непонятым. Они могут верить только в то, что могут ощутить. Вот поэтому в нашем мире в чести только то, что приносит ощутимую пользу. И ради этого то, другое, тонкое, духовное, ощутимое не всеми – уничтожается. Даже траве и той не дают расти – скашивают, как только она немножко осмелится поднять свой стебелёк. И это кладбище выкошенных травинок на голой земле теперь принято называть «красотой». Да и леса, безжалостно вырубленные только для того, чтобы спрямить дорогу, свидетельствуют о том, что отнюдь не красота правит нашим миром.
И только каким-то чудом ещё обитающие в этом жёстком и прагматичном мире художники, свидетельствуют о том, что красота в мире ещё не иссякла. Она просто таится и ждёт часа, когда люди, наконец, станут способны услышать её голос.

Фото автора
Статья со всеми фотографиями https://vk.com/prirodanao?w=wall-153182573_18
Фотоработы автора, посвящённые грибам https://500px.com/zakharinskij/galleries/griby-moi-snimki