Когда переводчик не требуется

Татьяна Александровна Андреева
В начале этого года на литературном вечере я познакомилась с череповецким дагестанцем, Сефербеком Сефербековым, большим любителем и ценителем поэзии, восточной равно, как и русской.  Мне не забыть, как вдохновенно он читал присутствующим рубаи Омара Хайяма и стихи Николая Рубцова. Он заинтересовался тогда и моими скромными стихами, но у меня давно не осталось, ни одной книжицы, и я обещала ему, как только переиздамся  сообщу, где её взять.

Наконец книжка вышла, и я позвонила Сефербеку.  Мы поговорили о том, о сём, и он весело сообщил мне, что в данный момент у него гости из Дагестана, пьют вино, а он читает им разные стихи.  И тут Сефербек сказал замечательные слова:

- Представляете, сидим мы сейчас на кухне - даргинец, табасаранец и лезгин, у каждого свой родной язык, а понимаем мы друг друга только потому, что говорим на русском, и переводчик не требуется!

Тогда, сразу после литературного вечера, я заинтересовалась историей и этносом Дагестана.  Не все у нас знают, что в этой трёхмиллионной республике огромное количество наций и одних только официальных языков – тридцать шесть, что приводит к определённым трудностям в общении.  Поэтому русский язык не только устраняет эти трудности, но и объединяет народы.  Думаю, что и Советский Союз, в который на момент распада входило пятнадцать республик, кроме политики и экономики, объединял русский язык, охватывая культуру каждого входящего в него народа.  Союз давно перестал существовать, а русский язык, как объединяющая и скрепляющая сила, остался.  Жители всех стран СНГ общаются друг с другом и ведут торговлю исключительно на русском.  И даже на Украине, где пытаются его вытравить силой, президент и депутаты Рады в самые острые моменты «дискуссий», направленных против России, когда все аргументы исчерпаны, сами не замечая, переходят с украинского на ненавистный им русский.  Это смешно и грустно. 

Однако, пройдёт время, остынут горячие головы, уйдут в небытие многие сегодняшние политики со всем их экстремизмом и глупостью, а русский язык останется, и мы по-прежнему будем собираться в гостях друг у друга, пить заздравное вино и общаться без переводчика.

21.07.2017